Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметнопространственной среды группы.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где дети знакомятся с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно-прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.; с Центром книги, где дети занимаются рисованием по сюжетам сказок и художественных произведений, создают рукописные книги, выпускают литературный журнал и т.д.; с Центром драматизации, в котором дети инсценируют сказки, стихотворения, произведения собственного сочинения, придумывают к ним декорации, костюмы и т.д.; с Центром музыки, в котором дети могут прослушать музыкальное произведение и нарисовать свое настроение.
Предметно- пространственная среда является первым и самым важным условием формирования эстетических представлений дошкольников, она окружает ребенка во всех сферах его обитания. В семье и детском саду: дом, обстановка в доме, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации творческой и художественной деятельности детей на занятиях и вне них. Своим внешним видом, разнообразием содержания, гармонией линий и форм, цветом, все игрушки и материалы должны способствовать формированию эстетического восприятия, основ эстетического вкуса, эстетических чувств.
Вторым условием – является насыщенность быта. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно- прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д.
Третье условие – активная деятельность самих детей (их разнообразная творческая, преобразующая, художественная, музыкальная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие – индивидуальный подход и учет всех возрастных и индивидуальных особенностей, создание соответствующих условий для эстетического воспитания ребенка [13].
Следовательно, в группах детей старшего дошкольного возраста необходимы различные материалы, способствующие эстетическому воспитанию:
– репродукции картин, скульптуры, икебаны и др.;
– книги с красивыми иллюстрациями;
– материалы, отражающие тему эстетики: картинки о красивых местах, музыкальные инструменты, наборы для рисования, лепки, любого другого творчества.
Необходимыми элементами в оборудовании предметно-развивающей среды старших дошкольников являются материалы
, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты [].
Таким образом, предметно-развивающая среда является важным фактором формирования личности ребенка, источником знаний и социального опыта и основным условием эстетического воспитания. Среда развития ребенка должна:
– служить интересам и потребностям ребенка;
– обогащать развитие специфических видов деятельности;
– развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные, эстетические способности, коммуникативные навыки;
– формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего воспитания каждого ребенка.
Можем сказать, что предметно-развивающая среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически привлекательной.
Оценка предметно-развивающей среды может осуществляться по следующим блокам – критериям:
1 блок – общий дизайн помещения: эстетика оформления, желательно единый стиль, «воздух» в помещении, наличие разнообразного оборудования, которые включены в различные виды деятельности;
2 блок – организация пространства жизнедеятельности детей, наличие легких перегородок, ширм, модулей, пуфов;
3 блок – наличие игрушек и материалов, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность.
В соответствии со сделанными выводами и целью исследования считаем необходимым провести анализ предметно-развивающей среды в конкретной дошкольной образовательной организации, опираясь на выделенные критерии.
Наиболее эффективным методическим условиям формирования эстетических представлений дошкольников в аспекте использования предметно¬-пространственной среды является:
1) дизайн помещения образовательной организации. Это эстетика оформления здания образовательной организации и внутреннего пространства помещений, а также территории, прилегающей к образовательной организации; цветовое оформление пространства; освещенность.
2) пространство образовательной организации. Это комфортность; условия эмоционального благополучия и оптимального развития; трансформируемость пространства; безопасность; доступность
расположения предметов и пособий для детей; возрастная адекватность пространства; учет потребностей детей, национально-культурных традиций; стимулирование игровой, познавательной и двигательной активности детей.
3) наличие зон для различных видов деятельности: игровой; познавательной; исследовательской; художественно-эстетической; двигательной активности; зон релаксации (расслабления); личного пространства (зон для уединения); свободного сегмента пространства (незаполненного пространства); пространства для совместной деятельности со взрослым, индивидуальных занятий; для организации урочной и внеурочной деятельности (для начальной ступени образования).
4) Игровой материал, учебно-методические пособия, учебно-игровое Оборудование образовательной организации: наличие спортивного инвентаря, технических средств обучения и воспитания, материалов и оборудования для игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной и самостоятельной (индивидуальной) деятельности [24 ].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова Т. П. Социальная психология детства [Текст] : диагностический практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2018. – 100 с ISBN
2. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст] : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, г. Барнаул, 27–28 апреля 2017 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 199 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл : Academia, 2017 – 526 с.
