ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
говорится об охотнике, который хотел причинить зло оленю. Он уже не раз охотился на других животных, убивал их, совершал при этом зло. Но вдруг в нем проснулось чувство доброты и жалости к оленю. А «вечерами охотник даже сидел всей семьёй и вытачивал, отделывал каждую веточку — делал оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!». Олень, конечно, тоже поблагодарил охотника за его доброту.
Вывод: Вот как бывает: « С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком». Вот что творит доброта. Она великая сила.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». (Приложение №5)
Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Александр Сергеевич Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт утверждает, что зло не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла. (Приложение №6)
Вывод: В сказке поэта звучат добро и зло, горечь и грусть, насмешка и протест. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера в победу разума, добра и справедливости.
Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. (Приложение №7)
Вывод. Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в сказке. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». (Приложение №8)
История повести окрашена грустью и состраданием. Сам главный герой наделён автором добрыми человеческими качествами: “Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”. О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось ехала по своей охоте».
Самсон Вырин ждет возвращения блудной дочери, и он готов ее принять и простить, но не дождался, умер. Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с рассеканием в родной дом, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться уже некуда. Жизнь устроена проще и жестче многих старых притч. Все дело в этом «чудесно превращении» Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Бедняк не просто остался бедняком; его еще и оскорбили, было растоптано его человеческое достоинство.
Вывод: Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характера любящими родителями, пропадают под влиянием другого чувства. Каковы бы ни были чувства Минского по отношению к Дуне, в конечном счёте, он все равно олицетворяет собой зло. Это зло разрушило семью, это зло сделало несчастной Дуню, привело к смерти Самсона Вырина.
А.П. Платонов(1899-1951). Рассказ «Юшка». Главное в жизни Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего- навсего Юшка. Поэтому всякий считает себя вправе кинуть в него камень или ранить словом. «Дети ждут «нормальной» (по их понятию) реакции – зла в ответ на зло. Зло для них – это норма жизни и источник веселья, ведь неслучайно совпадение: жизнь Юшки оборвет встреча с веселым прохожим. «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и терзают его». Он обладает главным человеческим качеством – добротой. Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей. После смерти Юшки проститься с ним пришли все люди, столяр просит у него прощения за всех. Справедливое слово о Юшке сказано. «Однако без Юшки жить людям стало хуже» (Приложение №9)
Вывод: К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает, и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.
Н.В.Гоголь. Комедия “Ревизор» Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии.
Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла. Единственным положительным героем комедии является смех. «Чему смеетесь? над собой смеетесь!..» — говорит городничий залу по воле автора. (Приложение №10)
Вывод. Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всеми». Но писатель смеется не один — он смеется с нами, и в этом сила комедии.
Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — "добро и зло" очень ярко выражена в рассказе Б.П. Екимова «Живая душа. Анализируя произведение «Живая душа», я выявила, что для писателя важны общие нравственные ценности. Это счастья любить и быть любимым, семья, теплые и добрые отношения в ней, способность дарить людям добро. Не случайно сборник рассказов Б. Екимова носит название "Живая душа". Здесь писатель рассказывает о людях, творящих милосердие. Они дарят старикам необходимое им тепло, исцеляют их своей добротой. (Приложение №11)
Вывод. Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците. Занимаясь исследовательской работой, я многое узнала о писателе Б. П. Екимове, глубоко проникла в мир его героев и ощутила гордость за то, что живет замечательный современный писатель, один из лучших в России.
2.2.Таблица сравнения и классификации образов произведений
(Приложение №12)
Для выявления торжества добра или торжества зла в сказках и произведениях я сравнила их между собой, сделала классификацию образов.
Вывод: Практически во всех исследуемых произведениях на пике славы оказалось зло. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
2.3. Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. (Приложение №13).
Чтобы ответить на вопросы: «Добро и зло присутствуют ли во всех произведениях литературы? Каких литературных персонажей можно назвать добрыми и каких злыми?», Может ли существовать добро без зла или зло без добра? я решила сравнить сказки, произведения классической, современной и зарубежной литературы.
Вывод: Разумеется, мои доводы подтвердились: добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена. (Приложение №14)
2.4.Опрос одноклассников, учителей школы. (Приложение №15)
С целью чтобы узнать, в каком соотношении существует между собой добро и зло, проводила опрос среди одноклассников, учителей школы. Мною было опрошено 20 человек. Это мои одноклассники, учителя школы.
