Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению практических и контрольных работ Под редакцией д э. н., проф. В. В. Макарова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
_________________________________________________________________________
МАКАРОВ В.В., КОПЫТКО О.И., СТАРКОВА Т.Н.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В ИНФО-
КОММУНИКАЦИЯХ
Учебно-методическое пособие по выполнению
практических и контрольных работ
Под редакцией д. э. н., проф. В. В. МАКАРОВА
Санкт–Петербург
2017

2
УДК
ББК
Рецензент:
Доктор экономических наук, профессор Б.А. Колтынюк;
Утверждено редакционно–издательским советом СПбГУТ
в качестве учебно-методического пособия
Макаров, В. В.
Ценообразование и тарифная политика в инфокоммуникациях: учебно–
методическое пособие по выполнению практических и контрольных ра- бот / В. В. Макаров,
О. И. Копытко,
Т. Н. Старкова; под ред. д. э. н., проф. В. В. Макарова. – СПб. : Издательство СПбГУТ, 2017. – 29 с.
Пособие содержит краткий теоретический материал, необходимый для выполнения практических и контрольных работ по дисциплине «Ценообра- зование и тарифная политика в инфокоммуникациях», рекомендации, зада- ния по вариантам, список литературы. Предназначено для студентов, обу- чающихся по направлению подготовки 38.03.02. «Менеджмент».
УДК
ББК
Макаров В. В., Копытко О. И.,
Старкова Т. Н., 2017
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт–Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч–Бруевича», 2017

3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................................ 4
Введение ....................................................................................................................... 6
1.
Тарифы на услуги и продукты связи ............................................................ 9
1.1 031000 Услуги почтово-телеграфной связи............................................ 10 1.2 032000 Услуги телефонной связи ............................................................ 12 1.3 033000 Услуги радиофикации .................................................................. 13 1.4 034000 Услуги электронной связи ........................................................... 15 1.4.1
Применение технологии фиксированного Интернета .............. 16 1.4.2
Применение технологии Wi–Fi .................................................... 17 1.4.3
Применение технологии Skype .................................................... 17 1.5 035000 Услуги телевидения ..................................................................... 18
2.
Выбор цены, качества и оценка востребованности услуги .................... 19
Список литературы ................................................................................................. 20
Приложение. Варианты заданий .......................................................................... 21


4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие по выполнению практических и кон- трольных работ написано в соответствии с государственным образователь- ным стандартом для бакалавров, обучающихся по направлениям подготов- ки 38.03.02. «Менеджмент». Оно также может быть полезно для маги- стров, аспирантов и практических работников отрасли связи и информаци- онных технологий. В приведенном материале кратко изложены основные разделы дисциплины «Ценообразование и тарифная политика в инфоком- муникациях». Каждый раздел заканчивается контрольными вопросами для проверки знаний студентов.
В пособии рассматриваются понятия, связанные с ценообразованием и тарификацией в связи, анализируются технологии и факторы, оказываю- щие решающее влияние на величину тарифа. Рассматриваются способы оценки эффективности тарифной политики. Определяется значение приме- нения международных и государственных стандартов в области тарифика- ции. Показаны важность и необходимость создания процессов, обслужи- вающих разработку тарифной политики в системе менеджмента предприя- тия, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российских предприятий. Подробно рассмотрены основные этапы разработки тариф- ной политики. Большое внимание уделено внедрению систем менеджмента, основанных на применении международных стандартов, на предприятиях сферы ИКТ в условиях инновационного развития отрасли.
Цели выполнения контрольных заданий
Задания предназначены для самостоятельного исследования студен- тов. Их выполнение позволяет закрепить теоретический материал и ком- плексно использовать полученные знания на практике. Кроме того, в про- цессе выполнения заданий предполагается самостоятельное изучение сту- дентами дополнительной литературы в той области, которая затрагивает тему индивидуального задания. В пособии содержатся краткие пояснения к выполнению конкретных заданий контрольной работы и изложение основ- ных разделов изучаемой дисциплины, необходимых для их выполнения.
Помимо теоретических знаний студенты приобретают знания прикладного характера. Студенты заочной формы обучения выполняют работу самосто- ятельно, а очной формы – под руководством преподавателя. При использо- вании учебно–лабораторной базы практическая работа может выполняться как лабораторная.
Рекомендации по выполнению и оформлению работы
При заочном выполнении законченная работа должна состоять из ти- тульного листа, задания, расчетов с выводами. На титульном листе работы необходимо указать номер варианта, (для студентов заочной формы обуче-


