Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
435
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
434
Справочник командира птицы, тракторов, сельскохозяйственной техники, оплата труда рабо- чих и служащих и т. п.), на удовлетворение культурно-бытовых, хозяй- ственных и других потребностей воинских частей в размерах и в по- рядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации.
На содержание подсобных хозяйств воинских частей не должны расходоваться средства, выделяемые Министерству обороны Российс- кой Федерации из государственного бюджета.
Руководство подсобным хозяйством в соответствии с п. 10 Положения о подсобном хозяйстве воинской части, учреждения и военно-учебного заведения, утвержденного приказом заместителя министра обороны
СССР — начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 31 мая 1985 г.
№ 57, осуществляет командир воинской части через своего заместителя по тылу и начальника продовольственной службы воинской части.
В подсобном хозяйстве разрешается содержать свиней, все виды мясного и молочного скота, лошадей, кроликов и птицу, а также иметь теплицы, парники, фруктовые сады и водоемы для разведения рыбы.
Выращивание зелени, овощей и картофеля, производство зернофураж- ных, грубых и сочных кормов осуществляется на землях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, или на землях государственного фонда с разрешения местных органов власти.
Продукция подсобного хозяйства расходуется:
— на плановое обеспечение личного состава части;
— на дополнительное питание в праздничные дни, в период проведе- ния учений, маневров и других мероприятий военнослужащих, имею- щих право на бесплатное котловое довольствие, суворовцев, нахимов- цев, воспитанников военно-музыкальных училищ, музыкантских воспи- танников штатных военных оркестров, курсантов (не военнослужа- щих) училищ и школ специалистов плавсостава Военно-Морского Флота,
больных, находящихся на излечении в военно-лечебных учреждениях
(кроме санаториев), а также военнообязанных и проходящих военную подготовку студентов, курсантов и учащихся высших и средних специ- альных учебных заведений, призванных на сборы (стажировку).
Продукция подсобного хозяйства, используемая на дополнительное пита- ние, отпускается бесплатно только для лиц, получающих положенные им продовольственные пайки в виде питания через столовую воинской части.
§ 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О материальной от- ветственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязаннос- тей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут матери- альную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более 1 оклада месячного денежного содержания и 1 месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более 2 окладов месячного денежного содержания,
за исключением случаев, когда указанным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответствен- ности.
щества при осуществлении военно-технического сотрудничества, на- правляются:
— на дополнительное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупки и ремонт вооружения и воен- ной техники;
— на финансирование неотложных задач и социальную защиту во- еннослужащих.
Использование централизованных СВИ центральных органов воен- ного управления осуществляется по решениям:
— министра обороны Российской Федерации на обеспечение воен- нослужащих жилыми помещениями в порядке финансирования по представляемым в ГлавФЭУ заявкам органов военного управления с приложением финансово-экономического обоснования предстоящих расходов, согласованных с начальником строительства и расквартирова- ния войск — заместителем министра обороны Российской Федерации;
— руководителей центральных органов военного управления на вос- становление вооружения, военной техники и материальных средств,
решение социальных проблем и на иные виды финансового обеспече- ния деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в поряд- ке финансирования по представляемым в ГлавФЭУ заявкам с прило- жением расчетов и обоснований.
Кроме того, продолжает действовать приказ министра обороны СССР
«О подсобных хозяйствах воинских частей» от 5 февраля 1985 г № 25.
Подсобные хозяйства воинских частей содержатся на условиях само- окупаемости. Оплата труда рабочих и служащих подсобных хозяйств производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Производственно-хозяйственная деятельность указанных подсобных хозяйств осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми
Министерством обороны Российской Федерации.
Подсобные хозяйства воинских частей освобождаются от продажи сельскохозяйственной продукции по государственному плану ее заку- пок. Все кожевенное и шубно-меховое сырье, полученное от убоя жи- вотных и падежа их от незаразных заболеваний, а также шерсть, полу- ченная от стрижки овец, должны быть проданы государству в обяза- тельном порядке через заготовительные организации.
