Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
-установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения контактному, информационному, побудительному,
- Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 88 c.
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013.
- 77 c
- Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А.
Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 90 c.
- Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский – М.: АПН РСФСР, 2016 – 76 с.
координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влиянии21.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций22:
1.Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).
-
- Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность
– общество.
В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы23. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне
- Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 95
c.
- Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. -
84 с. - (Хрестоматия по психологии).
- Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-84.
невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция. В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.
Коммуникацию делят на 3 уровня:
Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
Общественный – это общение человека с большой группой лиц. В структуре общения различают24:
-
- коммуникативную сторону;
- интерактивную сторону;
- перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми25.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения26:
-
-
- происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
- обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
- происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
-
- Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-441 с.
- Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 94 c.
- Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 44 с..
1)28:
-
-
- коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
- возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера27.
-
Структура общения как коммуникативной деятельности(см. Рисунок
- субъект общения – коммуникатор;
- объект общения – реципиент;
- предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
- действия общения – единицы коммуникативной активности;
- средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения29;
- продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.
- Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 421 с.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 73 c
- Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 73 c.
Рисунок 1. Структура общения
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, то есть обмене информацией, побуждениями, действиями30.
Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений31.
Типы взаимодействия32:
-положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:
а) кооперация; б) согласие;
в) приспособление; г) ассоциация;
- отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:
- Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 83 c.
- Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 73 c
- Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 141 c.
а) конкуренция; б) конфликт;
в) оппозиция; г) диссоциация.
Факторы, влияющие на тип взаимодействия33:
-
- степень единства подходов к решению проблем;
- понимание обязанностей и прав;
- способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга34.
Элементы социальной перцепции в структуре общения:
-
-
- субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
- объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
- процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
-
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания35.
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
- особенности субъекта:
а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
б) возраст;
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 84 c.
- Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дина, 2013. - 72 c.
- Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 37 с.
в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают36;
г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
д) психическое состояние; е) состояние здоровья;
ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия; з) ценностные ориентации;
и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
- особенности объекта37:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности38.
- отношения между субъектом и объектом восприятия;
- ситуация, в которой происходит перцепция.
В социальной психологии существует специальный термин
«интерактивная сторона общения», этим термином обозначаются те компоненты общения, которые относятся к совместному взаимодействию
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выгодского)./Б.Д. Эльконин - М.: Тривола, 2014. - 85 с.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2008 – 411 с.
- Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 74 c
людей и организации их деятельности39. Логически достаточно легко прийти к тому выводу, что общение и взаимодействие людей это единые компоненты, но достаточно трудно разделить эти два понятия.
Некоторые из психологов рассматривают общение и взаимодействие как человеческую коммуникацию в узком смысле этого слова, то есть просто как обмен информацией, другие считают, что эти два компонента относятся друг к другу как форма некоторого процесса и содержание этого процесса. В некоторых случаях считается, что они связанны между собой, но и в то же время самостоятельны, общения как коммуникация , взаимодействие как интеракция40. Эти разногласия частично порождаются тем, что понятие
«общение» понимается в некоторых случаях то в широком смысле, то в узком смысле этого слова.
Если рассматривать характеристику структуры общения с учетом того, что общение принимается в широком смысле этого слова, то есть как реалия общественных и межличностных отношений, и оно включает в себя коммуникацию как обмен информацией (в узком смысле), то вполне возможно допустить то, что взаимодействие предстает, как другая сторона общения, в отличие от коммуникативной стороны41.
Любой коммуникативный процесс рождается в результате какой-то совместной деятельности, развитие этой деятельности предполагает обмен знаниями и различными идеями по поводу этой деятельности. Каждый участник совместной деятельности должен принимать участие в ней и вносить какие-то свои коррективы и вкладываться в нее.
Участники не только обмениваются информацией, но и организовывают и планируют совместные действия. Причем один индивид может
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 90 c.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 96 c.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2008 – 85 с.
регулировать своими планами действия другого индивида, в результате чего деятельность становится совместной или групповой.
Из этого всего напрашивается вывод, что другая сторона общения, которая обозначается понятием «взаимодействие» – это фиксация не только обмена информацией меж индивидами, но и организация совместной деятельности42.
Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей. Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности. Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга43.
Интерактивная сторона общения - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности44.
Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее45. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией,