Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметнопространственной среды группы.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– обеспечение богатства сенсорных впечатлений, самостоятельной коллективной и индивидуальной деятельности, возможностей для исследовательской деятельности, экспериментирования;
– доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
– создание условий для изменения (трансформации) среды для удовлетворения потребностей и интересов детей [24].
При создании микросреды оборудование помещений должно соответствовать действующим СаНПиН [23]. Мебель должна быть подобрана соответственно росту и возрасту детей, игрушки должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В целом предметно-пространственная развивающая среда дошкольной образовательной организации характеризуется тем, что она обеспечивает:
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада;
– возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
– учет национально-культурных и климатических условий (региональный компонент);
– учет возрастных возможностей детей .
С. П. Дьякова полагает, что, приступая к оформлению групповых помещений как части предметно-пространственной развивающей среды детского сада, педагоги должны обязательно учитывать: возрастные, социально-психологические, поло-ролевые особенности детей, а также возможности, потребности и ведущие интересы детей конкретной возрастной группы [11].
Т. В. Волосовец считает, что предметно- пространственная развивающая среда включает в себя четыре компонента:
1) содержательный компонент представляет собой содержательный аспект реализуемой интегрированной деятельности с учетом основной образовательной программы дошкольного образования;
2) материальный компонент – это вещественный аспект среды как совокупности специально подобранных материалов и оборудования. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности для реализации личностного опыта ребенка;
3) организационный компонент, обеспечивающий реализацию разных видов деятельности детей – игровую, познавательную, исследовательскую, речевую, трудовую, изобразительную, музыкальную, физическую и т.д.;
4) личностный компонент – способы общения и взаимодействия всех субъектов образовательных отношений в процессе реализации конкретной деятельности» [7].
В. И. Панов в структуре образовательной среды выделяет деятельностный, коммуникативный и пространственно-предметный компоненты. Деятельностный компонент направлен на обеспечение детям возможности осуществлять ведущую для их возраста деятельность и при этом развивать произвольность и регулируемость психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания и др.), поведения и разных видов активности» [2, с. 48].
Коммуникативный компонент образовательной среды – это «способы организации межличностного общения между педагогами и детьми, обеспечивающие успех развития, обучения, воспитания, социализации, трансляции и освоения информации и практических навыков» [24, с. 49].
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «пространство в дошкольной образовательной организации должно быть распределено на зоны (области, центры), где реализуется та или иная форма детской активности» [22].
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории, «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские, кухни, прачечные, «производственные» мастерские и др. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.
Вся организация образовательной деятельности в детском саду предполагает предоставление каждому ребенку свободу выбора той деятельности, которая ему наиболее интересна. Поэтому, как считает С. П. Дьякова, при организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации, необходимо выделять следующие зоны различного рода активности: рабочая, активная, спокойная. Рабочая зона может включать: Центр познавательно-исследовательской деятельности, Центр экспериментирования, Дидактический центр, Центр продуктивной деятельности. В активную зону могут входить: Центр конструирования, Спортивный центр, Центр ролевых и режиссерских игр, Центр музыкально-театрализованной деятельности. Спокойная зона, как правило, включает в себя: Уголок релаксации, Книжный уголок, Патриотический уголок, мини-музеи разной тематической направленности (ознакомление с народной культурой, народными игрушками, декоративно- прикладным искусством народных мастеров, военной славы и т.п.» [11].
Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: рисование, конструирование, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и т.д. Н. А. Виноградова и Н. В. Микляева подчеркивают, что «расположение зон в группе детского сада должно способствовать плавному переходу от одной деятельности к другой. Это является важным условием грамотной организации предметно-пространственной окружающей среды. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. В отдельном
месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми. Принцип зонирования означает, что зоны могут изменяться, объединяться, дополняться [24]. Такая динамичность образовательной среды побуждает детей к познанию нового.
При организации образовательной среды учитываются возрастные особенности дошкольников .
Для детей младшего дошкольного возраста (2–3 года) правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда «позволяет найти интересное и увлекательное занятие, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и другими детьми. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению».
Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) направлена на дальнейшее «развитие умений понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательность и уважение, стремиться к общению и взаимодействию; на сохранение и укрепление здоровья детей, правильную организацию режима дня, активности и отдыха; предоставление возможности каждому ребенку заниматься интересной и полезной для него деятельностью в течение пребывания в детском саду».
Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) учитывает главную потребность детей этого возраста – потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Вот почему в первую очередь воспитатели обеспечивают условия для формирования и развития самостоятельности, инициативы и творчества детей. Также дети этого возраста стремятся к совместной деятельности, поэтому оборудование и материалы размещаются по зонам (уголкам, центрам), в которых дети могут, объединившись в подгруппы, заниматься интересной для них деятельностью – игрой, рисованием, лепкой, конструированием, экспериментированием, театрализацией и т.д.. Обязательными в оборудовании в старшей и подготовительной к школе группах являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты, к школьному обучению».
Как видим, предметно-пространственная развивающая среда в дошкольной организации меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников.
Таким образом, на основе нормативных документов и методической литературы можно выделить 2 группы характеристик предметно- пространственной развивающей среды дошкольной организации. Первая группа характеристик определяет характеристики уже сформированной среду дошкольной образовательной организации, к которым по требованиям ФГОС ДО относятся: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность. Вторая группа характеризует каждый компонент предметно-пространственной развивающей среды через различные виды детской деятельности, образовательные области, названные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (социально– коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), и соответствующие им зоны (центры) деятельности детей, которые имеются в каждой возрастной группе. Если эта среда правильно организована и насыщена, то она является основой для организации содержательной и интересной жизни детей в дошкольной организации и для разностороннего развития каждого ребенка.
Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольной образовательной организации понимается рационально организованная и эстетически оформленная обстановка, наполненная разнообразными предметами и игровыми материалами, которая является комфортной и безопасной для детей и способствует их личностному развитию. Она обеспечивает одновременное включение в различную деятельность детей всей группы с учетом их возрастных психологических особенностей, потребностей и интересов. Грамотно созданная и организованная предметно-пространственная развивающая среда воспитывает в детях уверенность в своих силах и возможностях, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, творчество. Чтобы эта среда была эффективной, она должна, в первую очередь, быть наполненной игровым оборудованием, соответствующим возрастным потребностям детей. Нормативные документы ДОО регламентируют наполнения, требования к предметно-пространственной среды.
1.3 Методические условия формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно- пространственной среды группы.
Методические условия формирования эстетических представлений у дошкольников посредством предметно- развивающей среды группы предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно–модельной, музыкальной и др.)» [24].
Это направление развития детей в группах дошкольной образовательной организации может быть представлено следующими Центрами или уголками, расположенными в группе по зонам.
Центр изобразительной деятельности (ИЗО), в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, скульптурой малых форм, архитектурой и т.д.. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.
Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности. Его основная цель, по представлению О. А. Комарововой, – «активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей» [20, с. 53]. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликации. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании.
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами. Например, с Центром прикладного искусства