Воинским частям разрешается покупать за счет средств, поступаю- щих от реализации сельскохозяйственной продукции подсобных хо- зяйств, продовольственные товары (кроме мясопродуктов) для органи- зации дополнительного питания военнослужащих.
Денежные средства, полученные подсобными хозяйствами воинских частей от сдачи сельскохозяйственной продукции для планового обес- печения продовольствием личного состава армии и флота и от реали- зации этой продукции, используются:
— до 25 % — на централизованное строительство складов, холодиль- ников, овощехранилищ, предприятий и других объектов хозяйственно- бытового назначения продовольственной службы Министерства обо- роны Российской Федерации;
— до 1 % — на премирование военнослужащих, рабочих и служа- щих, участвующих в работе подсобных хозяйств воинских частей.
Остальные денежные средства подсобных хозяйств расходуются на организацию и ведение этих хозяйств (строительство и ремонт жи- вотноводческих помещений, парников и теплиц, приобретение скота и
437
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
436
Справочник командира ного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от
100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71
Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем под- жога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, нака- зываются лишением свободы на срок до 5 лет.
В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и
(или) сборов с организации путем непредставления налоговой декла- рации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах являет- ся обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать опре- деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В соответствии со ст. 201 УК РФ использование лицом, выполняю- щим управленческие функции в коммерческой или иной организации,
своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или орга- низаций либо охраняемым законом интересам общества или государ- ства, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 ме- сяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
§ 9. Финансовая деятельность в воинской части.
Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
Основные задачи финансово-хозяйственной деятельности воинских частей изложены в ст. 8 Положения о финансовом хозяйстве воинс- кой части Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом министра обороны СССР 1973 г. № 80.
Воинская часть использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой расходов, которая представляет собой докумен- тированный план поступления и расходования денежных средств для финансирования расходов. В практике финансовой деятельности во- енных организаций используется 2 вида смет.
В основе расчетов сметы расходов, которую составляют все военные организации, лежат количественные (объемные) показатели деятель- ности военной организации в плановом периоде (год, с разбивкой по кварталам), технико-экономические нормы, нормативы, тарифы, цены,
расценки и другие показатели. Бюджетные ассигнования имеют стро- го целевое назначение. Они определяются путем детальных расчетов
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, винов- ные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завы- шение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соот- ветствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, не- сут материальную ответственность в размере причиненного ущерба,
но не более 2 окладов месячного денежного содержания и 2 месячных надбавок за выслугу лет.
Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоря- жениями) установленный порядок учета, хранения, использования, рас- ходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, из- лишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответствен- ность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада ме- сячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслу- гу лет.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона военнослу- жащие несут материальную ответственность в полном размере ущер- ба в случаях, когда ущерб причинен:
— военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
— действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими при- знаки состава преступления, предусмотренного уголовным законода- тельством Российской Федерации;
— в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения,
порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содер- жат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголов- ным законодательством Российской Федерации;
— умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здраво- охранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
— военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние нар- котического, токсического или алкогольного опьянения.
В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринима- тельской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистра- ции в качестве юридического лица влечет наложение административно- го штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 160 УК РФ присвоение или растрата, т. е.
хищение чужого имущества, вверенного виновному, наказываются штра- фом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
В соответствии со ст. 167 УК РФ умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причине- ние значительного ущерба, наказываются штрафом в размере до
40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужден-
439
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
438
Справочник командира войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Россий- ской Федерации.
