Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
429
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
428
Справочник командира предприятия обладают военной правосубъектностью с момента созда- ния в указанных организационно-правовых формах юридического лица и включения в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских форми- рований и органов. В современных условиях не исключается ситуа- ция, когда в таком же порядке, что и предприятия, будут наделяться военной правосубъектностью и федеральные государственные учреж- дения, не существовавшие ранее как субъекты права, в том числе и военного права
54
Отдельные органы военного управления в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской
Федерации» от 26 января 2004 г. № 30 должны быть зарегистрирова- ны в качестве юридических лиц. Кроме того, в соответствии с п. 4
приказа министра обороны Российской Федерации «О порядке выдачи,
учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых для веде- ния договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федера- ции» от 18 августа 2005 г. № 350 главнокомандующим видами Воору- женных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами (кроме Черноморского флота), командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации приказано заключать договоры от имени юридических лиц, созданных в соответствии с при- казом министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 324, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации стороной договора должно выступать Министер- ство обороны Российской Федерации.
§ 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
Командир части в соответствии со ст. 91 УВС ВС РФ обязан руко- водить финансовой и хозяйственной деятельностью полка (корабля),
обеспечивая законное и экономное расходование материальных и де- нежных средств; следить за содержанием и правильной эксплуатаци- ей казарменно-жилищного фонда, других зданий и сооружений, терри- тории полка (на корабле — осматривать жилые и служебные помеще- ния, постоянно следить за исправным состоянием корпуса корабля), а также за состоянием противопожарной защиты в полку (на корабле).
Кроме того, командир части должен (п. 11 Руководства по войсково- му (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Фе- дерации):
— знать и доводить до подчиненных требования нормативных пра- вовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руко- водствоваться ими в своей деятельности;
— определять потребность и знать обеспеченность соединения (во- инской части) материальными и денежными средствами по подчинен- ным службам для обеспечения боевой и мобилизационной готовности,
_________________________________________________
54
Терешкович С.В. Проблемы, связанные с определением гражданской право- субъектности военных организаций, подлежащие разрешению в проектах Воен- ного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и нормативных правовых актов // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 2.
могут создаваться и существовать только в форме государственного учреждения
53
Для признания воинских частей филиалами (представительствами)
юридического лица — Министерства обороны Российской Федера- ции — оснований не имеется. В соответствии с п. 13 Положения о
Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Ука- зом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082,
«Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печа- ти, штампы и бланки с изображением Государственного герба Россий- ской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с за- конодательством Российской Федерации». В соответствии с п. 3 ст. 55
ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учреди- тельных документах создавшего их юридического лица. В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, являющемся основ- ным учредительным документом Министерства обороны как юриди- ческого лица, не содержится нормы о вхождении в его состав воинс- ких частей. Не содержат подобную норму и федеральные законы, нор- мативные правовые акты Российской Федерации. В соответствии с п.
1 указанного Положения Министерство обороны Российской Федера- ции является органом военного управления Вооруженными Силами
Российской Федерации и состоит из служб Министерства обороны
Российской Федерации и им равных подразделений, центральных орга- нов военного управления, не входящих в службы и им равные подраз- деления, и иных подразделений.
Кроме того, в Министерстве обороны Российской Федерации диффе- ренцируется правовое регулирование хозяйственной деятельности воинских частей и организаций, зарегистрированных в качестве юри- дических лиц, и воинских частей и организаций, не зарегистрирован- ных в качестве таковых (в частности, Временная инструкция о поряд- ке изготовления, учета и хранения печатей и штампов и пользования ими в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливает раз- личные формы мастичных печатей для воинских частей — юридичес- ких лиц и для иных воинских частей, а также различные случаи их применения в документах, имеющих отношение к хозяйственной дея- тельности).
Военные организации (за исключением федеральных государствен- ных предприятий и казенных предприятий) обладают военной право- субъектностью с момента завершения их формирования как организа- ционных структур Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включения в установлен- ном порядке в состав указанных войск, формирований и органов. С
указанного момента в соответствии с компетенцией, определенной военным законодательством, военные организации наделяются право- вой возможностью по вступлению в военные правоотношения и учас- тию в них. Федеральные государственные предприятия и казенные
_________________________________________________
53
Терешкович С.В. Государственная регистрация воинских частей как юри- дических лиц // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10.
431
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
430
Справочник командира
— руководить планированием ведения хозяйственной деятельности воинской части, организовывать и контролировать выполнение меро- приятий планов;
— организовывать и осуществлять контроль за выполнением требо- ваний безопасности при работе с вооружением, военной техникой и другими материальными средствами;
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71
— принимать меры по улучшению условий повседневной деятель- ности и быта военнослужащих, рассматривать и утверждать расклад- ку продуктов на неделю, организовывать ежедневный контроль за ка- чеством и полнотой выдачи пищи, еженедельно контролировать каче- ство приготовленной пищи;
— организовать сохранность закрепленных автомобильных дорог специального значения, а также их правильное содержание и эксплуа- тацию;
— при обнаружении материального ущерба, причиненного государ- ству, назначать административное расследование и своевременно при- нимать решение о привлечении виновных лиц к установленной зако- нодательством ответственности;
— принимать меры по обеспечению экологической безопасности в воинской части.
В ранее действовавшем Положении о войсковом (корабельном) хо- зяйстве Вооруженных Сил (введено в действие приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 105) было прямое указание на то, что заключаемые воинской частью (соединением) договоры и соглашения подписываются командиром части (соединения) (п. 362).
Действующее в настоящее время Руководство по войсковому (кора- бельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации та- кого прямого указания на обязанность командира части не содержит.
По данному вопросу действует Инструкция о порядке выдачи, учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых для ведения договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвер- жденная приказом министра обороны Российской Федерации от 18 ав- густа 2005 г. № 350.
В случае возникновения необходимости в оформлении и выдаче до- веренности на представление интересов Министерства обороны Рос- сийской Федерации как юридического лица командир (начальник)
органа военного управления, в том числе и за подчиненные воинские части (военные организации), в установленном порядке докладывает об этом соответствующему уполномоченному лицу с ходатайством о выдаче (прекращении) доверенности.
Если доверенность выдается для заключения определенного догово- ра, проект такого договора, завизированный командиром (начальником),
представившим доклад уполномоченному лицу, руководителями под- разделений юридической и финансово-экономической служб, непосред- ственно подчиненных указанному командиру (начальнику), прилагает- ся в обязательном порядке.
Доверенность может быть выдана на заключение определенного до- говора (контракта), нескольких договоров (контрактов) или всех дого- воров (контрактов), на совершение действий по исполнению догово- ров (контрактов), определенных доверенностью, выданной уполномо- ченному лицу министром обороны Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия боевой подготовки, создания необходимых условий
повседневной дея- тельности и быта военнослужащих;
— знать наличие, состояние, порядок эксплуатации (хранения) и ремонта вооружения, военной техники и других материальных средств в соединении (воинской части), в том числе в их подразделениях, пра- вильно определять потребность в них;
— своевременно истребовать и получать положенные соединению
(воинской части) по табелям к штатам и нормам материальные и де- нежные средства, организовывать бесперебойное обеспечение ими со- единения (воинской части);
— своевременно истребовать и получать положенные соединению
(воинской части) по табелям к штатам и нормам материальные и де- нежные средства, организовывать бесперебойное обеспечение ими со- единения (воинской части);
— организовывать ведение учета, правильное хранение, сбережение и своевременное освежение запасов материальных средств, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание вооружения и во- енной техники;
— принимать меры по предотвращению утрат материальных и де- нежных средств;
— организовывать контроль и устранение выявленных недостатков;
— организовывать своевременную проверку и клеймение средств измерения, безопасную эксплуатацию объектов гостехнадзора;
— принимать меры к совершенствованию и развитию войскового
(корабельного) хозяйства, обеспечивать правильное содержание, ремонт и использование объектов материально-технической базы, своевремен- ную и качественную подготовку их к сезонной эксплуатации;
— изучать проектно-сметную документацию на ремонт объектов материально-технической базы, своевременно вносить предложения,
направленные на повышение эксплуатационных характеристик дан- ных объектов и качества выполняемых работ организациями;
— осуществлять планирование хозяйственной деятельности соеди- нения (воинской части) по подчиненным службам;
— организовывать работу по экономному, рациональному расходова- нию материальных и денежных средств в соединении (воинской части);
— осуществлять контроль за использованием грузоподъемности (гру- зовместимости) и содержанием транспортных и погрузочно-разгрузоч- ных средств, не допускать сверхнормативных простоев их под погруз- кой (разгрузкой);
— руководить претензионной, рекламационной и исковой работой в соединении (воинской части) по подчиненным службам;
— организовывать хранение, ремонт и своевременный возврат (сда- чу) тары поставщикам согласно условиям государственных контрак- тов (договоров) на поставку;
— организовывать учет и хранение драгоценных металлов, драгоцен- ных камней, а также лома и отходов драгоценных металлов;
— обеспечивать на объектах материально-технической базы войско- вого (корабельного) хозяйства соблюдение требований противопожар- ной защиты и охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 278 Руководства по войсковому (корабельному)
хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации командир воинской части обязан:
433
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
432
Справочник командира
Поступившие на лицевые счета (счета), открываемые ГлавФЭУ, цен- трализуемые СВИ распределяются в следующих размерах:
50 % — централизованные СВИ центра;
50 % — централизованные СВИ соответствующих центральных органов военного управления.
СВИ, поступающие в Министерство обороны Российской Федерации по контрактам, заключенным до 2005 г., при осуществлении военно- технического сотрудничества от реализации вооружения, военной и специальной техники и иного движимого имущества из наличия Ми- нистерства обороны, в том числе за военно-техническое сопровожде- ние, подготовку военных кадров в интересах иностранных государств и оказание на договорной основе услуг, от иностранных заказчиков за аренду продукции военного назначения, зачисляются в установленном в Министерстве обороны порядке:
— средства в рублях от обязательной продажи на внутреннем ва- лютном рынке Российской Федерации — на отдельный счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей до- ход деятельности, открываемый ГлавФЭУ в установленном порядке в органах Федерального казначейства Российской Федерации;
— средства в иностранной валюте — на отдельный текущий счет
Министерства обороны Российской Федерации, открываемый в уста- новленном порядке в кредитных организациях по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации.
Объемы возмещения затрат, связанных с осуществлением военно- технического сотрудничества, уплаты налогов, сборов и иных обяза- тельных платежей, а также иных расходов, производимых в интересах военно-технического сотрудничества, подлежат обязательному согла- сованию с начальником Службы экономики и финансов Министер- ства обороны Российской Федерации и представлению министру обо- роны Российской Федерации на утверждение.
Средства, поступающие в Министерство обороны Российской Феде- рации от иностранных заказчиков за аренду продукции военного на- значения, используются в соответствии с нормативными актами Пра- вительства Российской Федерации.
Средства, поступающие за счет внебюджетных источников на счета,
открытые в органах Федерального казначейства Российской Федера- ции учреждениям здравоохранения, культуры и образования, в полном объеме направляются на дополнительное финансирование расходов по содержанию и развитию их материально-технической базы в соот- ветствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми в установ- ленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Использование СВИ осуществляется на цели, определенные феде- ральными законами, указами и распоряжениями Президента Российс- кой Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны
Российской Федерации, в соответствии со сводной Сметой доходов и расходов и наличием фактических остатков СВИ на лицевых счетах
(счетах).
Централизованные СВИ центра, поступающие от реализации воору- жения, военной и специальной техники и иного движимого имущества,
за исключением средств от реализации аналогичной техники и иму- доверенности не может превышать 3 лет. Доверенность оформляется на бланке Министерства обороны Российской Федерации установлен- ной формы и должна быть нотариально удостоверена.
В случае выдачи доверенности на заключение одного либо несколь- ких договоров с конкретным государственным органом (организаци- ей) в доверенности должно быть указано наименование государствен- ного органа (организации), с которым (которой) планируется заклю- чить договор (контракт) на основании выдаваемой доверенности.
На командира (начальника) органа военного управления, ходатай- ствовавшего о выдаче (прекращении) доверенности, возлагаются пер- сональная ответственность за нарушение указанной Инструкции и контроль за действиями (бездействием) представителя при реализа- ции полномочий, определенных выданной доверенностью.
Командир (начальник) органа военного управления, ходатайствовав- шего о выдаче (прекращении) доверенности, 2 раза в год представляет уполномоченному лицу сведения о договорах (контрактах), заключен- ных на основании доверенностей.
§ 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
По данному вопросу действует Инструкция о порядке планирования,
использования и учета доходов, получаемых Вооруженными Силами Рос- сийской Федерации в результате осуществления разрешенной законода- тельством Российской Федерации деятельности, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 300.
Центральные органы военного управления и воинские части долж- ны контролировать полноту и своевременность поступления доходов на их лицевые счета (счета), обязаны возместить фактические затраты,
начислить и перечислить по принадлежности в установленные сроки налоги и иные обязательные платежи, предусмотренные законодатель- ством Российской Федерации, и перечислить в 3-дневный срок со дня их поступления оставшуюся сумму централизуемых СВИ довольству- ющему финансовому органу до ГлавФЭУ включительно.
При превышении по итогам полугодия установленной в сметах сум- мы возмещения затрат или иных расходов центральные органы воен- ного управления и воинские части представляют в составе отчетности перечень фактических расходов по каждому виду деятельности с соот- ветствующими обоснованиями и указывают планируемый период для получения дополнительных СВИ в целях последующей централизации.
При перечислении СВИ в довольствующий финансовый орган в до- кументе о перечислении средств указывается их код.
Кодификация СВИ Вооруженных Сил Российской Федерации при- сваивается ГлавФЭУ.
Доходы, получаемые центральными органами военного управления и воинскими частями, не имеющими своих лицевых счетов (счетов), за- числяются непосредственно на лицевые счета (счета) тех воинских частей и центральных органов военного управления, у которых они стоят на финансовом обеспечении.