Файл: Тема Основы теории государства и права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………….. 4

Тема 1. Основы теории государства и права………………...................…..……....5

Тема 2. Конституционное право ………………………..........................................15

Тема 3. Гражданское право…………………………………………………….......24

Тема 4. Гражданско-правовая ответственность……………………..…….......…37

Тема 5. Семейное право ……………………….…………………………………..51

Введение
Учебное пособие «Правоведение: рабочая тетрадь для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» (Часть 1)» подготовлена преподавательским коллективом кафедры судебной медицины и правоведения ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России. Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Правоведение» для подготовки по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело». Рабочая тетрадь составлена согласно требованиям ФГОС ВО, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 552 от 15.06.2017 г. и профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 25.06.2015 N 399н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2015 N 37941) и рабочей программой по дисциплине «Правоведение».

В результате изучения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции: УК-1 (способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий) и ОПК-12 (способен применять информационные технологии в профессиональной деятельности и соблюдать правила информационной безопасности).

Целью рабочей тетради является формирование указанных универсальных и общепрофессиональных компетенций, направленных на развитие способности обучающегося на основе знаний, умений и практического опыта успешно действовать при решении профессиональных задач.

Задачами рабочей тетради являются развитие у студентов следующих навыков по изучению и закреплению учебного материала:

- формулировать и правильно толковать юридические термины;

- составлять логические схемы;

- классифицировать юридических явлений;

- обосновывать собственное мнение по спорным вопросам и проблемам права;


- находить нормативно-правовой материал и применять его для решения практических профессиональных задач.

Задания рабочей тетради представлены в виде схем, таблиц, тематических тестов, заданий для написания эссе. Для их выполнения необходимо внимательно изучить и проанализировать весь материал к теме. Для формирования практического опыта принятия правовых решений при осуществлении профессиональной деятельности составлены проблемно-ситуационные задачи, т.е. те задания, для решения которых требуется ознакомление и использование текстов нормативно-правовых актов для разрешения определенных ситуаций.

Проделанную студентом работу оценивает преподаватель.

Авторы предполагают, что подготовленная ими рабочая тетрадь будет способствовать:

- лучшему усвоению студентами пройденного материала по темам дисциплины;

- стимулированию их к ознакомлению и изучению дополнительной литературы;

- творческому осмыслению предложенных вопросов.

Тема 1. Основы государства и права
Задание 1. Проанализируйте основные признаки государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 2. Право и государство – это две тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимосвязь государства и права?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



Задание 3. Прочитайте следующие высказывания и определите, какой из теорий происхождения государства придерживались авторы:

1. «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»… Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу». (Законы царя Хаммураппи)

___________________________________________________________________ .
2. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам)

___________________________________________________________________ .
3. «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т. Гоббс «Левиафан»)

___________________________________________________________________ .
4. «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». (К. Каутский)

___________________________________________________________________ .

5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф. Энгельс)

___________________________________________________________________ .
Задание 4. В.П. Алексеев и А.И. Першиц считают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там
, где еще не было государства». Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 5. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Право – это:

а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

г) один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

2. Норма права - это

а) правило поведение, гарантируемое обществом и обеспеченное принудительной его силой;

б) общеобязательное, строго определенное поведение человека в государстве;

в) общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений;

3. Подберите понятие к данному определению: «основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального»:

а) правообразование;

б) принципы права;

в) правотворчество.

4. Отметьте принципы гражданского общества.

а) экономическая свобода, разделение труда, демократия, свобода слова и так далее;

б) экономическая свобода, правовое государство, сословное общество, плюрализм и так далее;

в) легитимность и демократический характер власти, экономическая свобода, рыночные отношения, защита прав и так далее;

г) нет верного ответа.

5. Что такое правовая семья?

а) это несколько близких семей по праву;

б) одна из форм права;

в) это несколько родственных национальных правовых систем.

.

Задание 6. Что представляет собой структура правовой нормы?

а) совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность;


б) общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств;

в) распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).
Задание 7. Раскройте виды источников права.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 8. Проанализируйте с юридической точки зрения форму Российского государства.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 9. Какое слово часто используется как синоним слова «право»? Почему?

а) кодекс

б) закон

в) канон

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Задание 10. Заполните таблицу.

Соотношение норм морали, права, корпоративных норм


Вопросы для сравнения

Право

Нормы морали

Корпоративные нормы

Способ установления












Форма закрепления












Способ защиты












Сфера действия













Задание 11. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1.Основополагающие, ведущие правовые идеи, которые обуславливают содержание и направленность процесса правового регулирования, являются …