Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие эмоций и эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение внешних признаков поведения человека в соотношении с эмоциональным состоянием является предметом тщательного изучения науки. Совокупность знаний о невербальном поведении повсеместно используется в различных отраслях, таких как юридическая психология, в психотерапии, в криминалистике, в политике, в маркетинге и т.д.

Каждый человек участвует в социальной жизни общества через процесс коммуникации, чтобы добиться той или иной цели, удовлетворить психологическую потребность в общении, обменяться информацией для успешной деятельности.

По данным калифорнийского профессора А. Мейерабиана, только 7% основной информации в ходе общения передается словами, а 55 % воспринимается через выражение лица, 38% - через интонации и модуляции голоса. Это свидетельствует о том, что человек судит об эмоциональных состояниях других людей по особым выразительным движениям, мимике, жестам, позам, изменению голоса, дистанции и т.д.

Благодаря правильному пониманию невербальной коммуникации можно верно интерпретировать состояние другого человека.

Именно эмоции являются одним из важных языков человека, с помощью которого, по средствам невербальных сигналов он общается с другими.

Важно отметить, что существует два вида коммуникации: вербальная и невербальная. К невербальной коммуникации относятся следующие средства: жесты, мимика, поза, межличностная дистанция, визуальный контакт и т.д.

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется умением верно интерпретировать, и успешно считывать эмоции собеседника и учитывать их в процессе общения и совместной деятельности. Особое место анализ данной темы занимает в психологических науках, например, в психодиагностике, психофизиологии, и в других направлениях психологии.

С учетом вышеизложенного, была выделена проблема исследования: для успешной социализации в обществе человеку необходимо владеть информацией и знаниями о невербальных проявлениях эмоциональных состояний и активно применять различные приемы и средства их выражения в процессе коммуникации. Решение данной проблемы и составило цель исследования. 

Предмет курсовой: невербальные проявления эмоциональных состояний.

Объект исследования: эмоции и эмоциональные состояния.

Методы, используемые в курсовой работе — это наблюдение, описание, сравнение, индукция, аналогия и синтез.


Цель данной работы: изучить понятия «эмоции», «эмоциональные состояния» и  их невербальные проявления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определения понятиям «эмоции» и «эмоциональные состояния»
  2. Описать характеристики эмоциональных состояний
  3. Охарактеризовать невербальные проявления эмоциональных состояний и определить их роль в жизни человека.

Понятие эмоций и эмоциональных состояний

Роль эмоций в управлении поведением человека достаточно велика, ведь любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Благодаря чувственным переживаниям мы лучше понимаем окружающих и себя.

Обратившись к психологическому словарю, мы увидим определение понятия «эмоции». Эмоции (от латинского «emovere» - потрясать, волновать), определяются как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, мотивами и потребностями, отражающих в форме непосредственного переживания (радости, удовлетворения, страха и т.д), значимость действующих на индивида явлений, и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. [5, с. 440]

Это означает, что эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. А так же эмоции влияют на степень активности мышления.

Эмоции различаются по модальности (качеству), в частности— знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности, например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее, по особенностям их выражения, нервному субстрату и др. [1, с.18].

Важно отметить, что эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающиеся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности .[14 с.26].


Человек, находясь в одной ситуации вместе с другим человеком, может испытывать кардинально другие эмоциональные переживания. Однако, с точки зрения онтогенетического развития, человеку присущ базовый набор эмоций.

К основным, фундаментальным эмоциям относятся: удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх. 

По мнению Чарльза Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Можно сделать вывод, что эмоциональные переживания позволяют приспособиться к окружающим условиям, организм может со спасительной быстротой отреагировать на окружающую обстановку подходящим эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

А. Н. Леонтьев все эмоциональные явления разделил на три класса:

1) аффект,

2) собественно эмоции ( включая стресс)

3) чувства (т.е. длительные и обобщенные отношения к себе и к миру.) [2, 6 с.]

П. К. Анохин, определяя эмоции пишет: «эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. [2, 10 с.]

Перейдем к определению понятия «эмоциональное состояние». Эмоциональные состояния – это общий функциональный уровень, на котором развиваются психические процессы, т.е. эмоциональные состояния являются тем функциональным фоном, на котором происходят все процессы личностно-средового взаимодействия.

Эмоциональные состояния стали объектом внимания учёных ещё в древности. Алкмеон, Демокрит, Платон, Сократ упоминали в своих трудах о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Ученые позднего средневековья и эпохи Возрождения говорят о связи психических состояний с внутренними органами и внешними проявлениями (жестами, позой, мимикой, поведением). «Развитие идей саморегуляции деятельности психических состояний привело в середине XIX века к тому, что И. М. Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний, ставший впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека.[6, с.166].

Представитель личностно-деятельностного подхода Д. Н. Левитов выделяет следующую классификацию эмоциональных состояний:


  • Состояния личностные и ситуативные: в первых выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций.
  • Состояния более глубокие и более поверхностные: в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека.
  • Состояния положительно или отрицательно действующие на человека.
  • Состояния продолжительные и краткие. Так, настроения, могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и нескольких дней.
  • Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает неосознанным психическим состоянием, решительность всегда сознательна.

Если сравнивать эмоции и эмоциональные состояния, то первые считаются довольно скоротечными, а вторые - более постоянны.

Эмоции и эмоциональные состояния взаимосвязаны следующим образом – эмоции могут влиять на эмоциональные состояния.

Для эмоций также характерно следующее: есть импульс – есть реакция, нет импульса – реакция исчезает.

Эмоциональные состояния имеют причину, которая может давно исчезнуть, а само состояние задерживается на длительный период.

Классификация эмоциональных состояний

Эмоциональные состояния по своей природе имеют разнообразные проявления.

Они являются одной из разновидностей эмоций, как было отмечено в предыдущей главе, характеризуются большей длительностью. Поскольку эмоциональные состояния — это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности, можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  • чувственный тон
  • собственно эмоции
  • аффект
  • страсть
  • настроение
  • стресс.

Это наиболее распространенная классификация в настоящий момент.

Чувственный тон – переживание человека своего отношения к действительности, отличающееся относительной устойчивостью, продолжительностью, предметным характером.

Чувственный тон объединяет в себе отражение наиболее общих факторов окружающей среды, помогает принять быстрое предварительное решение и носит субъективную окраску.

Несмотря на внешнюю незначительность, изучение чувственного тона имеет практическое значение. Например, окраска помещений, станков, средств транспорта может заметно влиять на продуктивность работы и общее самочувствие трудящихся.


Собственно эмоции – это непосредственное ситуативное переживание события, они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности, к своим проявлениям в них.

Н. Д. Левитов характеризует эмоции как психические состояния, не переходящие в настроение и возникающие, когда не удовлетворяются некоторые органические потребности. Примером может служить состояние голодания. Нельзя это состояние свести к органическому ощущению голода, оно ярко, эмоционально выражено и может в случае продолжительности захватить всю психику человека. «Часто эмоции переходят в настроение. Ученик, получив на экзамене отличную отметку, переживает ярко выраженную эмоцию радости, и под влиянием этой радости он может целый день и даже больше времени находиться в хорошем настроении» [11, 127с.]. Каждая эмоция как психическое состояние своеобразна по своему источнику, по переживаниям и проявлениям в деятельности человека. 
Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. [10; 550с.]

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Регулирующая функция аффектов состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. 

Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д." [3, с.44].

Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительное пе­реживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызыва­ющие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений.

Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нём преобладает над чувствованием. [10, 552 с.]