Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие эмоций и эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека [8, 91 с.]

При беседе поза может означать заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Важную информацию предоставляет изменение позы в процессе общения: это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию. Часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Можно выделить два вида поз:

  1. Открытые позы (сидя, не скрещивая рук и ног) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
  2. Закрытые позы (перекрещенные руки, ноги, отклонение спины назад) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

Также, можно выделить некоторые виды: позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указательный палец вытянут к виску).

Общеизвестно, что когда человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклоняться в его в сторону, если не заинтересован, то наоборот, - отклоняться в сторону и откидываться назад.

При рассмотрении позы следует уделить внимание анализу осанки человека. Не зря считается, что чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад).

Прямая осанка называется открытой: она показывает не только открытость человека по отношению к окружающему, но и внутреннюю гибкую позицию, когда человек действует так, как того требуют обстоятельства.

В целом, позы могут выполнять в общении две функции: разбивать поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Контакт глаз

Еще одной подструктурой кинесики являются движения глаз или «контакт глаз». 

Обычно под «контактом глаз» понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и на­правление взгляда.

Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, откры­тым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, зас­тывшим и т.д.


На то, каким будет контакт глаз, влияют следующие факторы:

  • степень знакомства партнеров
  • пол
  • возраст
  • личностные осо­бенности
  • система отношений между ними.

С помо­щью результатов огромного количества выполненных работ становится ясным, что контакт глаз — это наи­более тонкий показатель отношений и взаимоотноше­ний, складывающихся между людьми.

Как известно, обмен взглядами показывает, что парт­неры включены в систему социального взаимодействия, а прерывание таких интеракций говорит о том, что происходит «выталкивание» из ситуации взаимодей­ствия, вытеснение окружающих людей из личного про­странства, следовательно, наблюдается изменение отно­шений. [9,17 с.].

Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее, чем 1/3 часть всего времени общения. Если взгляд человека встречается с вашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во-вторых, он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки будут сужены.[12, 92 с.]

Алан Пиз делит визуальный контакт на следующие типы:

  • Деловой Взгляд
  • Социальный Взгляд
  • Интимный Взгляд

Стоит отметить, одно интересное и противоречивое исследование на тему визуального контакта. В работе П. Ноллер были исследованы супружеские пары. В результате прове­денного анализа ею установлено, что в стабильных па­рах супруги смотрят друг на друга значительно реже во время «негативных» высказываний, чем в нестабиль­ных парах. Супруги из нестабильных пар смотрят про­должительнее и чаще независимо от того, слушают они или говорят, особенно в ситуации «негативных» выска­зываний. С точки зрения П. Ноллер, следует рассмат­ривать увеличение контакта глаз во время «негативных» высказываний как показатель стремления к доминиро­ванию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Она считает, что для враждебно настроенных людей нужно больше визуальной информации друг о друге, поэтому они смотрят чаще, дольше и пристальней.

В целом, во многих исследованиях прослеживается, как интенсивность взгляда раскрывает отношение человека к партнеру по коммуникации, так, чем больше интенсивность удержания контакта глаз, тем ярче гамма чувств к другому человеку, и не обязательно положительная. Это может быть, как любовь и симпатия, так и неприязнь и ненависть.


Дистанция

Не меньшее значение имеет такое невербальное проявление, как дистанция.

Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин "проксимика" (от слова proximity - близость). Каждый человек имеет свою собственную территорию, включающее и определенное воздушное пространство вокруг тела. По Э. Холлу, существует несколько зон общения: интимная, личная, социальная и общественная (публичная).

  1. Интимная (от 0 до 45 см) – это индивидуальное психологическое пространство. Общение самых близких людей.
  2. Персональная (от 45 см. до 1.20 см) – на этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.
  3. Социальная (от 1.20 см. до 3.60 см.) – при общении с чужими людьми и при официальном общении.
  4. Публичное (3.60 см и более) – при выступлении перед различной аудиторией.

Обычно люди интуитивно чувствуют оптимальную дистанцию. Всякое нарушение интимной зоны человека вызывает состояние напряжения в организме. Когда на работе появляется новый человек, то другие держат его в своих зонах социального общения до тех пор, пока не узнают его лучше.

Изменение расстояния между собеседниками ведет к изменению уровня взаимоотношений. Уменьшая дистанцию, человек предполагает более близкие отношения с партнером, увеличивая расстояние – задает менее доверительный стиль отношений.

Установлено, что персональные зоны и соответствующие им социальные дистанции колеблются в зависимости от таких факторов как рост, пол, личностные особенности людей, социокультура, плотность населения местности, в которой вырос и проживает человек, и других.

