Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
- Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-66 с..
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013.
- 94 c
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум,
2013. - 52 c.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 85 c.
но и организовать «обмен действиями», спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее.
Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения46. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является сам результат общих усилий.
Факторы и основные стили поведения. Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта47, а именно:
Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.
Каждый человек периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что на какой-то позиции временно останавливается, что предполагает больше вреда, чем пользы48. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детей брать на себя роль взрослого. Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших в семье, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.
У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает
- Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 88 c.
- Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский – М.: АПН РСФСР, 2016 – 73 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 90 c.
достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов49.
У каждого человека во время контакта есть определённая роль, которой он придерживаемся.
Развитие человека контролирует общество, так как мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, получить регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения. Поэтому при встрече чаще всего люди улыбаются друг другу и здороваются. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.
Редко встретишь того, кто успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно. А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации50.
Типы поведения во время конфликтов.
Избегание, уклонение. По каким-либо причинам личность предпочитает уклоняться от ответственности за свои поступки, желания, и вообще, жизнь. Она не отстаивает свои права, не участвует в споре и не заинтересована в удовлетворении своих потребностей, довольствуясь тем, что удаётся получить, не заявляя о предпочтениях51. Этот стиль оправдан в тех случаях, когда конфликт слишком сложный и затяжной, и чтобы сохранить свои ресурсы и позаботиться о безопасности, проще действительно его избегать.
Конкуренция – само понятие говорит о какой-то агрессивности, борьбе за первенство, сравнении, обесценивании и превосходстве52. В каких-то
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 222 c
- Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова.
- М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 73 c.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 73 c
- Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 61 с..
ситуациях она придаёт сил и энергии, в каких-то наоборот, пугает и
«обездвиживает». Благодаря ей было сделано много гениальных открытий, но и многих она «погубила», доведя до депрессии, апатии и одиночества.
Приспособление – выбирают в тех случаях, когда огромную ценность представляют сами отношения, и человек решает уступить в каком-то вопросе, лишь бы не возникали противоречия53. Бывает, что сама ситуация не стоит того, чтобы портить налаженное общение, либо, когда индивид понимает, что силы не равны, и он проиграет, поэтому не остаётся другого, кроме как смириться.
Сотрудничество – очень ресурсное по своей сути действие, так как подразумевает поиск решений, которые приведут к выгоде каждого из участников конфликта, чтобы все были удовлетворены исходом, и не было пострадавших и ущемлённых.
Компромисс - это умение идти на уступки, только не односторонне, как в случае с приспособлением, а взаимно и равноценно54.
Факторы, влияющие не только на процесс контакта, но и человека в целом:
Расстояние. Оно зависит от того, насколько они готовы сотрудничать.
Ориентация. Социальная психология выяснила тот факт, что в зависимости от того, как человек расположен к собеседнику, так он показывает своё отношение к нему55.
Внешние барьеры. В случае, когда необходимо достигнуть компромисса или стать ближе, обязательно располагайтесь так, чтобы не было между людьми препятствий в виде столов, стульев и прочих предметах интерьера.
Таким образом, в психологии существует термин интерактивная сторона общения, данный термин означает, что все компоненты общения относятся к
- Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 84 с.
- Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 77 c.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 95 c.
совместному взаимодействию людей и их деятельности. Общение, взаимодействие являются едиными компонентами, однако они трудно различаются. Интерактивная сторона общения обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, с организацией их деятельности. Структура совместной деятельности состоит из целей, которые предполагают определенные конечные результаты. Мотив является одним из основных компонентов общения, так как именно он движет участниками и вдохновляет их на взаимодействие. После мотива в иерархической структуре общения идет взаимодействие, которое у человека выражается в кооперации и конкуренции. Каждый их этих компонентов имеет определенные цели, и направлен на удовлетворение собственных интересов, желаний. У каждого человека во время взаимодействия есть определённая роль, которой он придерживаемся. Редко встретишь того, кто успешно избегает взаимодействия с людьми, находясь в социуме – это невозможно, а каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации. В психологии есть множество способов, позволяющих избежать конфликтных ситуаций, либо свести их на нет.
2. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕНИЯ
2.1.Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
Взаимодействие субъектов общения непосредственно связано с информационными обменами, происходящими между людьми в процессе их совместной деятельности.
Взаимодействие субъектов общения представляет собой процесс, акт установления контактов, с помощью выработки общего смысла воспринимаемой, передаваемой информации56. Задачей взаимодействия субъектов общения является достижение социальной общности, при этом, уникальность, индивидуальность каждого субъекта сохраняется.
Смысловое восприятие является целью действий, которые называют коммуникативными57.
Как социологический процесс, взаимодействие субъектов общения, рассматривается как процесс обмена информацией, сведениями, передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем58.
Социологический аспект взаимодействия субъектов общения выявляет специфику средств связи любых объектов духовного и материального мира. Данное понятие широко используется в различных средствах массовой информации.
Влияние и широкое распространение взаимодействия субъектов общения породили понятие общего информационного поля, в котором живет современное общество.
- Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 95 с.
- Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 95 c.
- Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 32 c.
Взаимодействие субъектов общения, как массовый процесс, представляет собой постоянной распространение информации с помощью технических средств связи, и выступает как особая функция общения, проявляющаяся в принятии и передачи информации59. Данная функция играет не маловажную роль в межличностных отношениях, так как информационные ресурсы определяют значительную часть жизнедеятельности человека в современном мире.
Человек, который передает информацию, называется коммуникатор, а тот, который е воспринимает реципиент60.
В процессе взаимодействия реципиент и коммуникатор меняются местами, так как функция восприятия и передачи информации переходит от одного к другому. Имеют место такие ситуации, когда данные функции закрепляются за субъектами в течение определенного периода.
Глобальное явление, которое выходит за пределы простого человеческого общения, называют информационный обмен61.
Специфика межличностного обмена значительна, так как процесс психологической обратной связи определяется возникновением коммуникативных барьеров, проявлением феноменом межличностного влияния, разных уровней передачи информации, влиянием времени, пространства на передачу содержания информации62.
Особенность процесса психологической обратной связи заключается в том, что есть необходимость выработки единой знаковой системы, единого понимания обсуждаемых вопросов во время взаимодействия субъектов общения. Во время общения, каждый человек, получая определенный объем информации, интерпретирует ее. Интерпретация зависит от информации, ее
- Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 74 с.
- Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. 85 247 c.
- Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 54c.
- Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 62 c.
индивидуального опыта воспринимающего, его общего развития, уровня знаний и т.д. 63
Общение представляет собой процесс коммуникации, то есть обмен информации, который имеет значение для субъектов общения. Средства общения подразделяются на две основные группы64:
1 – вербальные (словесные), 2 – невербальные.
По мнению ряда ученых, передача информации происходит за счет вербальных средств, в процентном соотношении это 7 %, за счет звуковых средств, например, интонации, тона голоса и т.д. – 38 %, на счет невербальных средств – 55 %65.
Между невербальными и вербальными средствами общения имеется ряд функций - по вербальному каналу передается информация, по невербальному каналу – отношение к субъекту общения.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.