Файл: 1 урок, 2 неделя 3 четверти Название раздела Человек и право Тема урока Исторический фон романа Преступление и наказание иего главные герои.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО учителя

Шахметова Алмагуль Сагиевна

Предмет/класс

Русская литература, 10 класс

урока/№ недели

1 урок, 2 неделя 3 четверти

Название раздела

Человек и право

Тема урока: Исторический фон романа «Преступление и наказание» и его главные герои.

Цели обучения со ссылкой на учебную программу

10.1.1 понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула;

10.1.6 оценивать прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение

10.2.3 определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев;

10.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя;

Задачи урока

  • узнать о творческой истории романа «Преступление и наказание»;

  • понять, как отразилась историческая обстановка в России на теме и идее произведения;

  • рассмотреть образы главных героев романа.

Цели урока (с позиции учителя)

  • мотивация обучающихся к изучению нового произведения;

  • создание условий для понимания обучающимися жанровых и композиционных особенностей произведения;

  • помощь обучающимся в самостоятельном построении образовательных действий по теме;

  • поддержка психологического контакта с аудиторией, создание комфортной образовательной атмосферы;

  • развитие внимания, памяти, мышления, умения правильно выражать свои мысли в монологическом ответе.

Ресурсы

Учебная презентация учителя

План

Этап

Текст учителя

Презентация

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Исторический фон романа «Преступление и наказание» и его главные герои».

Слайд 1

Целеполагание

Сегодня на уроке мы:

- узнаем о творческой истории романа «Преступление и наказание»;

- поймем, как отразилась историческая обстановка в России на теме и идее произведения

- рассмотрим образы главных героев романа.

слайд 2

Объяснение нового учебного материала

К Федору Михайловичу можно относиться по-разному: любить, недолюбливать, относиться скептически, идеализировать. Но одно абсолютно точно: писатель никого не может оставить равнодушным.

Иван Бунин считал Достоевского просто «плохим» писателем, его ценитель Томас Манн предупреждал: «Достоевский, но в меру», а М. Горький называл классика и «инквизитором», и психологом, «равным Шекспиру».

Почему же так противоречивы оценки творчества писателя?
Удивляться этой разноголосице не приходится.

Достоевский всегда стоял особняком в русской лите­ратуре, оставался не вполне понятым и оцененным. Ма­нера его творчества была резко субъективной. Он власт­но подчинял художественные образы и сюжеты заранее выдвинутой им главенствующей идее. Хотя сама по себе эта идея была глубоким отголоском времени, часто была противо­речива, однобока и развивалась автором по своим осо­бым ассоциативным законам.

Начав как ученик Гоголя и как один из писателей натуральной школы 40-х годов XIX века, к которой при­надлежали Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Гри­горович, Достоевский взрывал самый принцип их твор­чества, заявляя, что «среда» вовсе не всесильна над че­ловеком.

На первом плане у Достоевского — сама «лич­ность», она, главным образом, и в ответе за все беды действительности. С нее и спрос, — ее самоказнь и инте­ресовала писателя прежде всего.

слайд 3

Время для размышления

История создания романа.

Наша задача – создать опорную схему, которая полностью отразит процесс работы автора над величайшим произведением «Преступление и наказание».

Роман Достоевского складывался под влиянием традиций не только русской, но и мировой литературы. Возможно, именно поэтому он оказывал и продолжает оказывать воздействие на творчество писателей не только у нас, но и за рубежом. Именно потому, что в черновиках Достоевского проясняется путь к созданию нового романа, процесс развития идеи и ее воплощения, читателю важно знать творческую историю.

9 октября 1859 года Достоевский писал брату: «В декабре я начну роман... Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения» ...

«Преступление и наказание», задуманное первоначально в форме исповеди Раскольникова, вытекает из духовного опыта каторги. Именно там Ф.М.Достоевский столкнулся впервые с сильными личностями, стоящими вне морального закона, именно на каторге началось изменение убеждений писателя.

«Видно было, что этот человек, - описывает Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» каторжника Орлова, - смог повелевать собою, безгранично презирал всякие муки и наказания, не боялся ничего на свете. В нем вы видели одну бесконечную энергию, жажду деятельности, жажду мщения, жажду достичь предположенной цели. Между прочим, я был поражен его странным высокомерием».

слайд 4


Изначально роман «Преступление и наказание» был задуман как «исповедь убийцы» - рассказ от первого лица (Родиона Раскольникова), однако позднее роль повествователя была отведена третьему лицу — самому Достоевскому, стороннему наблюдателю, при этом имеющему доступ к мыслям и переживаниям героев — почти Богу.

Сюжет романа находит отклик во многих криминальных сводках того времени: преступление, описанное столь подробно, довольно банально. Незаурядным является именно убийца, и что именно натолкнуло его на совершение убийства, мы не знаем до сих пор: в Раскольникове соединились две противоположные по содержанию идеи - любовь к человечеству и презрение к нему. Эту «раздвоенность» характера героя замечают и другие персонажи, в частности его друг — Дмитрий Разумихин: «...два противоположных характера поочередно сменяются».

Финал романа также дошел до нас не в первоначальном виде: писатель, поочередно рассматривая различные варианты, остановился на «идее любви»: Высшим судом для Родиона стала бедная Сонечка, «вечная Сонечка», олицетворяющая собой все страдание мира. "Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья...", - писал Достоевский, и это стало приговором для Раскольникова, который неожиданно открыл для себя новую истину: силу великодушия и прощения.

