Файл: Рынок земли, проблемы его формирования в современной России.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другим часто обсуждаемым проблемным вопросом является несовершенство законодательной и юридической базы. Состояние сферы нормирования государственных закупок (под которым подразумевается формирование требований к объектам закупок с учетом предельной цены или же нормативные затраты на обеспечение функций органов власти) в России находится под вопросом. По мнению Д. И. Паниченко, нормирование госзакупок в настоящее время находится на стадии формирования и не работает эффективно ввиду сложности нормативного регулирования и ряда упущений при создании нормативной базы.
Одной из проблем госзакупок долгосрочных объектов является недостаточная разработанность концепции контрактов жизненного цикла, которые в зарубежной практике широко распространены и признаны оптимальным способом проектирования, сооружения и эксплуатации инфраструктурных объектов в течение их срока жизненного цикла.
На ряд юридических проблем для поставщиков в части типовых контрактов обратил внимание исследователь из Курского государственного университета А.Е. Нордстрем, который указал на их жесткие ограничения, такие как требования к упаковке при поставке медицинских товаров, условия технической диагностики, ремонта и обслуживания автотранспортных средств, различие в ответственности заказчиков (которые при нарушении условий контракта уплачивают фиксированную сумму) и поставщиков (процент от цены контракта). В данном аспекте, по его мнению, нарушается принцип равенства сторон сделки.,
Помимо, этого существуют проблемы правового характера, так как закон о контрактной системе противоречит отдельным международным стандартам по обеспечению процесса публичных закупок. В условиях нахождения в ВТО у нас осталось три года (переходный период) для изменения законодательства, так что дальнейшее его реформирование сегодня — объективная необходимость.
3 Пути решения проблем
По мнению ряда зарубежных авторов, в последние годы обозначилась глобальная тенденция к централизации госзакупок с привлечением к процессу профессиональных государственных посредников между бизнес-структурами поставщиков и государственными структурами заказчиков. Данная триадная система находится в постоянном динамическом изменении, при котором роли и отношения между сторонами меняются, что увеличивает риски неопределенности. Другой глобальной тенденцией государственных закупок, которую можно наблюдать практически во всех сферах экономической жизни, является их переход в электронную среду.
а) насколько заказчик компетентен в отношении содержания предмета закупок
б) насколько заказчик обеспечен ресурсами.
В российской практике госзакупки также признаны в качестве элемента государственной инновационной политики, однако по мнению ряда российских авторов в настоящее время госзакупки в этом аспекте развиты недостаточно, в частности, как следствие неразвитости экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, а также из-за существующего недоверия предпринимателей к государству, риска потери капитала из-за неадекватных компенсаций в случае нарушений, сложностей в кредитовании проектов государственно-частного партнерства и потенциальной склонности инновационной сферы к коррупционным факторам.
В связи с вышеизложенным необходимо дальнейшее совершенствование системы размещения государственного и муниципального заказа. В первую очередь решение изложенных проблем связано с качественным рассмотрением и внесением изменений в основополагающие нормативные правовые акты, касающиеся защиты конкуренции и проведения торгов.
Предложения по совершенствованию механизма проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд:
1. Осуществлять технико-экономическое обоснование контрактов самими заказчиками. Например, данными бухгалтерского учета об окончании срока службы учебной мебели и проведении необходимых закупок новой. Вместе с тем, невозможность обоснования сомнительных закупок (например, закупки для контроля пожарной обстановки лесных массивов автомобиля Lexus или 5 служебных автомобилей общей стоимостью 16 млн рублей для учебного заведения Федеральной таможенной службы не позволит произвести необоснованные расходы. Это же касается и строительно-монтажных работ, не вызванных необходимостью, если только это не желание чиновника пополнить «личный» бюджет путем получения отката с фирмы победителя или воровства средств в процессе исполнения контракта заменой материалов на более дешевые, неисполнения отдельных работ. В любом случае отсутствие такого документа является нарушением процедуры закупок и может расцениваться как халатность. Данная мера позволит, прежде всего, осложнить работу коррупционерам, планирующим победу аффилированных фирм, и обеспечит более свободный доступ другим хозяйствующим субъектам.
2. Осуществлять мониторинг цен самими заказчиками. Данное мероприятие должно выполняться не обычным сбором коммерческих предложений хозяйствующих субъектов, что, как правило, делает их потенциальными участниками торгов, среди которых уже и находится потенциальный победитель, а анализом существующих цен путем обзвона, анализа коммерческой литературы, через интернет и т. д., с обязательной документальной фиксацией, что должно являться составной частью конкурсной документации для осуществления контроля в дальнейшем.
3. Ввести процедуру корректировки технического задания. После объявления торгов при сложных исходных данных (покупка сложного технологического оборудования, строительство объекта и т. д.) целесообразно, например, за 5-10 дней до окончательной процедуры определения победителя собрать всех участников и скорректировать задание с подписанием протокола, для того чтобы убедиться, что все участники процесса правильно его поняли и в нем нет двойного смысла. Данная мера обеспечит полную объективность толкования технического задания и исключит коррупционные махинации, когда неопределенное задание толковалось в пользу «своего» победителя, тем исключив условия честной конкуренции для остальных участников.
4. Осуществлять экономическую экспертизу контрактов. В отделе контроля за размещением государственных заказов УФАС создать отделение техникоэкономической экспертизы для определения объективности проводимых торгов. На сегодняшний момент именно ФАС является самым серьезным контрольным органом процесса проведения госзакупок. Остальные проверяют выделенные направления: целевое использование, сроки контрактов и т. д. Это хотя и косвенно, но будет оказывать влияние на соблюдение добросовестной конкуренции.
5. Направлять предписания профильным министерствам и КРУ Минфина по субъектам Российской Федерации о выявленных нарушениях. Это будет являться дополнительным стимулом объективности торгов и дальнейшей защиты конкуренции.
6. В представляемой документации должны быть сведения о квалификации персонала. Данная мера в очень большой степени защищает добросовестных участников рынка, так как сегодня при проведении торгов, например, по строительству или обслуживанию различных инженерных систем не требуется подтверждение квалификации персонала. Так, уже есть судебный прецедент, когда заказчик пытался ограничить доступ к проведению электромонтажных работ участников, не имеющих специальных разрешений на эти виды работ. При этом жалобу в ФАС на ограничение конкуренции направила фирма, в которой ни один сотрудник не имел группу допуска по электробезопасности. Добросовестные предприятия несут приличные расходы по содержанию квалифицированного персонала и ежегодное подтверждение его квалификации. В этом случае на период судебного процесса затянулась процедура проведения торгов.
7. Определять минимальную цену контракта. Здесь так же можно продолжить рассмотрение вышеуказанного примера. После вынесенного ФАС предписания заказчик убрал из условий проведения конкурса условие положенной квалификации. В процесс кинулись «искатели удачи» и цена была снижена до уровня невозможности выполнения работ соответствующего качества, в результате чего добросовестные участники были вынуждены уйти.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4571.
3.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014. Администрация Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru.
4.Аслаханова С.А. Проблемы участия малого бизнеса России в государственных закупках // International Scientific Review. – 2019. – № 4(35). – c. 55-57.
5.Абрамов О.А., Жемчужников А.А. Общественный контроль как вид финансового контроля. Его место в системе финансового управления // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2020. – № 4(39). – c. 21-25.
6.Алексеев А.Н., Боговиз А.В., Лобова С.В., Рагулина Ю.В. Коррупционная составляющая инновационной деятельности // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – № 12(5). – c. 662-668. – doi: 10.17150/2500- 4255.2018.12(5).662-668.
7.Акулич Е. И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. 2020. № 4 (274). С. 623–634.
8.Бабко Н.В. Организация эффективного механизма нормирования госзакупок в соответствии с требованиями законодательства о КС. Bftcom.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bftcom.com/upload/smi/201505_ Goszakupki.ru_Normirovanie.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
9.Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2019 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2019 году
10.Першина М. №44-ФЗ: сложности адаптации [электронный ресурс]. URL: http://xn--80atnddcf.xn--p1ai/articles/zakonotvorchestvo/_44http://краспро.рф/articles/zakonotvorchestvo/_44-fz_slozhnosti_adaptacii.htmlfz_slozhnosti_adaptacii.html
11.Кретченова М.И. Контракт жизненного цикла как способ эффективности реализации государственных и муниципальных нужд // Энергия науки: Сборник VI Международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов. , 2019. – c. 834-838.
Фотография рабочего дня
Дата наблюдения: 22.09.2022
ФИО обучающегося: Кузьмина Ксения Романовна
Форма обучения: _______ заочная _______________________________________
Факультет/филиал/институт: __ ИЭП_____________________________________________
Направление подготовки/специальность: ___________ Экономика___________________
Курс: ___3___
Место прохождения практики __ кафедра экономической теории и методологии ННГУ__
Вид и тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Учебная практика.
Организация рабочего места
(описание рабочего места)
Большое помещение на десять человек. Письменные стол с десетью компьютерами, принтером и большим количеством первичных документов.
№ | Наименование работы | Начало, ч. мин | Конец, ч. мин | Продолжительность, мин | Примечание |
1 | Начало наблюдения | 7:55 | 08:00 | 5 | Т пер |
2 | Приход на работу | 08:00 | 08:05 | 5 | Т орг |
3 | Подготовка к работе | 08:05 | 08:10 | 5 | Т п-з |
4 | Работа с банковской выпиской | 08:10 | 10:00 | 110 | Т оп |
5 | Подготовка отчёта о поступление денежных средств и плана платежей | 10:00 | 10:30 | 30 | Т оп |
6 | Утверждение платежей | 10:30 | 11:00 | 30 | Т оп |
7 | Личные нужды | 11:00 | 11:15 | 15 | Т пер |
8 | Подготовка документов для банка | 11:15 | 13:00 | 105 | Т оп |
9 | Обед | 13:00 | 14:00 | 60 | Т пер |
10 | Оприходование поступивших материалов | 14:00 | 16:00 | 120 | Т оп |
11 | Личные нужды | 16:00 | 16:15 | 15 | Т пер |
12 | Внесение в программу затрат по услугам | 16:15 | 17:00 | 45 | Т оп |