Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 695
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
423
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
422
Справочник командира воинской части в установленном порядке по решению командира во- инской части.
Источниками СВИ Вооруженных Сил Российской Федерации явля- ются подлежащие централизации на лицевых счетах (счетах), откры- ваемых ГлавФЭУ, в соответствии с Инструкцией:
— доходы от реализации федерального имущества;
— доходы от оказания услуг на договорной основе;
— доходы от другой деятельности, разрешенной законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с указанным делением СВИ Вооруженных Сил Рос- сийской Федерации подразделяются на 3 группы:
к первой группе СВИ относятся средства, поступающие от реализа- ции на внутреннем и внешнем рынках вооружения, военной техники,
продуктов их утилизации, нематериальных активов, кроме средств, по- ступающих от реализации имущества и нематериальных активов, пра- во собственности на которые возникло у федеральных государствен- ных унитарных предприятий, подведомственных Министерству оборо- ны Российской Федерации, основанных на праве хозяйственного веде- ния, в результате их хозяйственной деятельности, и иного имущества
(далее — военное имущество).
В первой группе СВИ выделяются в отдельные подгруппы средства,
поступающие от:
— приватизации и акционирования федеральных государственных унитарных предприятий;
— реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества;
— реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
— реализации продуктов утилизации вооружения и военной техни- ки в рамках государственного оборонного заказа (средства этой под- группы планируются, учитываются и расходуются отдельно);
— реализации вооружения, военной техники и военного имущества из наличия Вооруженных Сил Российской Федерации;
— реализации лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— реализации нематериальных активов, в том числе от распоряже- ния принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, относящихся к ведению Министерства обороны Российской Федерации;
ко второй группе СВИ относятся средства, поступающие за оказан- ные воинскими частями, финансируемыми из федерального бюджета,
платные услуги на договорной основе (перевозка, транспортная экспе- диция, хранение и иное возмездное оказание услуг);
к третьей группе СВИ относятся средства, поступающие за выполне- ние работ (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполне- ние проектных и изыскательских работ, подряд на работы для государ- ственных нужд, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструк- торских и технологических работ, иных работ) на договорной основе
(в том числе в рамках военно-технического сотрудничества), и прочие средства, не вошедшие в предыдущие группы.
В соответствии с п. 7 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение, подве- домственное федеральным органам исполнительной власти, использу- шасси. Начальники родов войск и служб, в чьем ведении находятся смонтированное на базовом шасси вооружение и военная техника,
осуществляют контроль за исправностью и укомплектованностью ба- зовых шасси.
В случае если базовое шасси неисправно (подлежит ремонту), воору- жение и военная техника направляются в ремонтные органы раздель- но. Если специальное оборудование отделить от базового шасси не- возможно, то сначала ремонтируется базовое шасси, а затем — смон- тированное на нем специальное оборудование.
При расформировании воинской части (соединения) проводится инвентаризация (подробнее см. § 4 гл. 2 настоящего издания).
Учетные документы сдаются в архив или уничтожаются в установ- ленном порядке.
§ 3. Разрешенная деятельность воинских частей,
направленная на извлечение прибыли
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Инструк- ция о порядке планирования, использования и учета доходов, получае- мых Вооруженными Силами Российской Федерации в результате осу- ществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности (далее — Инструкция), утвержденная приказом мини- стра обороны Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 300.
В Инструкции используются следующие понятия:
— средства, получаемые за счет внебюджетных источников
(далее — СВИ), — доходы, получаемые Вооруженными Силами в ре- зультате осуществления разрешенной законодательством Российской
Федерации деятельности;
— централизуемые СВИ — СВИ, подлежащие после возмещения затрат, уплаты налогов и иных обязательных платежей в соответствии с Инструкцией централизации на лицевых счетах (счетах), открывае- мых Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации (далее — ГлавФЭУ);
— централизованные СВИ центра — часть централизуемых СВИ,
находящаяся на лицевых счетах (счетах), открываемых ГлавФЭУ, и предназначенная в соответствии с Инструкцией для использования по решениям министра обороны Российской Федерации;
— централизованные СВИ центральных органов военного управ- ления — часть централизуемых СВИ, находящаяся на лицевых счетах
(счетах), открываемых ГлавФЭУ, и предназначенная в соответствии с
Инструкцией для использования по решениям руководителей цент- ральных органов военного управления на цели и в суммах, определен- ных Сметой доходов и расходов средств, получаемых Вооруженными
Силами Российской Федерации в результате осуществления разре- шенной законодательством Российской Федерации деятельности (да- лее — Смета доходов и расходов, приложение № 1 к Инструкции);
— СВИ воинской части (под воинскими частями в данном случае понимаются воинские части, учреждения, военно-учебные заведения,
предприятия и организации Вооруженных Сил Российской Федера- ции, основанные на праве оперативного управления, военные комисса- риаты) — СВИ воинской части, предназначенные для использования в
425
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
424
Справочник командира
Указанная стоимостная оценка используется для планирования объе- мов реализации и сообщается организации для сведения.
