Файл: Обучающийся Соколова София Владиславовна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Соколова София Владиславовна

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна


    1. Практическое занятие 2


Задания по теме 2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Цель занятия: закрепление знаний о психолого-педагогических характеристиках детей с ОВЗ; формирование умения разрабатывать модель взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):

К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или внутренние) и экзогенные (или (внешние) причины.

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.


Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной памятью. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.

 

Задание 2. Составьте анкету из 4-5 вопросов для педагога дополнительного образования с целью выявления специфики, проблем, особенностей и направлений работы с детьми с ОВЗ (семьей ребенка с ОВЗ). При разработке анкеты необходимо сформулировать цель анкеты и представить примерные вопросы.

Ответ:

Анкета для опроса педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Цель: определение уровня готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Уважаемые педагоги! Просим Вас принять участие в опросе! Ваше мнение для нас является очень важным и поможет скорректировать работу в данной области.

Укажите свой стаж работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- до 3 лет;

- от 3 до 10 лет;

- от 10 до 20 лет;

- более 20 лет.

Ваш опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

- индивидуальное обучение на дому;

- класс в отдельной школе (школе для детей с ОВЗ);

- общеобразовательный класс (инклюзивно);

- отдельный класс для детей с ОВЗ в образовательной организации.

Каковы особенности детей с ОВЗ, с которыми Вы работаете?

- нарушения опорно-двигательного аппарата;

- нарушения зрения;

- нарушения слуха;

- нарушения речи;

- задержка психического развития;

- другое (укажите) ______________________________

Какие знания необходимы педагогу при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

- об особенностях развития детей с различными типами нарушений;

- об организации учебного взаимодействия детей в классе;

- о способах адаптации содержания программы обучения;

- об медико-педагогических условиях, необходимых для обучения;

- о способах адаптации учебного материала.



Испытываете ли Вы потребность в получении помощи при работе с детьми с особыми возможностями здоровья?

- Да, часто.

- Иногда, по отдельным вопросам.

- Нет

Какой вид поддержки своей деятельности Вам необходим в процессе работы с детьми с ОВЗ?

- консультации специалистов;

- методическая помощь коллег;

- помощь ассистента на уроках;

- участие родителей.

С кем из перечисленных специалистов Вы часто взаимодействуете в своей профессиональной деятельности?

- учителя-предметники;

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог;

- медицинский работник;

- социальный педагог.

Возникают ли у Вас трудности при работе с детьми с особыми возможностями здоровья?

- да;

- нет.

Если Вы положительно ответили на предыдущий вопрос, назовите основные трудности, которые возникают у Вас при работе с детьми с ОВЗ (Впишите текст в пустые поля.)

Знаете ли Вы специализированные технологии, подходы и методы обучения детей с ОВЗ и готовы ли Вы поделиться своими знаниями с коллегами?

- да;

- нет.

Спасибо.

 

Задания по теме 2.2. Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Цель: формирование умения применять технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Задание 3. Провести анализ педагогической ситуации. Выделить положительные моменты дистанционного обучения детей с ОВЗ.

Рассмотрим пример педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка. Возраст ребенка – 7 лет. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах, обучение носило несистемный характер, поэтому администрация образовательного учреждения лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучила условия проживания ребенка. Далее ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике.


Таким образом, терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.

Ответ:

Анализируя ситуацию можно сделать вывод, что дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность   обучения, формируют и развивают навыки  самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Кроме того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и реализации возможности общаться в видео- и аудио чатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей.
Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме «Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования».

Для этого ответьте на один из следующих вопросов:

1. «Детям с особыми потребностями – новые возможности!»

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

3. Цель и задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании.

Ответ:

Цель: внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании и создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для получения качественного дополнительного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования и использованием Internet – технологий.

Задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- разработать методики удовлетворения образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих сохранению их здоровья, с использование современных электронно-компьютерных технологий;

- создать условия для удовлетворения потребности в общении детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми.


Также задачами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс можно считать:

- пополнение информационного образовательного ресурса объединения;

- создание единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса;

- создание образовательного информационного Интернетпространства объединения, где размещается информация для учащихся и их родителей;

- повышение конкурентособности личности через освоение учащимися высоких технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;

- увеличение эффективности коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);

- формирование у учащихся потребность в систематическом и системном повышении внутреннего потенциала,

- освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.

4. Использование технологии дистанционного обучения в практике дополнительного образования.

Ответ:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

Основными точками приложения усилий педагогов и психологов, в зависимости от возраста ребенка, должны стать:

1) составление индивидуальной траектории развития, «планирование жизни», развитие целеполагания учащегося с ОВЗ;

2) работа, направленная на «обучение» учащегося с ОВЗ принимать помощь и оказывать ее другим;

3) обучение навыкам учебной деятельности и саморегуляции, направленным на фасилитацию физической и личностной автономии этих учащихся и повышения эффективности учебной деятельности;

4) работа по расширению сети социальной поддержки учащегося с ОВЗ;

5) работа (групповая и индивидуальная) по фасилитации психологического преодоления травмы, прежде всего, травмы инвалидности и выхода за рамки инвалидной субкультуры;

6) развитие навыков межличностного взаимодействия у учащихся с ОВЗ;

7) регулярный психолого-педагогический мониторинг, и мониторинг сформированности навыков учебной деятельности в течение всего процесса обучения.

Психологическая помощь учащимся с ОВЗ предполагает два основных направления:

1. Прямая помощь, оказываемая непосредственно учащемуся с ОВЗ.

2. Опосредованная помощь – оказываемая ему через его ближайшее окружение и работающих с ним преподавателей.