ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….. 4
Тема 1. Основы теории государства и права………………...................…..……....5
Тема 2. Конституционное право ………………………..........................................15
Тема 3. Гражданское право…………………………………………………….......24
Тема 4. Гражданско-правовая ответственность……………………..…….......…37
Тема 5. Семейное право ……………………….…………………………………..51
Введение
Учебное пособие «Правоведение: рабочая тетрадь для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» (Часть 1)» подготовлена преподавательским коллективом кафедры судебной медицины и правоведения ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России. Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Правоведение» для подготовки по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело». Рабочая тетрадь составлена согласно требованиям ФГОС ВО, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 552 от 15.06.2017 г. и профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 25.06.2015 N 399н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2015 N 37941) и рабочей программой по дисциплине «Правоведение».
В результате изучения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции: УК-1 (способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий) и ОПК-12 (способен применять информационные технологии в профессиональной деятельности и соблюдать правила информационной безопасности).
Целью рабочей тетради является формирование указанных универсальных и общепрофессиональных компетенций, направленных на развитие способности обучающегося на основе знаний, умений и практического опыта успешно действовать при решении профессиональных задач.
Задачами рабочей тетради являются развитие у студентов следующих навыков по изучению и закреплению учебного материала:
- формулировать и правильно толковать юридические термины;
- составлять логические схемы;
- классифицировать юридических явлений;
- обосновывать собственное мнение по спорным вопросам и проблемам права;
- находить нормативно-правовой материал и применять его для решения практических профессиональных задач.
Задания рабочей тетради представлены в виде схем, таблиц, тематических тестов, заданий для написания эссе. Для их выполнения необходимо внимательно изучить и проанализировать весь материал к теме. Для формирования практического опыта принятия правовых решений при осуществлении профессиональной деятельности составлены проблемно-ситуационные задачи, т.е. те задания, для решения которых требуется ознакомление и использование текстов нормативно-правовых актов для разрешения определенных ситуаций.
Проделанную студентом работу оценивает преподаватель.
Авторы предполагают, что подготовленная ими рабочая тетрадь будет способствовать:
- лучшему усвоению студентами пройденного материала по темам дисциплины;
- стимулированию их к ознакомлению и изучению дополнительной литературы;
- творческому осмыслению предложенных вопросов.
Тема 1. Основы государства и права
Задание 1. Проанализируйте основные признаки государства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 2. Право и государство – это две тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимосвязь государства и права?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 3. Прочитайте следующие высказывания и определите, какой из теорий происхождения государства придерживались авторы:
1. «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»… Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу». (Законы царя Хаммураппи)
___________________________________________________________________ .
2. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам)
___________________________________________________________________ .
3. «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т. Гоббс «Левиафан»)
___________________________________________________________________ .
4. «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». (К. Каутский)
___________________________________________________________________ .
5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф. Энгельс)
___________________________________________________________________ .
Задание 4. В.П. Алексеев и А.И. Першиц считают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там
, где еще не было государства». Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 5. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
1. Право – это:
а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;
в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;
г) один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.
2. Норма права - это
а) правило поведение, гарантируемое обществом и обеспеченное принудительной его силой;
б) общеобязательное, строго определенное поведение человека в государстве;
в) общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений;
3. Подберите понятие к данному определению: «основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального»:
а) правообразование;
б) принципы права;
в) правотворчество.
4. Отметьте принципы гражданского общества.
а) экономическая свобода, разделение труда, демократия, свобода слова и так далее;
б) экономическая свобода, правовое государство, сословное общество, плюрализм и так далее;
в) легитимность и демократический характер власти, экономическая свобода, рыночные отношения, защита прав и так далее;
г) нет верного ответа.
5. Что такое правовая семья?
а) это несколько близких семей по праву;
б) одна из форм права;
в) это несколько родственных национальных правовых систем.
.
Задание 6. Что представляет собой структура правовой нормы?
а) совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность;
б) общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств;
в) распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).
Задание 7. Раскройте виды источников права.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 8. Проанализируйте с юридической точки зрения форму Российского государства.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 9. Какое слово часто используется как синоним слова «право»? Почему?
а) кодекс
б) закон
в) канон
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 10. Заполните таблицу.
Соотношение норм морали, права, корпоративных норм
Вопросы для сравнения | Право | Нормы морали | Корпоративные нормы |
Способ установления | | | |
Форма закрепления | | | |
Способ защиты | | | |
Сфера действия | | | |
Задание 11. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
1.Основополагающие, ведущие правовые идеи, которые обуславливают содержание и направленность процесса правового регулирования, являются …