Рыночная стоимость высвобождаемого движимого военного имуще- ства определяется с учетом конъюнктуры рынка в соответствии с за- конодательством Российской Федерации.
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71
Организация сдачи лома, отходов драгоценных металлов и драгоцен- ных камней производится в соответствии с Инструкцией об организа- ции сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, драгоценных камней и премировании военнослужащих и лиц гражданского персо- нала Вооруженных Сил Российской Федерации за их сбор и сдачу,
утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от
15 декабря 2003 г. № 425.
Воинские части выполняют работы, связанные со сбором лома и от- ходов драгоценных металлов и драгоценных камней и их подготовкой к передаче на переработку.
На воинские части возлагаются:
— учет, хранение изделий, содержащих драгоценные металлы и дра- гоценные камни, инвентаризация драгоценных металлов и драгоцен- ных камней, сбор и сдача на переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке;
— заключение договоров на переработку лома и отходов драгоцен- ных металлов и драгоценных камней с организациями;
— представление в органы военного управления договоров на пере- работку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— подготовка и передача лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней организациям в соответствии с распоряжениями органов военного управления;
— выполнение заключенных договоров, обеспечение полноты и пра- вильности расчетов за переданные лом и отходы драгоценных метал- лов и драгоценных камней;
— представление по подчиненности служебных документов по фор- мам Д-1 и Д-2 (приложения № 1, 2 к указанной Инструкции).
— премирование военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей за сбор и сдачу на переработку лома и отходов драго- ценных металлов и драгоценных камней.
§ 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Инструк- ция о порядке определения, организации и ведения учета действитель- ных и условных наименований органов военного управления, объеди- нений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил
Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны
Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. Данной Инструкцией запрещено использовать в открытом делопроизводстве, в том числе и в переписке по вопросам
, связанным с хозяйственной деятельностью,
действительные наименования воинских частей. Их использование ет бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджет- ных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Рос- сийской Федерации.
Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюд- жетных источников. Порядок утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной принося- щей доход деятельности территориальными органами Федерального казначейства Российской Федерации, утвержден приказом Федераль- ного казначейства от 15 апреля 2005 г. № 61.
Высвобождение и реализация движимого военного имущества осу- ществляются в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого воен- ного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвер- жденной приказом министра обороны Российской Федерации «О ме- рах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября
1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества»» от 20 апреля 2002 г. № 155.
В соответствии с п. 5 указанной Инструкции на воинские части,
военные образовательные учреждения профессионального образова- ния Министерства обороны Российской Федерации и организации
Вооруженных Сил Российской Федерации возлагаются:
— организация работ по подготовке к реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
— осуществление допуска для осмотра высвобождаемого движимо- го военного имущества в установленном порядке;
— обеспечение охраны и сохранности высвобождаемого движимого военного имущества;
— передача реализованного движимого военного имущества после выполнения условий сделки.
Воинские части осуществляют передачу высвобождаемого движи- мого военного имущества после выполнения условий сделки на осно- вании наряда (разнарядки) или иного распорядительного документа,
оформленного в установленном порядке, договора купли-продажи с отметкой об оплате или документа, подтверждающего оплату.
Воинская часть в 3-дневный срок после передачи реализованного движимого военного имущества направляет довольствующему органу исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный доку- мент по установленной форме учета вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской
Федерации.
Довольствующий орган в 3-дневный срок представляет копию полу- ченного документа в органы реализации.
Стоимостная оценка высвобождаемого движимого военного имуще- ства проводится видами и родами войск Вооруженных Сил Российс- кой Федерации, главными и центральными управлениями Министер- ства обороны Российской Федерации по разрабатываемым ими на ос- новании действующих стандартов оценки методикам оценки высво- бождаемого движимого военного имущества по закрепленной номенк- латуре.
427
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
426
Справочник командира входят военные образовательные учреждения, научно-исследовательс- кие институты, военные совхозы и заводы, не являющиеся по своей сути боевыми подразделениями.