5 ния вариант выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачет- ной книжки), номер группы, фамилию, имя, отчество студента.
Условие задания переписывается, а исходные данные приводятся только для выбранного варианта.
Работа разбита на отдельные задания, которые могут выполняться са- мостоятельно. Во втором разделе данной части пособия студентам предла- гается написать небольшое эссе, посвящённое одной из услуг в соответ- ствии с вариантом задания.

6
ВВЕДЕНИЕ
Инфокоммуникационные услуги являются важнейшей составляющей развития информационного общества. При этом почтовые услуги, включая универсальные услуги почтовой связи, остаются важным средством ком- муникации. Сеть объектов почтовой связи федерального оператора почто- вой связи федерального государственного унитарного предприятия «Почта
России» включает 41,4 тыс. единиц, из которых 40,5 тыс. единиц – отделе- ния почтовой связи (далее – отделения), причем почти три четверти отде- лений (29,55 тыс. единиц) расположены в сельской местности и труднодо- ступных удаленных районах, часто являясь единственным каналом оказа- ния не только почтовых, но и финансовых и государственных услуг, а так- же приобретения товаров первой необходимости. Однако половина объек- тов почтовой связи нуждаются в срочном ремонте, из них около 10 процен- тов находятся в близком к аварийному состоянию, 80 процентов основных технических средств эксплуатируются по 15 – 20 лет, 60 процентов авто- транспорта и 70 процентов почтовых вагонов выработали свой ресурс, из- нос основных средств (более 60 процентов) не позволяет избавляться от непроизводительного ручного труда.
При сохранении социально приемлемых тарифов на регулируемые услуги федеральной почтовой связи модернизация только за счет финансо- вых ресурсов федерального государственного унитарного предприятия
«Почта России» может не обеспечить предусмотренное Концепцией созда- ние на базе национального оператора почтовой связи универсального логи- стического и информационного оператора. Комплексная модернизация от- делений федерального государственного унитарного предприятия «Почта
России» и достижение поставленных Правительством Российской Федера- ции перед федеральной почтовой связью целей сопряжены с необходимо- стью финансирования мероприятий по модернизации за счет средств феде- рального государственного унитарного предприятия «Почта России» и бюджетных источников.
Ограниченность радиочастотного ресурса задерживает широкое рас- пространение в России перспективных технологий, в том числе подвижной связи четвертого поколения 4G, сетей абонентского доступа, беспроводно- го широкополосного доступа (услуг на базе WiMax), цифрового наземного и спутникового телерадиовещания. Основными проблемами механизма управления использованием радиочастотного спектра являются необходи- мые согласования с Министерством обороны Российской Федерации по вопросу использования полос частот в большей части доступного диапазо- на, неоправданно долгие сроки разрешительных процедур вследствие нор- мативно закрепленной последовательности (этапности) процедур.
Таким образом, реализация подпрограммы «Информационно–
телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и


7 услуги, оказываемые на ее основе» (далее – подпрограмма) нацелена на разрешение следующих проблем в сфере реализации Программы:
– износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации, рост стоимости «последней мили» сетей связи;
– организация широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к сети Интернет для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к сети Интернет;
– наличие малой доли радиочастотного спектра, который могут ис- пользовать гражданские пользователи, высокой доли спектра, относимого к категории совместного использования (более 90 процентов);
– высвобождение частот для цифрового вещания;
– несоответствие качества и структуры услуг федерального государ- ственного унитарного предприятия «Почта России» нормативным требова- ниям и ожиданиям потребителей услуг;
– отставание темпов развития отрасли связи от мирового уровня;
– недостаточность темпов развития инфраструктуры доступа населе- ния к сайтам органов государственной власти и другим средствам инфор- мационно–справочной поддержки и обслуживания населения.
Мероприятие по поддержке социально значимых проектов в сфере средств массовой информации реализуется путем осуществления следую- щих мер:
– обеспечение оперативного доведения достоверной информации о решениях органов государственной власти, актуальных событиях до насе- ления Российской Федерации:
– содержание подведомственных Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям федеральных государственных учреждений
«Редакция «Российской газеты» и «Редакция журнала «Родина»;
– предоставление субсидий федеральному государственному унитар- ному предприятию «Почта России» на компенсацию потерь в выручке, свя- занных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услу- ги по распространению периодических печатных изданий;
– поддержка социально значимых проектов в сфере периодической пе- чати и непериодических изданий, в том числе предоставление субсидии из- дательствам на выпуск литературы патриотического характера, православ- ной энциклопедии и других изданий;
– проведение тематических фестивалей книги и чтения, серии научно–
практических семинаров, конференций;
– проведение фестивалей чтения для детей и подростков, круглых сто- лов, литературных праздников;
– проведение акций по популяризации чтения, серии мероприятий по поддержке и развитию чтения и пропаганде книжной культуры в рамках


