Файл: Интерактивная деятельность (ситуационные задачи) Ситуация Чиновник в Древнем Египте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно сказать, что часть принципов Файоля пересекается с принципами Макиавелли, например, в части следующих принципов:

- власть и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие;

- единство руководства;

- подчинение частных интересов общим;

- централизация.
Ситуация 4.

Самым знаменитым социальным экспериментом считается эксперимент Р. Оуэна в Нью-Ленарке — не столько благодаря техническим усовершенствованиям, сколько новому стилю управления. До его прихода текстильная фабрика ничем особенным не выделялась. Более того, здесь были крайне неудовлетворительные условия труда, что не могло не сказаться на производительности. Оуэн сократил рабочий день, навел чистоту в заводских помещениях, улучшил жилищные условия рабочих, открыл магазин с низкими ценами, детям в возрасте до 10 лет запретил работать и направил их в школу.

Когда на собственные деньги Оуэн стал обставлять квартиры рабочим, они поначалу отнеслись к этому отрицательно. Но постепенно, благодаря этим и другим нововведениям, его фабрика превратилась в одно из самых производительных и рентабельных предприятий страны…

Задание:

Сравните эксперимент Оуэна и разработки школы «человеческих отношений».
Если говорить о школе человеческих отношений, то ее представителями были Э. Мэйо, Ч. Барнард и П. Фоллет.

Предпосылки возникновения школы человеческих отношений:

- недооценка человеческого фактора;

- упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, присущие классической школе.

Возникла на рубеже 30-х гг. XX в. [9-10]

В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).

Основатели школы «человеческих отношений»: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

Основные представители.

  1. Дуглас Мак-Грегор.

  2. Крис Арджирис.

  3. Ренсис Лайкерт.

  4. Социологи Гарвардского университета.

Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

Предметом исследования школы «человеческих отношений» являются:

  • коммуникационные барьеры;

  • психологические мотивы поведения людей в процессе производства;

  • групповые нормы;

  • групповые отношения;

  • проблемы «конфликта и сотрудничества»;

  • неформальная организация.

Эксперимент Оуэна проводился в духе школы «человеческих отношений», так как был направлен сугубо на работников фабрики, а не на их производственные результаты. Но в результате работники стали показывать отличные результате в работе, так как им были созданы все необходимые условия для труда.

Ситуация 5.

Энтони Джей делает весьма любопытные наблюдения о значении понятия «менеджер», которое, по мнению американского социолога, несет оскорбительный, уничижительный оттенок. Ведь в него вкладывается такой смысл: менеджер — тот, кто назначен собственником выполнять кое-какие дела в его отсутствие. Менеджера эпохи первоначального накопления воспринимали то как «заместителя» капиталиста, то как «мальчика на побегушках».

Напротив, в слове «директор» присутствует нечто от богатства и солидности. Даже слово «рабочий» полно скромного достоинства, но «менеджер» звучит угрожающе. По существу «менеджер» всего лишь более мягкое выражение (эвфемизм) для обозначения надсмотрщика или мастера. Если вспомнить, что при старой фабричной системе (мануфактуре) мастер был полновластным хозяином на производстве — он увольнял и принимал на работу людей, назначал норму выработки и определял размер зарплаты, наказывал (в том числе с помощью рукоприкладства) и вознаграждал рабочих, — то окажется, что угрожающие нотки в этом слове, несомненно, присутствуют.

Слово «менеджер», по мнению Э. Джея, восходит к тем незапамятным временам, когда собственник шахты или медеплавильного завода не мог поспеть сразу во все места, т. е. не мог осуществлять личный надзор за простыми, в сущности, производственными процессами. Вот он и нанял помощника, руководившего в его отсутствие. Менеджеры тогда рекрутировались даже из среды рабочих и на них перекладывались самые неприятные задачи, которые до того выполнял работодатель.

Задание:

Проанализируйте, почему Э. Джей выделяет уничижительный смысл слова «менеджер». Согласны ли вы с ним?
Э. Джей выделяет уничижительный смысл слова «менеджер», так как:

- это слово несет в себе оттенок несамостоятельности;

- менеджеры тогда рекрутировались даже из среды рабочих и на них перекладывались самые неприятные задачи, которые до того выполнял работодатели;

- отсутствовала самостоятельность в принятии решений.

С таким понятием слова «менеджер» не соглашусь, так как менеджер выполняет массу функций, которые на него наложены. При этом большинство решений принимается менеджером самостоятельно, а сам менеджер может быть и собственником предприятия.

неприятные задачи, которые до того выполнял работодатель.

Задание:

Проанализируйте, почему Э. Джей выделяет уничижительный смысл слова «менеджер». Согласны ли вы с ним?