Файл: Правила проектирования и строительства Foundations of bridge supports in areas of permafrost soils. Design and construction rules окс 93. 040 Дата введения 20180515.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- залегание засоленных грунтов, криопегов. Данное залегание существенно затрудняет обеспечение смерзания столбов по боковой поверхности. В этих случаях рекомендуется рассматривать варианты неглубоких фундаментов (до глубины 8-10 м грунты, как правило, не засолены) или фундаментов поверхностного типа.
7.2.2 В регионах с сильным снегопереносом при проектировании мостового перехода рядом с существующим рекомендуется учитывать следующее:
- смежные дороги (земляное полотно подходной части) рекомендуется либо располагать совместно с основными площадками на одном уровне, либо не ближе критического расстояния , т.е. минимального расстояния между бровками смежных дорог, при котором снегоотложения у откосов насыпи независимы, вычисляемого по формуле
, (8.1)*
где - уклон верхней границы снегоотложений перед дорогой (таблица К.1
приложения К );
, - высота насыпей, м;
- высота снежного покрова в ненарушенной зоне.
____________________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
- в условиях сильного снегопереноса не рекомендуется смежную дорогу делать в виде бермы к первой;
- при проектировании дорог, разъединенных на небольшое расстояние, рекомендуется теплоизолировать пазуху;
- если в пределах подходной части земляного полотна имеются выемки, то они должны быть сделаны в регионах с сильным снегопереносом с откосом , либо должны быть применены выемки тоннельного типа, а в регионах с отсутствием снегопереноса допускается делать выемки с любым откосом, вплоть до вертикального, который способствует подкачке холода в грунты;
- если в составе перехода имеется путепровод для пропуска под ним дороги, то в условиях снегопереноса для обеспечения незаносимости снегом дороги рекомендуется учитывать положения
приложения К .
7.3 Особенности эксплуатации
7.3.1 В условиях снегопереноса не рекомендуется устраивать снегозащитные сооружения рядом с выемками при наличии сильнольдистых грунтов и погребенных льдов. Под скоплениями снега формируются талики, которые могут привести к деформациям массивов грунтов. В таких случаях рекомендуется проектировать выемки тоннельного типа.
7.3.2 Для обеспечения пожаробезопасности на мостах рекомендуется принимать дополнительные меры по проверке поездов с горючими грузами, в частности, устраивать на станциях габаритные рамы.
7.3.3 В условиях сильного снегопереноса рекомендуется в процессе эксплуатации дороги соблюдать правила расчистки путем продольного или поперечного (за пределами проезжей части) уплотнения снега. Создание снеговых валов недопустимо, поскольку способствует их ускоренному нарастанию с резким увеличением зоны заносов.
Приложение А
Принципиальные схемы и конструктивные решения опор мостов
А.1 Рекомендуется применять четыре типа фундаментов (рисунок А.1): глубокого заложения (30-40 м), среднего заложения (15-20 м), мелкого заложения (до 15 м), поверхностного типа. Целесообразность применения типа фундамента зависит от конкретных местных условий, имеющегося оборудования и других факторов.
Основным преимуществом фундамента глубокого заложения (рисунок А.1, а) является тепловая инерционность глубинных слоев многолетнемерзлого грунта, поэтому при колебаниях тепловых условий на естественной поверхности грунта изменение температуры грунта в уровне нижних частей фундамента происходит через многие годы или вообще не происходит. Можно отметить два недостатка. Во-первых, при бурении скважин могут быть нарушены криопеги, при этом рассол, вырвавшись наружу, вызовет засоление грунта в зоне стенок скважины и тем самым ухудшит прочность грунтов по смерзанию со стенками столба. Во-вторых, в глубинных слоях гораздо сложнее восстановить растепление грунта, образовавшееся при бурении скважин и твердении бетона заполнения столба имеющимися искусственными приемами. Второе обстоятельство надолго может задержать момент формирования расчетной несущей способности столба.
Недостатком фундаментов среднего и мелкого заложения (рисунки А.1, б, в) по сравнению с предыдущей схемой является меньшая несущая способность столба и, следовательно, необходимость большего числа столбов в опоре. Другим недостатком по сравнению с предыдущей схемой является меньшая тепловая инерционность, т.е. более резкое растепление грунтов при ухудшении условий на поверхности. Оба эти недостатка могут быть компенсированы применением пустотелых столбов - термоопор (
приложение Д ), теплоизоляции и других мероприятий. Преимущества этой схемы по сравнению с предыдущей можно отметить два. Во-первых, для погружения столбов требуется менее мощное (следовательно, менее дорогое и более маневренное) оборудование. Во-вторых, технологические нарушения мерзлоты гораздо легче устранить имеющимися в настоящее время средствами.