слайд 5


Июль 1865 г. Начат в Висбадене.«Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет. В конце июля 1865 года Достоевский выехал за границу. Денежная драма, начавшаяся в России, приняла катастрофические размеры. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя. В маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном положении» и «в совершенном отчаянии» Достоевский приступил к работе над своим совершеннейшим созданием - романом «Преступление и наказание». Великий романист писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша... Все сердце мое с кровью положится в этот роман». Идею романа Достоевский излагает в письме к издателю: «Это - психологический отчет одного преступления».

слайд 6

Далее писатель сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову план повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания». Вот как автор излагал замысел: «Действие современное, в нынешнем, году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым, странным "недоконченным" идеям., которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».

Постепенно повесть разрастается в объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа «Пьяненькие») и меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица.

В основе сюжета романа - замысел об «идейном убийце», который распадался на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, - действие преступления на душу преступника. Эта двучастность замысла отразится в окончательной редакции заглавия романа -  «Преступление и наказание» - и на особенностях структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять - влиянию этого преступления на сущность Раскольникова и постепенному изживанию им своего преступления.

слайд 7


В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.

«Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», - писал Достоевский.

Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?

Главы нового романа Достоевский отправил в середине декабря 1865 года в «Русский вестник». Первая часть уже появилась в январском номере журнала за 1866 год, однако полностью роман ещё не был закончен. Работа над дальнейшим текстом продолжалась весь 1866 год. Первые две части романа, напечатанные в январском и февральском номерах «Русского вестника» принесли Ф.М.Достоевскому успех.

слайд 8



1866 год. Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в этом году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав. В ноябре и декабре были написаны последняя, шестая часть и эпилог.

Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к «Преступлению и наказанию», т.е. три рукописные редакции: первая (краткая)-“повесть”, вторая (пространная) и третья (окончательная) редакция, характеризующие собой три стадии, три этапа работы: Висбаденский (письмо к Каткову), Петербургский этап (с октября по декабрь 1865 года, когда Достоевский начал “новый план”) и, наконец, последний этап (1866 год). Все рукописные редакции романа трижды опубликованы, причем две последние сделаны на высоком научном уровне.

Слайд 9


9 октября 1859 г.

Задумал на каторге



«Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман

Июль 1865 г.

Начал в Висбадене



«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»

Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления»

1866 г.

Закончил

в Петербурге




«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает

современность»




Конфликт романа:

1. Почему убил?

2. Какие идеи привели к убийству?

3. Виноват ли преступник?




Слайд 10


Роман «Преступление и наказание» – одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционеров-демократов на крестьянскую революцию оказались несостоятельными. «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? – задавал тогда тревожный вопрос М.Е.Салтыков-Щедрин. - Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить, и живёт в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно верит».

Слайд 11

Роман практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей.

В сложившийся уклад жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации, И - что самое главное - общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они?

Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников.

Слайд 12

Герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский показал большое количество персонажей, из которых довольно многие имеют цельные и хорошо обрисованные характеры. Однако среди всех образов можно выделить образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, которые в свою очередь показаны как герои-антиподы. Именно они являются главными героями произведения, вокруг которых разворачиваются все события в романе. Второстепенные же герои, хоть и имеют цельные характеры, нужны для большего раскрытия образов главных персонажей. Всех второстепенных героев можно разделить на героев-антиподов и героев-двойников.

Слайд 13

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой - Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета - сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека. За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья (Дуня) - мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить. Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Семен Захарович Мармеладов - отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми. Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и станет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин - верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

слайд 14



В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны имена и фамилии персонажей.
Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион — греческого происхождения, что означает «житель острова Родос». Этимологически к тому же корню восходит слова «руда», в старославянском языке означает «кровь». Так уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.
Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Цезарь, Тиберий. Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей.

Как и ожидалось, фамилия Раскольникова имеет отношение к слову "раскол", раскольниками называли тех, кто обособился, стал одиночкой, один против всех. Главный герой не хочет подчиняться и следовать законам нравственности, и он создает новую теорию, которая абсолютно противоположна жизненным укладам общества.

Слайд 15


Соня Мармеладова. Ее имя писатель тоже выбрал не случайно. Имя Софья, пришло к нам из греческого языка и означает «мудрость», «разумность», «наука». Специалист по русской классической литературе XIX века М. С. Альтман сделал особый вывод о внутреннем смысле имени. «И если «София», вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софий - смиренномудрие...» Что же касается фамилии Сони Мармеладовой, то судить о ней, следует, конечно же, на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагической, но по-своему гордой жизни.
Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом, чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям. Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал исследователь В. Я. Кирпотин.


слайд 16



Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая стала случайной жертвой. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова.

Поддержку Родион находит в семье и любви - именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Дуне и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья - вот та жертвенность и то всепрощение, которые возвышают человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

слайд 17



"Это "">было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."

Перед нами – описание героини, которая, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, а жертва эта напрасна. Так же, как впоследствии окажется напрасной и жертва Раскольникова. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия.

Все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского смирения Сони побеждает чудовищную теорию Раскольникова.

слайд 18






Подведем итоги нашего урока.

Из-под пера Ф.М.Достоевского появляется сложное произведение, о направленности которого до сих пор в науке идут споры и о его герое. Сама идея замысла такого произведения необычна для нашей литературы.

Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни - в любви и всепрощении.

Все персонажи Достоевского - невероятно живые, с широкой и интересной биографией. Они личности, реальные люди.

Список героев «Преступления и наказания» обширен, и каждого персонажа по-своему жаль.

А образ Раскольникова, прежде всего, говорит нам о раскаянии. И все персонажи наталкивают на мысль о том, что человеку достаточно сделать один шаг, чтобы навсегда измениться…

слайд 19





Определите три момента, которые у вас получились хорошо. И предложите действие, которое поможет вам улучшить свою работу. До встречи!