Начальник штаба воинской части обязан:
— принимать участие в планировании хозяйственной деятельности воинской части, организовывать согласованную работу должностных лиц воинской части при планировании, подписывать планирующие документы, представлять их на утверждение командиру воинской час- ти, обеспечивать и контролировать выполнение мероприятий планов;
— участвовать в составлении сметы расходов воинской части, своевре- менно представлять документы, подтверждающие расход денежных средств,
а также осуществлять контроль законности их использования;
— организовать выполнение мероприятий по охране материальных средств, принимать меры к внедрению современных технических средств охраны и сигнализации;
— не реже 1 раза в неделю контролировать качество приготовлен- ной пищи в солдатской столовой.
Заместитель командира воинской части по воспитательной работе обязан:
— принимать участие в планировании хозяйственной деятельности воинской части, обеспечивать выполнение мероприятий планов;
— знать состояние войскового хозяйства, направлять работу на улуч- шение условий повседневной деятельности и быта военнослужащих;
— не реже 1 раза в неделю контролировать качество приготовлен- ной пищи в солдатской столовой;
— воспитывать у военнослужащих чувство личной ответственности за сохранность и сбережение материальных и денежных средств;
— участвовать в составлении сметы расходов воинской части, своевре- менно представлять документы, подтверждающие расход денежных средств,
а также осуществлять контроль законности их использования;
— проводить проверку 1 раз в 3 месяца на складе, в подразделениях культурно-досугового имущества, а также ведения учета в вещевой службе воинской части;
— контролировать правильность использования культурно-досуго- вого имущества в процессе воспитательной работы.
Заместитель командира воинской части по тылу — начальник тыла воинской части обязан:
— участвовать в планировании хозяйственной деятельности, руко- водить разработкой плана хозяйственной деятельности, плана подвоза материальных средств автомобильным транспортом, плана экономии,
рационального расходования материальных и денежных средств, пла- на обеспечения экологической безопасности деятельности воинской части и других планов, обеспечить выполнение мероприятий планов по подчиненным подразделениям и службам;
— проверять состояние военной техники в подчиненных подразде- лениях, а также техническое состояние и укомплектованность техни- ческих средств служб тыла;
— участвовать в составлении сметы расходов воинской части, своевре- менно представлять документы, подтверждающие расход денежных средств, а также осуществлять контроль законности их использова- ния;
по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на едини- цу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется бюджетными учреждениями, под которыми понимаются органы воен- ного управления, объединения, соединения, воинские части, организа- ции, учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации и иные получатели средств федерального бюджета, имеющие иные, помимо предусмотренных сметой расходов, источники доходов. В соответствии с Порядком составления и утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения по средствам, получаемым от предпринима- тельской и иной приносящей доход деятельности (приложение № 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 23 января 2004 г.
№ 15), в смете отражаются все доходы и расходы бюджетного учреж- дения, получаемые от осуществления предпринимательской деятель- ности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы,
получаемые от использования государственной собственности, закреп- ленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управ- ления, и иной приносящей доход деятельности.
Военные организации используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Феде- ральным казначейством Российской Федерации. Данный порядок утвер- жден приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федераль- ным казначейством Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов феде- рального бюджета» от 31 декабря 2002 г. № 142н.
Под лицевым счетом понимается регистр аналитического учета органа
Федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств,
объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в про- цессе исполнения расходов федерального бюджета главными распоря- дителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и органами Федерального казначейства.
Инструкцией о порядке открытия в органах Федерального казначей- ства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов воинским частям, учреждениям, военно-учебным заведениям, предприя- тиям и организациям Министерства обороны Российской Федерации установлено, что открытие лицевых счетов воинским частям произво- дится на основании разрешений, выдаваемых довольствующим финан- совым органом распорядителя бюджетных средств. Казначейская си- стема исполнения должна обеспечивать подконтрольность денежных средств военных учреждений, плановость, адресность, целенаправлен- ность, целесообразность и законность их использования.
§ 10. Полномочия отдельных командиров
(начальников) в сфере хозяйственной деятельности
По общему правилу все командиры (начальники) выполняют свои обязанности в соответствии с УВС ВС РФ, а в сфере хозяйственной деятельности обязаны соблюдать требования п. 11 Руководства по