Близкое расстояние при беседе предпочитают арабы, японцы, жители Южной Америки, французы, греки, испанцы, проживающие в Северной Америке, итальянцы, испанцы; среднее – англичане, шведы, жители Швейцарии, немцы, австрийцы; большое – белое население Северной Америки, австралийцы, новозеландцы.

Люди, которые выросли в редконаселенных районах, в сельской местности, требуют для себя большего личного пространства по сравнению с теми, которые выросли в крупных городах. Люди, привыкшие к одиночеству, больше ориентированы на самих себя и имеют обычно более протяженную личностную дистанцию, чем направленные на других и любящие общаться.

Выяснено, что дистанцирование происходит часто на бессознательном уровне.


Особенности речи

Голос человека позволяет окружающим довольно точно понять его эмоциональное состояние, его переживания, отношение к информации, темперамент, характер человека. При изучении невербального поведения человека рассматриваются следующие характеристики голоса:

  1. качество голоса;
  2. диапазон;
  3. тональность;
  4. ритм;
  5. темп;
  6. тембр;
  7. высота речи;
  8. фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

Кроме того, анализируются такие характеристики речи как интонации, включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха и т.д. Многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характерные особенности речи свидетельствуют об индивидуально-психологических особенностях личности.

Скорость речи соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Ее можно изменить только на короткое время.

Громкость речи является показателем жизненной энергии и уверенности.

Отчетливость речи показывает внутреннюю дисциплину, а также отношение к собеседнику.

Высота голоса отражает внутренне состояние человека.

Важным элементом невербального поведения является интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Интонация выполняет такие функции, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, регулирование речевого потока, акцентирование внимания на ту или иную часть вербального сообщения, а также функцию экономии речевого высказывания. Интонации также часто позволяют судить о том, что говорится, более верно, чем сами слова. Основными элементами интонации являются ритм, интенсивность, темп, тембр речи, а также фразовое и логическое ударение. Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз может варьироваться, когда человеку нужно что-то усилить или выразить. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте.

Изменения в речи человека свидетельствуют об изменении его эмоционального состояния. Изменение тона, голосового тембра, жестикуляция, манеры говорить происходит в состоянии тревоги или нервного напряжения. Повышение тона голоса и более громкая, быстрая речь характерны для страха, гнева, волнения. Понижение тона голоса, замедление речи, заметное снижение после каждой фразы интонации происходят при переживании печали, чувства вины, при расстройстве человека, усталости.


Косвенная речь, паузы, речевые ошибки свидетельствуют о том, что говорящий очень осторожен в высказываниях, не подготовил свою линию поведения заранее. Нехарактерно высокий для человека голос скажет о том, что он испытывает к собеседнику недоверие или же просто очень рад. Существуют и другие информативные невербальные средства речи: свист, смех, покашливания, неожиданные спазмы голоса.

Заключение

В данной курсовой работе мы подробно разобрали тему невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Разобрали основные понятия, касающиеся эмоций, эмоциональных состояний, изучили их виды.

Рассмотрев указанные понятия, можно сделать следующие выводы.

Невербальные и вербальные проявления эмоциональных состояний человека непрерывно связаны между собой. Невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют мимику, контакт глаз, позы, жесты, поведение человека в окружающем его пространстве, особенности речи и др.

Проблема данного исследования заключалась в доказательстве того, что для успешной социализации в обществе человеку необходимо владеть  информацией и знаниями о невербальных проявлениях эмоциональных состояний и активно применять различные приемы и средства их выражения в коммуникативном процессе. Итак, гипотеза нашла подтверждение в данном исследовании. Актуальность подтверждена.

  

Список литературы

  1. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнас. — Москва: Изд-во МГУ, 1984, - 18 с.
  2. Ильин Е. П. И46 Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: — (Серия «Мастера психологии»).
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988 – 44с.
  4. Китаев-Смык, Л. А. Психология и концепции стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 302-311.
  5. Психологический словарь [Текст] / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с .
  6. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Т. А. Немчин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с. 
  7. Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов, Д. А. Дивеев. – М.: Когито-Центр, 2012. – 348 с.
  8. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. 
  9. Лабунская В. А. Л73 Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. —608с.
  10. Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
  11. Профессор Н. Д. ЛЕВИТОВ. О психических состояниях человека. ИЗДАТЕЛЬСТВО „П Р О С ВЕ Щ Е Н И Е11 М о с к в а 1964
  12. Пиз Аллан , Пиз Барбара Язык телодвижений; Эксмо - Москва, 2012. - 464 c.
  13. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
  14. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.