Файл: Закон от 29. 12. 2010 n 436фз "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают:
-
Использование на персональных устройствах, компьютере-сервере при использовании локальной сети и устройств для создания беспроводной сети (Wi-Fi) программного обеспечения, реализующего необходимый функционал; -
Использование внешнего фильтрующего сервера, в том числе DNS-сервера и (или) прокси-сервера; -
Получение услуг фильтрации через оператора связи либо специализированную организацию, обеспечивающую доступ в сеть «Интернет» для образовательной организации; -
Другие формы.
Образовательные организации могут использовать многоформатную модель реализации системы контентной фильтрации как в рамках организации самостоятельно, так и взаимодействуя с другими организациями.
Технология организации системы ограничения обучающихся к негативной информации не может меняться чаще, чем раз в календарный год, с целью исключения практики смены технологий фильтрации образовательными организациями при проведении проверок уполномоченными органами и введения их в заблуждение о качестве организации системы контентной фильтрации.
При использовании технологии контентной фильтрации и ограничении доступа обучающихся к негативной информации соблюдаются следующие положения:
-
При возможности персональной идентификации каждого обучающегося при осуществлении его доступа в сеть «Интернет», должен осуществляться доступ обучающегося к информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной Федеральным законом № 436-ФЗ; -
При отсутствии возможности персональной идентификации каждого обучающегося при осуществлении его доступа в сеть «Интернет», осуществляется доступ обучающего к информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет.
Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления могут реализовывать единые технические решения для всех образовательных организаций на территории своих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно с учетом статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, согласно которой образовательные организации могут отказаться от использования данного решения.
Педагогические работники не имеют права отключать СКФ во время нахождения на территории образовательной организации несовершеннолетних обучающихся.
Педагогические работники имеют право отключать СКФ на своих персональных устройствах или устройствах, предоставленных педагогическому работнику, после осуществления образовательного процесса и отсутствия несовершеннолетних на территории образовательной организации, после получения письменного согласия от руководителя или заместителя руководителя образовательной организации с указанием или пояснением целей отключения СКФ и временных сроках отключения СКФ.
В образовательной организации ведется журнал работы системы контентной фильтрации, в который включаются сведения об отключении педагогическим работником на устройстве СКФ.
Образовательные организации с целью недопущения обучающихся к негативной информации самостоятельно определяют свою политику в отношении персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет».
Информация о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», оформляется в форме Приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», с дальнейшим получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство (-а) обучающего.
Данный Приказ размещается на сайте образовательной организации в открытом доступе в разделе «Документы» в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации".
СКФ, используемые образовательными организациями, должны соответствовать ряду требований.
Применяемые при разработке и использовании интерфейсов технологии, стандарты и спецификации должны соответствовать нормативно установленным и общепринятым стандартам и требованиям в области информационных технологий и программного обеспечения.
При использовании сетевых протоколов передачи данных рекомендуется придерживаться следующих спецификаций:
-
Протокол передачи гипертекста версии 1.11 - RFC 2616; -
Расширенный протокол передачи гипертекста версии 1.1 с обеспечением безопасности транспортного уровня; -
Протокол защищенных соединений (SSL) версии 3 - RFC 5246; -
Протоколы использования системы поддержки пространства имен - FC 1035.
При описании данных, а также информации о данных, их составе и структуре, содержании, формате представления, методах доступа и требуемых для этого полномочиях пользователей, о месте хранения, источнике, владельце и др. (далее - метаданные) и используемых наборах символов, применяемых в процессе информационного обмена, рекомендуется придерживаться следующих спецификаций:
-
Расширяемый язык разметки XML-набор стандартов Консорциума Всемирной паутины; -
Расширяемый язык описания схем данных (XML Schema) версии не ниже 1.0.
Описания разрабатываемых электронных сервисов и описания схем данных, согласно базовому профилю интероперабельности версии 1.1, рекомендуется создаваться в кодировке UTF-8 или UTF-16 (с указанием этой кодировки в заголовке соответствующего описания).
Аутентификацию рекомендуется обеспечить на основе сертификатов PKI в формате X.509.
В зависимости от технологии СКФ должна обеспечивать следующие основные функции:
-
Осуществлять в режиме реального времени анализ сайтов в сети «Интернет», к которым обращаются пользователи, на предмет отсутствия на сайтах в сети «Интернет» информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; -
Пропускать, блокировать или модифицировать информацию от сайта к пользователю в зависимости от результатов проверки; -
Автоматически передавать данные во внешнюю систему о сайте, информация из которого удовлетворяет заданным правилам; -
Собирать статистику фильтрации.
СКФ должна обеспечивать возможность анализа информационной продукции в любой форме и виде, в частности возможность:
-
Семантического и морфологического анализа информации сайтов, получаемых по HTTP протоколу, на основе списков запрещенных слов, словообразований и словосочетаний, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования, а также сочетаний слов, образующих совокупности запрещенных выражений. Информация сайтов должна интерпретироваться строго согласно стандартам на протокол передачи гипертекста и язык разметки гипертекста, в том числе должна корректно определяться кодировка передаваемых данных; -
Анализа поисковых HTTP-запросов путем разбора запроса, сформированного поисковыми машинами, и сравнением составных частей запроса со словарем слов, словосочетаний и словообразований, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования. СКФ должна поддерживать множество категорий запрещенных слов, словообразований и словосочетаний.
СКФ должна обеспечивать сопоставление категории сайта в сети «Интернет» с возрастной категорией пользователя и принимать решение о доступе пользователя к информации в соответствии с классификацией информационной продукции.
СКФ не должна предоставлять возможности для пропуска пользователя к информации сайта, содержащего информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
СКФ должна обеспечивать возможность по результатам анализа сайтов:
-
Блокировки URL-адреса сайта, запрашиваемой по HTTP протоколу; -
Отображение специальной страницы блокировки в случае блокировки URL-адреса сайта; -
Блокировки части информации от сайта, запрашиваемой по HTTP протоколу, и пропуск только не заблокированных частей пользователю; -
Метод принудительного включения безопасного поиска в поисковых системах путем добавления аргументов "&family=yes&", "&safe=yes&" и других в зависимости от поисковых систем.
СКФ должна обеспечивать сбор статистики фильтрации, включая:
-
Время; -
IP-адрес, с которого произошло обращение; -
Образовательное учреждение (по соответствию IP адреса); -
URL сайта или домен системы DNS, к которому было произведено обращение, либо ключевые слова, по которым было заблокировано обращение, если обращение было заблокировано методом поисковой или контентной фильтрации; -
Вид фильтрации, согласно которому обращение было заблокировано, если обращение было заблокировано; -
Подтверждение пользователя, если он был предупрежден о потенциально опасной информации.
СКФ должна обеспечивать хранение статистики в течение срока, устанавливаемого соответствующими нормативными документами, и возможность передачи статистики во внешние системы в соответствии с установленными требованиями к взаимодействию.
СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации СКФ при изменении параметров настойки СКФ. Параметрами СКФ являются:
-
пороговая величина блокировки сайта на основе семантического и морфологического анализа; -
адрес специальной страницы блокировки; -
адрес специальной страницы блокировки поисковых HTTP-запросов; -
адрес специальной страницы предупреждения с возможностью пропуска информации от сайта.
СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации (правил) фильтрации при изменении информации в РБОС. Обновление должно осуществляться не более чем через 3 рабочих дня после изменений в РБОС списков URL адресов сайтов.
Общественный контроль за обеспечением защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Согласно статье 21 Федерального закона № 436-ФЗ зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований данного закона.
Образовательным организациям рекомендуется создать совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся, в деятельность которого вовлечь педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и представителей органов власти и общественных организаций, таких как Общероссийское детское общественное движение в сфере обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве "Страна молодых", кибердружины и другие.
Члены Совета могут осуществлять не только регулярный мониторинг качества системы контентной фильтрации в образовательной организации, но и принимать участие в реализации плана мероприятий образовательной организации по обеспечению защиты детей от негативной информации.
Общественные объединения и иные некоммерческие организации могут проводить общественную экспертизу работы образовательных организаций по обеспечению защиты детей от негативной информации и осуществлять экспертизу технологий и продуктов, связанных с фильтрацией информационного контента.
Система организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ должны применяться организационно-административные мероприятия, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Указанные мероприятия осуществляются на уровнях субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и образовательной организации по следующим направлениям.