8 ежегодной Международной ярмарки интеллектуальной литературы
«Non/Fiction»;
– проведение серии мероприятий по поддержке и развитию чтения на ежегодной выставке «Санкт–Петербургский международный книжный са- лон»;
– проведение книжных выставок в различных регионах, конкурсов
«Книга года» и др.;
– организация конкурсов среди журналистов, отбор лауреатов премии
Правительства Российской Федерации в области печатных средств массо- вой информации; проведение круглых столов, семинаров и конференций по проблемам печатных средств массовой информации.
Уровень развития информационного общества определяется порогами доступа к информации – техническим, экономическим, бюрократическим и культурным. Технические, или инфраструктурные, пороги доступа – непо- средственный предмет подпрограммы
«Информационно–
телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», но системные организационные реше- ния (например, формирование объединенного «Ростелекома», устраняющее в том числе и проблему дублирования инфраструктуры) – предмет подпро- граммы «Информационное государство». Экономические пороги, то есть стоимость доступа к информации, устраняются в ходе работы с оператора- ми по таким актуальным вопросам, как установление:
цены на роуминг;
– системы учета трафика в реальном времени;
– предупредительных сообщений;
социальных тарифов на доступ к сети Интернет;
– стоимости абонентского терминала высокоскоростного спутниково- го доступа к сети Интернет и так далее. [Правительство российской феде- рации распоряжение от 2 декабря 2011 г. №2161–р О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»].

9
1.
ТАРИФЫ НА УСЛУГИ И ПРОДУКТЫ СВЯЗИ
В результате изучения данного раздела у студента должно сформиро- ваться представление о: тарифах, тарифных планах (множественных со- глашениях), потребительской стоимости услуги, цене потребления услуги, факторах, определяющих эти экономические категории.
Реализация готовой продукции, товаров и услуг осуществляется на ос- нове цен, которые могут быть оптовыми и розничными. На основе оптовых цен совершаются акты купли–продажи продукции между предприятиями общественного производства. По розничным ценам товары и услуги реали- зуются населению.
В зависимости от условий производства и потребления, степени вме- шательства регулирующих органов в формирование цен, соотношения спроса и предложения и других ценообразующих факторов цены могут быть фиксированными, регулируемыми, свободными, договорными и т.д.
Услуги связи реализуются по тарифам. Тариф – система ставок платы
(платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями.
К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.
Тарифы на услуги связи, учитывая особенности оказания услуг, делят- ся на: общие (обычные), льготные и на дополнительные.
Общие тарифы являются основными и наиболее распространенными и охватывают все виды платных услуг связи.
Льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг в пони- женном по сравнению с общими тарифами размере в целях сглаживания неравномерности нагрузки или повышения доступности потребителей к пользованию отдельными социально значимыми услугами.
Тарифы на дополнительные виды услуг устанавливаются непосред- ственно оператором связи на такие услуги, которые не охвачены общей та- рифной номенклатурой.
Тарифные планы предполагают множественные соглашения. Так, дей- ствующее Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электрической и общедоступной почтовой связи преду- сматривает обязательное установление при наличии технической возмож- ности осуществления оператором связи повременного учета продолжи- тельности местных телефонных соединений (разговоров) одного для орга- низаций и трех следующих тарифных планов для абонентов-граждан: а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматрива- ющий плату за предоставление местного телефонного соединения (разго- вора) в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тари- фикации; б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматрива- ющий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений