Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более поздние исследования не полностью подтверждали выводы о том, что автократичное руководство обеспечивает более высокую производительность. К тому же автократичное руководство приводило к снижению удовлетворенности трудом.

Более подробные исследования стилей, основанных на поведенческом подходе, были проведены в пятидесятые годы Дугласом Мак Грегором - известным американским ученым в области менеджмента. Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х».

Благодаря этим условиям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые аппелируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражения.

Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. При демократичном стиле руководства подчиненные принимают активное участие в управлении предприятием, пользуются достаточно широкой свободой в выполнении заданий, самостоятельно определяют формы группового взаимодействия при выполнении заданий, стремятся к повышению уровня своего профессионализма.

Подход Мак-Г регора к разделению стилей руководства на авторитарный и демократичный был дополнен в 1961 году подходом Рэнсиса Лайкерта (Мичиганский университет, США). Рэнсис Лайкерт на основе исследования стилей руководства в группах с высокой производительностью труда и группах с низкой производительностью труда предложил 4 базовых системы стиля руководства, которые расположил в рамках континуума, находящегося в пределах от одной крайности (стиль, сосредоточенный на работе, - аналог теории «х») до другой крайности (стиль, сосредоточенный на человеке - аналог теории «у»). В качестве базовых Лайкерт выделил следующие стили [23]:

-эксплуататорско-авторитарный;

-благосклонно-авторитарный;

-консультативно-демократический;

-основанный на участии.

Расположение систем стилей Лайкерта показано на рисунке 1.

По мнению Лайкерта самой действенной системой является система №4. Она подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. В этой системе руководители полностью доверяют подчиненным.

Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимнодоверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано.

Рисунок 1. Стили лидерства Лайкерта

Выводы Лайкерта и работы Мак-Грегора дали мощный импульс использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Наиболее удачной разработкой двухмерного типа стиля руководства явилась разработка ученых из университета штата Огайо (США). Ученые университета Роберт Блейк и Джейн Моутон построили схему размещения стилей руководства, включающую 5 базовых стилей. Эта схема получила название менеджерской решетки Блейка и Моутон [29, 36].


Она приведена на рисунке 2.

Как показано на рисунке 2, вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями.

Блейк и Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - является поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности.

Рисунок 2. Менеджерская решетка Блейка и Моутон

С появлением решетки стилей Блейка и Моутон в научных кругах разгорелись дебаты представителей различных школ управления по вопросу о том, какой стиль следует считать наилучшим.

Представители авторитарного подхода считают, что увеличение власти руководителя минимизирует ошибки руководства предприятием, увеличивает эффективность работы и повышает качество работы предприятия.

Представители школ человеческих отношений считают, что демократический, ориентированный на человека стиль руководства, положительно влияет на удовлетворенность трудом и, вследствие этого, повышает качество работы предприятия.

Дальнейшие исследования стилей руководства имели целью установить факторы, которые бы позволяли в каждой конкретной ситуации подбирать наиболее подходящий стиль.

Глава 2 Анализ стилей руководства на примере ООО «ИНТЕР М»

2.1.Экономико-организационная характеристика  ООО «Визит»

«Визит» - Общество с ограниченной ответственностью. ООО «Визит» осуществляет розничную торговлю продуктами питания универсального ассортимента.

Для оценки внутренних сильных и слабых сторон деятельности торгового предприятия ООО «Визит» рассмотрим результаты его экономической деятельности за отчетный и предшествующий годы.

Ресурсный потенциал ООО «Визит» за 2016 - 2017 гг. характеризует таблица 1.

Таблица 1

Характеристика ресурсного потенциала ООО «Визит»


за 2016 -2017 гг.

Показатели

Прошлый год (2016)

Отчетный год (2017)

2017г. в % к 2016г.

1.Среднегодовая численность работников, чел.

43

40

93,0

2.Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

2184

2259

103,4

З.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

8670

9387

108,3

4.Площадь торгового зала, кв. метров

360

360

100

5.Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс. руб.

10854

11646

107,3

В том числе собственного капитала

2916

3089

105,9

Как видно из таблицы 1, за отчетный 2017 год потенциал ООО «Визит» в целом укрепился. Среднегодовая стоимость основных средств выросла на 3,4%, среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 8,3%, среднегодовая стоимость авансированного капитала увеличилась на 7,3%; в составе авансированного капитала рост доли собственного капитала составил 5,9%. Эти данные свидетельствуют о том, что ООО «Визит» имеет потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Рассмотрим, как изменились основные экономические показатели предприятия за тот же период.

Таблица 2

Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Визит»

за 2016 - 2017 годы.

Наименование показателей

Прошлый год 2016

Отчетный год 2017

2017г. в %% к 2016г.

1.Розничный товарооборот без НДС, тыс. руб.

117915

127207

107,9

2.Валовый доход от продажи товаров - в сумме, тыс. руб.

21624

24080

111,4

- в % к товарообороту, %

18,34

18,93

3.Издержки обращения - в сумме, тыс. руб.

18903

21179

112,0

- в % к товарообороту, %

16,03

16,65

в том числе заработная плата, тыс. руб.

10560

11484

108,8

4.Прибыль (убыток) от продажи товаров - в сумме, тыс. руб.