Преимуществом фундамента поверхностного типа (рисунок А.1 г) является отсутствие необходимости затрагивать естественные природные условия залегания многолетнемерзлых грунтов, сложившиеся веками и легко ранимые иногда без достаточно ясных последствий. В ряде случаев особо сложных грунтовых условий с засоленными, текучими при оттаивании грунтами, погребенными льдами и т.п. этот тип фундамента может оказаться единственно возможным.
А.2 Для промежуточных опор рекомендуется схема, приведенная на рисунках А.2, а, б.
В зоне ледохода кроме этого рекомендуется также схема, приведенная на рисунках А.2, в, г.
А.3 При наличии в зоне устоя слабых грунтов, требующих для обеспечения требуемой несущей способности столбов глубокого заложения, рекомендуется устой раздельного типа, где на столбы передается только вертикальная нагрузка, а горизонтальное давление со стороны насыпи воспринимается коробчатым элементом или стеной с горизонтальной плитой (рисунок А.3).
А.4 При наличии засоленных грунтов, криопегов, особенно в приарктической зоне с низкими температурами воздуха рекомендуются устои со столбчатыми фундаментами мелкого заложения (верхние 8-10 м, как правило, не засолены) или устои с фундаментами поверхностного типа (рисунки А.4 и А.5).
А.5 При использовании грунтов по принципу I рекомендуется в промежуточных и береговых опорах применять пустотелые столбы с использованием принципа охлаждения грунтов термоопорой сквозного или коаксиального типов (рисунки А.6 и А.7).
|
|
а - схема глубокого заложения из сплошных столбов; б - схема среднего заложения с использованием термоопор; в - схема мелкого заложения с использованием сочетания уширенных площадок и термоопор; г - схема поверхностного типа с использованием уширенных площадок
Рисунок А.1 - Принципиальные схемы типов фундаментов опор мостов на вечной мерзлоте по глубинам заложения
|
|
а - столбчатая безростверковая опора, фасад; б - то же, вид вдоль оси моста; в - массивная с высоким ростверком опора, фасад; г - то же, вид вдоль оси моста
1 - столбы; 2 - массивная надфундаментная часть опоры; 3, 4 - пролетные строения соответственно с ездой поверху и понизу
Рисунок А.2 - Схемы промежуточных опор мостов
|
|
а - фасад оси моста со стороны пролета; б - вид вдоль оси моста со стороны пролета
1 - подходная часть насыпи; 2 - пролетное строение; 3 - безростверковая опора, воспринимающая нагрузку от пролетного строения; 4 - стенка с горизонтальной плитой, воспринимающая нагрузку со стороны насыпи
Рисунок А.3 - Схема береговой опоры (устоя) моста раздельного типа
|
|
1 - тело устоя; 2 - столбы фундамента длиной до 15 м; 3 - уширенная площадка; 4 - пролетное строение; 5 - подходная часть насыпи; 6 - естественная поверхность грунта
Рисунок А.4 - Схема устоя со столбчатыми фундаментами мелкого заложения
|
|
1 - устой; 2 - подходная часть насыпи; 3 - уширенная площадка; 4 - пролетное строение; 5 - естественная поверхность грунта
Рисунок А.5 - Схема устоя с фундаментами поверхностного типа
|
|
1 - столбы с заглублением более 15-20 м; 2 - полость внутри столбов; 3 - бетонная пробка; 4 - коаксиальная вставка для регулирования конвективных потоков воздуха в зимний период; 5 - естественная поверхность грунта; 6 - технологическая площадка
Рисунок А.6 - Схема промежуточной пойменной опоры с фундаментом среднего заложения
|
|
1 - металлические трубы; 2 - поверхность грунта; 3 - железобетонная рубашка; 4 - воздушная полость; 5 - бетонная пробка; 6 - грунтовое заполнение
Рисунок А.7 - Схема промежуточной опоры глубокого заложения
Приложение Б
Погружение бурозабивным методом стальных труб для мостовых опор