Наличие у воинской части статуса юридического лица в первую очередь имеет юридическое значение для участия части в налоговых правоотношениях, так как в соответствии с п. 2 ст. 11, ст.ст. 19 и 84
НК РФ налогоплательщиками, которым присваивается идентификаци- онный номер налогоплательщика (ИНН), могут быть лишь юридичес- кие или физические лица.
До вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ постановка на налоговый учет воинс- ких частей особых проблем не вызывала. Однако после вступления в силу данного документа возник юридический пробел, который был устра- нен принятием «не совсем правового» документа — письма Мини- стерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридичес- кими лицами» от 22 сентября 2003 г. № ММ-6-09/986. В соответ- ствии с указанным письмом ИНН присваивался воинским частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации незави- симо от их правового статуса, что позволяет сделать вывод о том, что государственные органы (в частности, Министерство Российской Фе- дерации по налогам и сборам) фактически признавали юридическими лицами воинские части, официально не зарегистрированные в каче- стве юридического лица.
Однако впоследствии в связи с изменением законодательства было издано письмо Федеральной налоговой службы «О постановке на учет в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридичес- кими лицами» от 28 декабря 2004 г. № 09-0-10/5154@. В данном письме было указано, что у налоговых органов отсутствует возмож- ность осуществлять постановку на учет вновь созданных воинских частей, не являющихся юридическими лицами, с присвоением ИНН в порядке, установленном для юридических лиц, однако воинские части,
которым ИНН присваивался независимо от их правового статуса, оста- ются на учете в налоговых органах с сохранением присвоенного ИНН.
В этом же письме указано, что письмо Министерства Российской Фе- дерации по налогам и сборам от 22 сентября 2003 г. № ММ-6-09/986@
не применяется.
В настоящее время следует руководствоваться приказом Министер- ства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении
Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения иден- тификационного номера налогоплательщика и форм документов, ис- пользуемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.
Из анализа абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ можно сделать вывод, что воин- ские части, предприятия и учреждения Вооруженных Сил Российской
Федерации как юридические лица могут создаваться и существовать в одной из 3 организационно-правовых форм: федеральное государствен- ное предприятие; федеральное казенное предприятие; государствен- ное учреждение. При этом некоммерческие организации Вооружен- ных Сил Российской Федерации, к которым относятся воинские части,
разрешено лишь в секретном делопроизводстве в случаях, установлен- ных указанной Инструкцией.
Кроме того, в соответствии с подп. «и» п. 11 Инструкции по делопро- изводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержден- ной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая
1999 г. № 170, командиры (начальники) воинских частей обязаны обес- печивать правильное пользование действительными и условными наи- менованиями воинских частей при изготовлении и отправке служеб- ных документов, обращая особое внимание на правильность ведения переписки с гражданскими учреждениями и организациями.
В соответствии с п. 60 указанной Инструкции запрещается указы- вать в несекретных служебных документах действительные наимено- вания воинских частей, которым присвоены условные наименования.
Полные действительные наименования воинских частей, включая почетные наименования и государственные награды, пишутся только в адресах служебных документов, когда это необходимо по содержанию документа.
Штабы, управления, направления, отделы и службы центральных ор- ганов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации,
округов, групп войск, флотов, которым присвоены условные наименова- ния, при переписке с воинскими частями, с гражданскими учреждени- ями, предприятиями и организациями и военными представительства- ми на предприятиях промышленности все служебные документы со- ставляют и адресуют по условным наименованиям.
§ 5. Воинская часть как юридическое лицо
Легитимного (т. е. содержащегося в нормативных правовых актах)
определения понятия «воинская часть» не существует. В Военном энциклопедическом словаре (М., 1983) дается следующее определе- ние: «воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооружен- ных Сил. К воинским частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов,
отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), не входящие в состав полков, а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков».
Существует и научное (доктринальное) толкование понятия воинс- кой части: «воинские части можно определить как состоящие на госу- дарственном федеральном бюджете России боевые подразделения, яв- ляющиеся тактически и административно-хозяйственно самостоятель- ными организационными единицами Вооруженных Сил Российской
Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется спе- цифическими военно-административными актами — общевоинскими и специальными уставами»
52
О военных организациях имеет смысл говорить как о разновидности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и в которых предусмотрено прохождение военной службы. Все воинские части являются военными организациями, но не все военные организа- ции являются воинскими частями. Так, в число военных организаций
_________________________________________________
52
Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дисс. …
канд. юрид. наук. М., 2000. С. 20.