Вывод: Данные опроса свидетельствуют о том, что многие считают, что раньше появилось добро, нежели зло, что добра в мире больше, чем зло. Однако, говоря о борьбе добра и зла, наблюдается равновесие.
2.5. Организация анкетирования и анализ результатов
(Приложение №16)
Провела анкетирование «Добрый ли вы человек?» среди одноклассников. В данной исследовательской работе постаралась определять и объяснять отношение участников к понятиям «добро» и «зло». В основном мои одноклассники нравятся окружающим, они умеют общаться с людьми. У них много друзей.
Вывод: Результаты показали, что из 25 учащихся 70% одноклассников набрали больше 8 очков, 25% - от 4 до 8 очков, только 5% - меньше 4 очков. Составила буклет «Добро и зло» (Приложения№17,18,19).
Заключение
Я исследовала пять сказок и четыре произведения художественной литературы и пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
Мои предположения о том, что может ли существовать добро без зла или зло без добра, подтвердились. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. И борьба их вечна, потому что нет на Земле такого человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.
Практическая значимость исследования: Моя работа может использоваться учащимися и педагогами при подготовке к урокам внеклассного чтения, классными руководителями для подготовки к классным часам, литературных вечеров, посвящённых доброте и зле, для написания сочинений, для пробуждения интереса среди подростков – возможность подготовить доклад или сообщение.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проблема добра и зла актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась.
Добро и зло - понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.
Берегите добро! Будет обидно, если оно исчезнет. А злу всегда есть место, ведь оно способно и малой частью омрачить крупное добро.
Список использованной литературы
1.БороховЭ. Энциклопедия афоризмов М.- 2001г.
2. Екимов Б. П. Избранное. В 2 т. – Волгоград: Комитет по печати и информации
2000. Т.-608с.
3. Екимов Б. П. Сочинения: В 3 т. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. Т. 2 .– 624 с.
4. История русской литературы 19 века. М. Просвещение, 2006.
5. Кравцов Н. И. История русской литературы. Просвещение М.-2001.
6. Произведения школьной программы. М.-2005.
7. Русская классическая литература сост. Д.Устюжанин. М. – Просвещение 2007.
Приложение №1
Приложение №2
Русская народная сказка
«Иван - крестьянский сын и Чудо- Юдо»
Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»
Приложение №3
Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус. пословица)
«Василиса прекрасная»
Добро взяло верх над злом.
Мачеха и её дочери
Вывод: Вот как бывает: « С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком». Вот что творит доброта. Она великая сила.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». (Приложение №5)
Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Александр Сергеевич Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт утверждает, что зло не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла. (Приложение №6)
Вывод: В сказке поэта звучат добро и зло, горечь и грусть, насмешка и протест. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера в победу разума, добра и справедливости.
Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. (Приложение №7)
Вывод. Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в сказке. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». (Приложение №8)
История повести окрашена грустью и состраданием. Сам главный герой наделён автором добрыми человеческими качествами: “Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”. О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось ехала по своей охоте».
Самсон Вырин ждет возвращения блудной дочери, и он готов ее принять и простить, но не дождался, умер. Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с рассеканием в родной дом, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться уже некуда. Жизнь устроена проще и жестче многих старых притч. Все дело в этом «чудесно превращении» Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Бедняк не просто остался бедняком; его еще и оскорбили, было растоптано его человеческое достоинство.
Вывод: Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характера любящими родителями, пропадают под влиянием другого чувства. Каковы бы ни были чувства Минского по отношению к Дуне, в конечном счёте, он все равно олицетворяет собой зло. Это зло разрушило семью, это зло сделало несчастной Дуню, привело к смерти Самсона Вырина.
А.П. Платонов(1899-1951). Рассказ «Юшка». Главное в жизни Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего- навсего Юшка. Поэтому всякий считает себя вправе кинуть в него камень или ранить словом. «Дети ждут «нормальной» (по их понятию) реакции – зла в ответ на зло. Зло для них – это норма жизни и источник веселья, ведь неслучайно совпадение: жизнь Юшки оборвет встреча с веселым прохожим. «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и терзают его». Он обладает главным человеческим качеством – добротой. Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей. После смерти Юшки проститься с ним пришли все люди, столяр просит у него прощения за всех. Справедливое слово о Юшке сказано. «Однако без Юшки жить людям стало хуже» (Приложение №9)
Вывод: К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает, и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.
Н.В.Гоголь. Комедия “Ревизор» Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии.
Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла. Единственным положительным героем комедии является смех. «Чему смеетесь? над собой смеетесь!..» — говорит городничий залу по воле автора. (Приложение №10)
Вывод. Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всеми». Но писатель смеется не один — он смеется с нами, и в этом сила комедии.
Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — "добро и зло" очень ярко выражена в рассказе Б.П. Екимова «Живая душа. Анализируя произведение «Живая душа», я выявила, что для писателя важны общие нравственные ценности. Это счастья любить и быть любимым, семья, теплые и добрые отношения в ней, способность дарить людям добро. Не случайно сборник рассказов Б. Екимова носит название "Живая душа". Здесь писатель рассказывает о людях, творящих милосердие. Они дарят старикам необходимое им тепло, исцеляют их своей добротой. (Приложение №11)
Вывод. Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците. Занимаясь исследовательской работой, я многое узнала о писателе Б. П. Екимове, глубоко проникла в мир его героев и ощутила гордость за то, что живет замечательный современный писатель, один из лучших в России.
2.2.Таблица сравнения и классификации образов произведений
(Приложение №12)
Для выявления торжества добра или торжества зла в сказках и произведениях я сравнила их между собой, сделала классификацию образов.
Вывод: Практически во всех исследуемых произведениях на пике славы оказалось зло. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
2.3. Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. (Приложение №13).
Чтобы ответить на вопросы: «Добро и зло присутствуют ли во всех произведениях литературы? Каких литературных персонажей можно назвать добрыми и каких злыми?», Может ли существовать добро без зла или зло без добра? я решила сравнить сказки, произведения классической, современной и зарубежной литературы.
Вывод: Разумеется, мои доводы подтвердились: добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена. (Приложение №14)
2.4.Опрос одноклассников, учителей школы. (Приложение №15)
С целью чтобы узнать, в каком соотношении существует между собой добро и зло, проводила опрос среди одноклассников, учителей школы. Мною было опрошено 20 человек. Это мои одноклассники, учителя школы.
Вывод: Данные опроса свидетельствуют о том, что многие считают, что раньше появилось добро, нежели зло, что добра в мире больше, чем зло. Однако, говоря о борьбе добра и зла, наблюдается равновесие.
2.5. Организация анкетирования и анализ результатов
(Приложение №16)
Провела анкетирование «Добрый ли вы человек?» среди одноклассников. В данной исследовательской работе постаралась определять и объяснять отношение участников к понятиям «добро» и «зло». В основном мои одноклассники нравятся окружающим, они умеют общаться с людьми. У них много друзей.
Вывод: Результаты показали, что из 25 учащихся 70% одноклассников набрали больше 8 очков, 25% - от 4 до 8 очков, только 5% - меньше 4 очков. Составила буклет «Добро и зло» (Приложения№17,18,19).
Заключение
Я исследовала пять сказок и четыре произведения художественной литературы и пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
Мои предположения о том, что может ли существовать добро без зла или зло без добра, подтвердились. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. И борьба их вечна, потому что нет на Земле такого человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.
Практическая значимость исследования: Моя работа может использоваться учащимися и педагогами при подготовке к урокам внеклассного чтения, классными руководителями для подготовки к классным часам, литературных вечеров, посвящённых доброте и зле, для написания сочинений, для пробуждения интереса среди подростков – возможность подготовить доклад или сообщение.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проблема добра и зла актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась.
Добро и зло - понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.
Берегите добро! Будет обидно, если оно исчезнет. А злу всегда есть место, ведь оно способно и малой частью омрачить крупное добро.
Список использованной литературы
1.БороховЭ. Энциклопедия афоризмов М.- 2001г.
2. Екимов Б. П. Избранное. В 2 т. – Волгоград: Комитет по печати и информации
2000. Т.-608с.
3. Екимов Б. П. Сочинения: В 3 т. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. Т. 2 .– 624 с.
4. История русской литературы 19 века. М. Просвещение, 2006.
5. Кравцов Н. И. История русской литературы. Просвещение М.-2001.
6. Произведения школьной программы. М.-2005.
7. Русская классическая литература сост. Д.Устюжанин. М. – Просвещение 2007.
Приложение №1
Приложение №2
Русская народная сказка
«Иван - крестьянский сын и Чудо- Юдо»
Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»
Приложение №3
Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус. пословица)
«Василиса прекрасная»
Добро взяло верх над злом.
Мачеха и её дочери