4. Блонский П. П. Педология:-М: Юрайт Москва, 2019. -392 с.
5. Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский ; ред.-сост. Т. К. Мелешко-Брушлинская и В. В. Знаков. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2016. – 621 с.; 22 см. – (Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Российская акад. наук, Ин-т психологии). – ISBN 5-9270-0091-6.
6. Букина, В. О. Пространство детского сада. Познание. Экология [Текст] / В. О. Букина, М. Ф. Головина. – М. : Сфера, 2016. – 128 с.
7. Волосовец, Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т. В. Волосовец. – URL : http://rubook.org/ (дата обращения: 23.11.2020).
8. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 281 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07290-7. – URL: https://urait.ru/bcode/437740 (дата обращения: 15.04.2020).
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 253 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07084-2. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/420808 (дата обращения: 26.11.2020).
10. Добротворская, С. Г. Организация развивающей среды в образовательном учреждении [Текст] Учеб. пособие / С. Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 176 с.
11. Дьякова, С. П. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в системе образования на основе организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / С. П. Дьякова / Сайт «Студенческий научный форум – 2016. – URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1801/22173 (дата обращения: 25.11.2020)
12. Ермолаева, М. В. Психология развития : методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., стер. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. – 372 с. : ил., табл.; 21 см. – ISBN 978-5-9770-0230-1.
13. Журавлева, С. В. исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке [Текст] / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48–56.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0313 – «Дошк. Образование» / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 414 с.; 22 см. – (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование). – ISBN 5-7695-2599-1.
15. Комарова, О. А. Конструирование предметно–развивающей среды дошкольной образовательной организации [Текст] учеб. пособие / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – М. : МПГУ, 2016. – 135 с.
16. Кошелева, Ю. П. Проблемы организации игровой деятельности : учебное пособие для студентов IV курса отделения «Психология» (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»), обучающихся по дисциплине «Организация игровой деятельности». – Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. – 93 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-88983-816-7.
17. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.
18. Микляева, Н. В. Предметно–развивающая среда детского сада
в контексте ФГОС ДО [Текст] / Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2018. – 128 с.
19. Мириманова, М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебник : [для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование»] / М. С. Мириманова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 248 с. : ил. – (Профессиональное образование. Профессиональный модуль. Организация различных видов деятельности и общения детей). – ISBN 978-5-4468-8447-6.
Предметно- пространственная среда является первым и самым важным условием формирования эстетических представлений дошкольников, она окружает ребенка во всех сферах его обитания. В семье и детском саду: дом, обстановка в доме, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации творческой и художественной деятельности детей на занятиях и вне них. Своим внешним видом, разнообразием содержания, гармонией линий и форм, цветом, все игрушки и материалы должны способствовать формированию эстетического восприятия, основ эстетического вкуса, эстетических чувств.
Вторым условием – является насыщенность быта. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно- прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д.
Третье условие – активная деятельность самих детей (их разнообразная творческая, преобразующая, художественная, музыкальная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие – индивидуальный подход и учет всех возрастных и индивидуальных особенностей, создание соответствующих условий для эстетического воспитания ребенка [13].
Следовательно, в группах детей старшего дошкольного возраста необходимы различные материалы, способствующие эстетическому воспитанию:
– репродукции картин, скульптуры, икебаны и др.;
– книги с красивыми иллюстрациями;
– материалы, отражающие тему эстетики: картинки о красивых местах, музыкальные инструменты, наборы для рисования, лепки, любого другого творчества.
Необходимыми элементами в оборудовании предметно-развивающей среды старших дошкольников являются материалы
, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты [].
Таким образом, предметно-развивающая среда является важным фактором формирования личности ребенка, источником знаний и социального опыта и основным условием эстетического воспитания. Среда развития ребенка должна:
– служить интересам и потребностям ребенка;
– обогащать развитие специфических видов деятельности;
– развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные, эстетические способности, коммуникативные навыки;
– формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего воспитания каждого ребенка.
Можем сказать, что предметно-развивающая среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически привлекательной.
Оценка предметно-развивающей среды может осуществляться по следующим блокам – критериям:
1 блок – общий дизайн помещения: эстетика оформления, желательно единый стиль, «воздух» в помещении, наличие разнообразного оборудования, которые включены в различные виды деятельности;
2 блок – организация пространства жизнедеятельности детей, наличие легких перегородок, ширм, модулей, пуфов;
3 блок – наличие игрушек и материалов, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность.
В соответствии со сделанными выводами и целью исследования считаем необходимым провести анализ предметно-развивающей среды в конкретной дошкольной образовательной организации, опираясь на выделенные критерии.
Наиболее эффективным методическим условиям формирования эстетических представлений дошкольников в аспекте использования предметно¬-пространственной среды является:
1) дизайн помещения образовательной организации. Это эстетика оформления здания образовательной организации и внутреннего пространства помещений, а также территории, прилегающей к образовательной организации; цветовое оформление пространства; освещенность.
2) пространство образовательной организации. Это комфортность; условия эмоционального благополучия и оптимального развития; трансформируемость пространства; безопасность; доступность
расположения предметов и пособий для детей; возрастная адекватность пространства; учет потребностей детей, национально-культурных традиций; стимулирование игровой, познавательной и двигательной активности детей.
3) наличие зон для различных видов деятельности: игровой; познавательной; исследовательской; художественно-эстетической; двигательной активности; зон релаксации (расслабления); личного пространства (зон для уединения); свободного сегмента пространства (незаполненного пространства); пространства для совместной деятельности со взрослым, индивидуальных занятий; для организации урочной и внеурочной деятельности (для начальной ступени образования).
4) Игровой материал, учебно-методические пособия, учебно-игровое Оборудование образовательной организации: наличие спортивного инвентаря, технических средств обучения и воспитания, материалов и оборудования для игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной и самостоятельной (индивидуальной) деятельности [24 ].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова Т. П. Социальная психология детства [Текст] : диагностический практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2018. – 100 с ISBN
2. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст] : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, г. Барнаул, 27–28 апреля 2017 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 199 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл : Academia, 2017 – 526 с.
4. Блонский П. П. Педология:-М: Юрайт Москва, 2019. -392 с.
5. Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский ; ред.-сост. Т. К. Мелешко-Брушлинская и В. В. Знаков. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2016. – 621 с.; 22 см. – (Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Российская акад. наук, Ин-т психологии). – ISBN 5-9270-0091-6.
6. Букина, В. О. Пространство детского сада. Познание. Экология [Текст] / В. О. Букина, М. Ф. Головина. – М. : Сфера, 2016. – 128 с.
7. Волосовец, Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т. В. Волосовец. – URL : http://rubook.org/ (дата обращения: 23.11.2020).
8. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 281 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07290-7. – URL: https://urait.ru/bcode/437740 (дата обращения: 15.04.2020).
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 253 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07084-2. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/420808 (дата обращения: 26.11.2020).
10. Добротворская, С. Г. Организация развивающей среды в образовательном учреждении [Текст] Учеб. пособие / С. Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 176 с.
11. Дьякова, С. П. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в системе образования на основе организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / С. П. Дьякова / Сайт «Студенческий научный форум – 2016. – URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1801/22173 (дата обращения: 25.11.2020)
12. Ермолаева, М. В. Психология развития : методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., стер. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. – 372 с. : ил., табл.; 21 см. – ISBN 978-5-9770-0230-1.
13. Журавлева, С. В. исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке [Текст] / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48–56.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0313 – «Дошк. Образование» / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 414 с.; 22 см. – (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование). – ISBN 5-7695-2599-1.
15. Комарова, О. А. Конструирование предметно–развивающей среды дошкольной образовательной организации [Текст] учеб. пособие / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – М. : МПГУ, 2016. – 135 с.
16. Кошелева, Ю. П. Проблемы организации игровой деятельности : учебное пособие для студентов IV курса отделения «Психология» (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»), обучающихся по дисциплине «Организация игровой деятельности». – Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. – 93 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-88983-816-7.
17. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.
18. Микляева, Н. В. Предметно–развивающая среда детского сада
в контексте ФГОС ДО [Текст] / Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2018. – 128 с.
19. Мириманова, М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебник : [для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование»] / М. С. Мириманова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 248 с. : ил. – (Профессиональное образование. Профессиональный модуль. Организация различных видов деятельности и общения детей). – ISBN 978-5-4468-8447-6.