Файл: Обучающийся Соколова София Владиславовна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Соколова София Владиславовна
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
-
Практическое занятие 2
Задания по теме 2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Цель занятия: закрепление знаний о психолого-педагогических характеристиках детей с ОВЗ; формирование умения разрабатывать модель взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):
К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или внутренние) и экзогенные (или (внешние) причины.
У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной памятью. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.
Задание 2. Составьте анкету из 4-5 вопросов для педагога дополнительного образования с целью выявления специфики, проблем, особенностей и направлений работы с детьми с ОВЗ (семьей ребенка с ОВЗ). При разработке анкеты необходимо сформулировать цель анкеты и представить примерные вопросы.
Ответ:
Анкета для опроса педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Цель: определение уровня готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Уважаемые педагоги! Просим Вас принять участие в опросе! Ваше мнение для нас является очень важным и поможет скорректировать работу в данной области.
Укажите свой стаж работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- до 3 лет;
- от 3 до 10 лет;
- от 10 до 20 лет;
- более 20 лет.
Ваш опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- индивидуальное обучение на дому;
- класс в отдельной школе (школе для детей с ОВЗ);
- общеобразовательный класс (инклюзивно);
- отдельный класс для детей с ОВЗ в образовательной организации.
Каковы особенности детей с ОВЗ, с которыми Вы работаете?
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- нарушения зрения;
- нарушения слуха;
- нарушения речи;
- задержка психического развития;
- другое (укажите) ______________________________
Какие знания необходимы педагогу при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
- об особенностях развития детей с различными типами нарушений;
- об организации учебного взаимодействия детей в классе;
- о способах адаптации содержания программы обучения;
- об медико-педагогических условиях, необходимых для обучения;
- о способах адаптации учебного материала.
Испытываете ли Вы потребность в получении помощи при работе с детьми с особыми возможностями здоровья?
- Да, часто.
- Иногда, по отдельным вопросам.
- Нет
Какой вид поддержки своей деятельности Вам необходим в процессе работы с детьми с ОВЗ?
- консультации специалистов;
- методическая помощь коллег;
- помощь ассистента на уроках;
- участие родителей.
С кем из перечисленных специалистов Вы часто взаимодействуете в своей профессиональной деятельности?
- учителя-предметники;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- медицинский работник;
- социальный педагог.
Возникают ли у Вас трудности при работе с детьми с особыми возможностями здоровья?
- да;
- нет.
Если Вы положительно ответили на предыдущий вопрос, назовите основные трудности, которые возникают у Вас при работе с детьми с ОВЗ (Впишите текст в пустые поля.)
Знаете ли Вы специализированные технологии, подходы и методы обучения детей с ОВЗ и готовы ли Вы поделиться своими знаниями с коллегами?
- да;
- нет.
Спасибо.
Задания по теме 2.2. Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.
Цель: формирование умения применять технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.
Задание 3. Провести анализ педагогической ситуации. Выделить положительные моменты дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Рассмотрим пример педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка. Возраст ребенка – 7 лет. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах, обучение носило несистемный характер, поэтому администрация образовательного учреждения лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучила условия проживания ребенка. Далее ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике.
Таким образом, терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.
Ответ:
Анализируя ситуацию можно сделать вывод, что дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность обучения, формируют и развивают навыки самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Кроме того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и реализации возможности общаться в видео- и аудио чатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей.
Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме «Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования».
Для этого ответьте на один из следующих вопросов:
1. «Детям с особыми потребностями – новые возможности!»
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.
3. Цель и задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании.
Ответ:
Цель: внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании и создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для получения качественного дополнительного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования и использованием Internet – технологий.
Задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании:
- разработать методики удовлетворения образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих сохранению их здоровья, с использование современных электронно-компьютерных технологий;
- создать условия для удовлетворения потребности в общении детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми.
Также задачами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс можно считать:
- пополнение информационного образовательного ресурса объединения;
- создание единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса;
- создание образовательного информационного Интернетпространства объединения, где размещается информация для учащихся и их родителей;
- повышение конкурентособности личности через освоение учащимися высоких технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
- увеличение эффективности коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
- формирование у учащихся потребность в систематическом и системном повышении внутреннего потенциала,
- освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.
4. Использование технологии дистанционного обучения в практике дополнительного образования.
Ответ:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.
Основными точками приложения усилий педагогов и психологов, в зависимости от возраста ребенка, должны стать:
1) составление индивидуальной траектории развития, «планирование жизни», развитие целеполагания учащегося с ОВЗ;
2) работа, направленная на «обучение» учащегося с ОВЗ принимать помощь и оказывать ее другим;
3) обучение навыкам учебной деятельности и саморегуляции, направленным на фасилитацию физической и личностной автономии этих учащихся и повышения эффективности учебной деятельности;
4) работа по расширению сети социальной поддержки учащегося с ОВЗ;
5) работа (групповая и индивидуальная) по фасилитации психологического преодоления травмы, прежде всего, травмы инвалидности и выхода за рамки инвалидной субкультуры;
6) развитие навыков межличностного взаимодействия у учащихся с ОВЗ;
7) регулярный психолого-педагогический мониторинг, и мониторинг сформированности навыков учебной деятельности в течение всего процесса обучения.
Психологическая помощь учащимся с ОВЗ предполагает два основных направления:
1. Прямая помощь, оказываемая непосредственно учащемуся с ОВЗ.
2. Опосредованная помощь – оказываемая ему через его ближайшее окружение и работающих с ним преподавателей.