2721

2901

106,6

- в % к товарообороту, %

2,31

2,28

5.Прочие доходы, тыс. руб.

1251

1727

138,0

б.Прочие расходы, тыс. руб.

927

1117

120,4

7.Валовая прибыль, тыс. руб.

3045

3511

115,3

8.Налог на прибыль, тыс. руб.

609

702

115,3

9. Чистая прибыль (убыток) - в сумме, тыс. руб.

2436

2809

115,3

- в % к товарообороту, %

2,07

2,21

- в % к собственному капиталу

83,54

90,94


Данные таблицы показывают следующее:

-розничный товарооборот ООО «Визит» за 2017 год по сравнению с 2016годом вырос на 7,9%;

- валовой доход в ООО «Визит» за 2017 год по сравнению с 2016 годом вырос на 11,4%. При этом уровень валового дохода в товарообороте за 2017 год был выше, чем в 2016 году на 0,59%;

- издержки обращения за 2017 год выросли на 12,0%, а их уровень в товарообороте повысился на 0,62%;

- прибыль от продажи за 2017 год выросла на 6,6%, а ее доля в товарообороте снизилась на 0,03%;

- с учетом размеров прочих доходов и расходов валовая прибыль ООО «Визит» за 2017 год составила 3511 тыс. рублей и была выше, чем в 2016 году на 15,3%;

- после уплаты налога на прибыль чистая прибыль предприятия составила за 2017 год 2809 тыс. рублей и превысила объем чистой прибыли 2016 года на 15.3%. Обеспечен также прирост доли чистой прибыли в товарообороте за 2017 год на 0,14%. В процентах к собственному капиталу доля чистой прибыли в 2017 году увеличилась с 83,5 % до 90,9%.

Таким образом, проведенная экономическая оценка деятельности ООО «Визит» позволяет сделать вывод о том, что данное предприятие развивается достаточно стабильно и занимает устойчивую позицию на потребительском рынке.

Для того, чтобы выявить резервы дальнейшего развития предприятия на существующем потребительском рынке, рассмотрим использование наиболее важных внутренних факторов развития ООО «Визит» в 2017 году.

1.Состояние системы планирования:

- Система планирования охватывает текущий и оперативный периоды, стратегического планирования не ведется.

2. Мобильность организационной структуры:

- структура построена по линейно-функциональному принципу, является негибкой. В структуре отсутствует централизация работ по планированию и маркетинговым исследованиям

3. Качественный и количественный состав персонала:

- количественный состав персонала строится в соответствии со штатным расписанием. Заполнены все рабочие места. Текучесть кадров наблюдается по рабочему персоналу.

- по качественному составу персонал предприятия является смешанным. Возраст колеблется от 25 до 60 лет; стаж - от 1 года до 30 лет; профессиональный состав отмечается различиями в степени профессиональной умелости. Ведется аттестация и обучение персонала.

4.Уровень организационного регламентирования работ и полномочий. Организационными регламентами являются:

- устав организации;

- Правила внутреннего распорядка;

- должностные инструкции.

Отсутствует Положения о подразделениях. Не разработаны организационные регламенты о порядке совмещения профессий. Очень слабо практикуется метод делегирования полномочий, как правило, он реализуется только на основе устного распорядительства.


5.Маркетинговая политика:

- маркетинговая деятельность, как и вся коммерческая работа направляется заместителем директора по коммерческой работе. Стратегического прогноза в этой области не разрабатывается. Но ведется постоянное отслеживание текущей конъюнктуры рынка и поведения конкурентов. Особое внимание уделяется формированию ассортимента, поддержанию его полноты в торговом зале.

6.Технология:

- на предприятии применяется традиционный подход к построению торгово-технологического процесса, предусматривающий разделение ассортимента по товарным отделам и продажу товаров через прилавок. При этом обеспечивается хорошая наглядность и полнота представленного ассортимента за счет более прогрессивных типов холодильного и выставочного оборудования. Обеспечивается поддержание комфортных условий для движения покупателей в торговом зале. Недостаточно используются дополнительные услуги для покупателей.

7. Организационная культура и философия предприятия на потребительском рынке:

- ООО «Визит» ориентирует свою деятельность на продажу высококачественных товаров для любых групп потребителей. Для этого поддерживает устойчивые хозяйственные связи с поставщиками, продукция которых пользуется наилучшим спросом потребителей. При этом поддерживается гибкая ценовая политика.

Обобщение информации, позволяет сделать вывод о том, что руководящему составу ООО «Визит» целесообразно в дальнейшем осваивать систему стратегического планирования, внедрять более прогрессивные технологии в процесс обслуживания покупателей, внести изменения в организационную структуру, придав ей большую адаптивность, внедрить элементы стратегического планирования в маркетинговую деятельность, повысить качество работы персонала.

Внедрение предложенных мероприятий позволит в дальнейшем активизировать коммерческую деятельность ООО «Визит» на потребительском рынке и укрепить имидж предприятия в глазах общественности.

2.2 Оценка стилей руководства, применяемых  руководителями ООО «Визит»

Стиль работы руководителя отражает характер его взаимодействия с подчиненными при выполнении задач производственной деятельности.

Оценивать стиль работы можно различными методами.