Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие эмоций и эмоциональных состояний).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
Считается, что страсть очень большая движущая сила для человека, иногда она вызывает опасения, в литературных произведениях ее часто называют роковой, но именно поэтому она и бывает великой.
Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими.
С. Л. Рубинштейн определяет настроение как бессознательную, эмоциональную оценку личностью того, как на данный момент складываются для неё обстоятельства.
Для настроения как для эмоционального состояния характерны следующие признаки:
1) слабая интенсивность;
2) значительная длительность;
3) неопределенность происхождения (причин настроения; человек не осознаёт зависимости настроения от конкретных ситуаций);
4) влияние на активность человека.
Можно выделить две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных состояний. Эмоции, чувства связаны с каким-либо объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно беспредметно – иногда, особенно в детстве, все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – во-первых, и, во-вторых, это не специальное переживание, связанное с неким событием, а скорее общее состояние.
Стресс – особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффектам, а по длительности приближается к настроению, представляет стрессовые состояния или эмоциональный стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение). [4, с.302]
Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения (в зависимости от индивидуальных особенностей человека). Среди наиболее частых проявлений стресса отмечается ощущение потери контроля над собой, недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость), вялость, апатия, повышенная утомляемость, расстройства сна.
Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.
Основные невербальные проявления эмоциональных состояний
Все взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми имеют определенную эмоциональную окраску, т.е. в общение людей друг с другом оказываются включены их эмоции. Так, в порыве гнева или отвращения, радости и счастья, раздражения и безразличия человек ведет себя по-разному, его лицо, осанка, положения тела и жестикуляция отличаются, также как тональность и тембр голоса.
Эмоциональные проявления, сопровождающие речевое высказывание, образуют невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. Любая коммуникация, возникшая без слов, считается невербальной коммуникацией.
Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для передачи чувств, межличностных отношений.
Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными и считываются в психологическом плане, как более естественные и искренние.
Также важно отметить, что для определения понимания информации в психологии используют механизм обратной связи, который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она, помимо своего первоначального содержания, несет сведения о том, как собеседники воспринимают и оценивают поведение друг друга. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.
В общении специалиста любого профиля с клиентом или коллегой обратная связь является важным и необходимым условием установления доверительных отношений. Благодаря обратной связи мы можем понять, как встречено то, о чем мы говорим, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут. «Бессловесная» обратная связь помогает достичь нужного нам результата.
Выделим следующие типы невербальной коммуникации:
Типы невербальной коммуникации:
- Акустический (просодика и экстралингвистика): паузы, кашель, вздох; темп, тембр, высота, громкость и т.д.
- Оптический (кинесика): мимика, поза, жесты, походка, контакт глазами и т.д.
- Тактильно-кинестезический (такесика): рукопожатие, поцелуй, похлопывание и т.д.
- Ольфакторный : запах косметики, естественный запах тела.
В целом, можно сделать вывод о том, что благодаря определенным невербальным проявления регулируются и во многом определяются взаимопонимание между людьми. Особенности невербальных проявлений рассмотрим далее.
Лицо и мимика
Человеческое лицо обладает огромной способностью выражать различные эмоциональные оттенки. В этом Леонардо да Винчи особую роль придавал бровям и рту. Лев Николаевич Толстой описывал около сотни оттенков улыбки и чуть меньше выражений глаз, раскрывающих эмоциональное состояние человека.
Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. Так создается эмоциональный фон общения.
В диалоге даже малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными, и на их основе люди часто выносят самые разнообразные по своему характеру суждения о коммуникативном партнере. Хороший пример, иллюстрирующий это - актеры кино, наблюдая за их игрой на экране, можно увидеть вздрагивание уголков рта или век, форма улыбки, вздувание ноздрей, поднятие брови, и внимательный зритель тут же понимает те эмоции, которые передает его лицо.
На формирование мимического выражения эмоций, по мнению Януша Рейковского, оказывают влияние такие факторы как:
· врожденные мимические схемы, которые соответствуют определённым эмоциональным состояниям;
· приобретённые способы заучивания, которые произвольно контролируемы;
· индивидуальные экспрессивные особенности, присущие только данному индивиду.
Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения "выражения лица" имеют место, начиная с 20-й недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию.
В процессе взросления человек учится контролировать свою мимику и использовать ее в подходящих социальных моментах. В обществе существуют правила (нормы) этикета, которые предписывают выражение лица в определенных ситуациях: радостное – при приветствии; торжественное – в церкви; внимательное, сосредоточенное – в школе и т. д.
Что касается научной стороны изучения вопроса, были проведены исследования, связанные с распознаванием эмоций через мимику лица у коммуниканта, полученные результаты говорили о том, что адекватность оценок лица неоднородна и зависит от модальности эмоций, интенсивности и локализации мимических проявлений. Наиболее эффективно, хотя и неодинаково точно, распознаются базовые эмоции (страх, гнев, радость, удивление, горе, отвращение). При любой выраженности экспрессий точнее идентифицируется эмоции, проявляющиеся в области рта.[7, 15 с.]
П. Экман вместе с К. Изардом описали мимические признаки первичных эмоций, таких как радость, горе, отвращение, презрение, удивление, гнев и страх. В результате они выделили три автономные зоны лица:
· область лба и бровей,
· область глаз (глаза, веки, основание носа),
· нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).
Их исследования позволили разработать некоторые "формулы" мимических выражений, которые фиксируют характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировали фотоэталоны мимических выражений эмоций.
В.А. Лабунская систематизировала мимические признаки эмоциональных состояний и представила их в таблице:
Для эффективного распознавания мимики людей в общении необходимо иметь хотя бы общее представление о ее видах, знать, как они выражаются внешне, изучать себя.
Жесты
Одним из центральных понятий кинесики является понятие жеста.
Жест, в процессе общения не только сопровождает речь, на основе жестов можно сделать вывод об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Они также могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние.
В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука, поданная вертикально, — партнерское рукопожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека.
Жесты как часть невербальной коммуникации можно разделить условно на две группы – иллюстраторы и эмблемы. Существуют различные классификации коммуникативных жестов. Названные группы можно подразделять дальше на более частные. Рассмотрим две вышеназванные группы. [13].
Иллюстраторы – это жесты, которые акцентируют произнесенное коммуникантом. Они отражают течение мыслей, указывают на объект коммуникации и на определенные временные аспекты.
Эмблемы – это жесты, являющиеся знаками и символами, которые заменяют язык. Например, жест, представляющий собой поднятую вверх руку с указательным и большим пальцем, образующим круг.
Жест может также сказать о желании человека. Например, кивание головой почти во всем мире обозначает, "да" или утверждение. Это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок насосался молока, он, отказываясь от материнской груди, делает движение головой из стороны в сторону.[12,8с.]
Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.
Можно выделить три группы жестов:
- коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
- модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
- описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
Когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека и специалиста, работающего в социальной сфере, важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать, т.е. быть конгруэнтными. Противоречие между жестами и смыслом высказываний может являться сигналом лжи.
В каждой конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты несут свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации.
Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек пользуется одними жесты, если отчитать кого-то — другие.
Поза
Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза.