Файл: Закон от 29. 12. 2010 n 436фз "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации содержат комплекс мер, направленных на защиту детей от негативной информации при осуществлении ими использования сети «Интернет» из образовательной организации.
Методические рекомендации разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Концепция методических рекомендаций была рассмотрена и поддержана на заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества 13 июля 2018 года.
Методические рекомендации прошли общественное обсуждение с участием 10135 педагогических работников на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
Методические рекомендации актуализируют различные аспекты и дополняют методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации (далее - методические рекомендации 2014 года) с учетом изменений законодательства и анализа правоприменительной деятельности.
Методические рекомендации распространяются на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на следующие организации, организующие обучение в очной и очно-заочной:
-
Общеобразовательные организации; -
Организации дополнительного образования; -
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по программам основного и дошкольного образования; -
Дошкольные образовательные организации; -
Профессиональные образовательные организации.
Методические рекомендации не распространяются на образовательные организации высшего образования и организации дополнительного профессионального образования.
Защита детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, осуществляется посредством использования системы контентной фильтрации, которая должна соответствовать положениям данных методических рекомендаций, и реализации соответствующих положениям данных методических рекомендаций системы организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации
В работе образовательных организаций должны быть учтены положения приведенных ниже нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), который определяет механизм логического ограничения доступа к признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в сети «Интернет». В рамках реализации статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создан - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).
Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, ограничивается оператором связи.
Решение о признании информации запрещенной к распространенной к распространению на территории Российской Федерации принимается уполномоченными органами во внесудебном порядке либо судом посредством принятия судебного акта.
Во внесудебном порядке признаются запрещенными к распространению на территории Российской Федерации следующе виды информации:
а) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (уполномоченный на принятие решений орган – Роскомнадзор);
б) информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (уполномоченный на принятие решений орган – МВД России);
в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (уполномоченный на принятие решений орган – Роспотребнадзор);
г) информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами (уполномоченный орган – уточняется);
д) информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи (уполномоченный на принятие решений орган – ФНС России);
е) информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (уполномоченный на принятие решений орган – Росалкогольрегулирование);
ж) информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц (уполномоченный орган - уточняется);
Не определен перечень видов информации, признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке. Любая потенциально опасная для общества информация может быть признана запрещенной судом.
В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов, который формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
Федеральный закон № 436-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции.
Федеральный закон № 436 определяет перечень запрещенной или ограниченной для распространения среди детей информации, категории информации, запрещенные или ограниченные к распространению среди детей в зависимости от возрастной принадлежности, а также требования к обороту информационной продукции.
Согласно статье 14 Федерального закона № 436-ФЗ «Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей» доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие несовершеннолетним обучающимся доступ в сеть «Интернет», обязаны применять административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 436-ФЗ информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Исполнительным органам государственной власти Российской Федерации необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет данные положения.
В соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 28 и частями 8 и 9 пункта 1 статьи 41 Закона «Об образовании» в обязанности образовательной организации входят вопросы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации.
Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону № 436-ФЗ - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Таким образом, образовательные организации в рамках своей работы должны обеспечивать информационную безопасность своих обучающихся.
Российское законодательство в сфере регулирования общественных отношений, связанных и (или) осуществляемых в сети «Интернет» непосредственно, активно развивается, и администрации образовательной организации необходимо быть в курсе соответствующих изменений в федеральном законодательстве Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с российскими нормами права в рамках Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, содержится ряд статей, посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации:
В соответствии со статьей 13 данного международного акта , ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Статья 17 указанного выше международного акта гарантирует, что каждый ребенок имеет право на доступ к информации; государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.
Организация системы ограничения обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Образовательные организации имеют право самостоятельно принимать решения о технологиях и формах организации системы ограничения обучающихся к негативной информации.
Технологии организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают:
-
Контентную фильтрацию и ограничение доступа обучающихся к информации, включенной в Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (приложение № 1) (далее – черный список, не имеет нормативного закрепления и используется в целях настоящих Методических рекомендаций); -
Контентную фильтрацию и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети «Интернет», включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее – белый список, не имеет нормативного закрепления и используется в целях настоящих Методических рекомендаций) (приложение № 2).