Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Обзор стилей руководства сформировавшихся в практике менеджмента
1.1. Характеристика стилей руководства, основанных на личных качествах менеджера
1.2 Характеристика стилей руководства, основанных на поведенческом подходе
Глава 2 Анализ стилей руководства на примере ООО «ИНТЕР М»
2.1.Экономико-организационная характеристика ООО «Визит»
2.2 Оценка стилей руководства, применяемых руководителями ООО «Визит»
Наиболее часто оценка стиля основывается на использовании «менеджерской решетки», показывающей различное соотношение деловой и контактной ориентации руководителя.
Деловое руководство определяется способностью руководителя организовать выполнение задач, т.е. поставить перед каждым работником или группами работников конкретные задачи и объяснить, где и каким образом эти задачи должны быть выполнены, а также организовать систему взаимосвязей при выполнении задач и определить наилучшие способы их выполнения.
Руководство людьми определяется способностью руководителя наладить личный контакт с людьми, а также степенью социальноэмоциональную и психологическую поддержки, которую руководитель может обеспечить членам группы, степенью его вовлеченности во взаимоотношения между членами группы и способностью создать атмосферу комфортности в группе.
Наиболее современной является менеджерская решетка Поля Херси и Кеннета Бланшара. Она сочетает 2 главных, по мнению этих исследователей, фактора управления: заботу о производственных результатах и заботу о людях. Методика включает вопросник, состоящий из 12 вопросов и 4-х вариантов ответов на каждый из них, и две аналитические таблицы, в которые заносятся выбранные варианты ответов. Одна аналитическая таблица характеризует диапазон стиля (вариант действий руководителя), вторая - способность его адаптировать свой стиль к конкретной ситуации.
По этой методике мной была проведена оценка стиля работы директора ООО «Визит» и ее заместителя. Им было предложено ответить на 12 вопросов теста. На основе обработки выбранных им вариантов ответов были составлены таблицы, характеризующие диапазон стиля руководства и их способность адаптироваться к ситуации в работе с персоналом
Таблица 3
Диапазон стиля руководства директора торгового предприятия ООО «Визит»
Номер вопроса |
Выбор действий по секторам решетки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
А |
С |
В |
Д |
2 |
Д |
А |
С |
В |
3 |
С |
А |
Д |
В |
4 |
В |
Д |
А |
С |
5 |
С |
В |
Д |
А |
6 |
В |
Д |
А |
С |
7 |
А |
С |
В |
Д |
8 |
С |
В |
Д |
А |
9 |
С |
В |
Д |
А |
10 |
В |
Д |
А |
С |
11 |
А |
С |
В |
Д |
12 |
С |
А |
Д |
В |
Сумма выборов |
7 |
3 |
2 |
0 |
Таблица 4
Диапазон стиля руководства заместителя директора торгового предприятия ООО «Визит»
Номер вопроса |
Выбор действий по секторам решетки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
А |
С |
В |
Д |
2 |
Д |
А |
С |
В |
3 |
С |
А |
Д |
В |
4 |
В |
Д |
А |
С |
5 |
С |
В |
Д |
А |
6 |
В |
Д |
А |
С |
7 |
А |
С |
В |
Д |
8 |
С |
В |
Д |
А |
9 |
С |
В |
Д |
А |
10 |
В |
Д |
А |
С |
11 |
А |
С |
В |
Д |
12 |
С |
А |
Д |
В |
Сумма выборов |
3 |
6 |
3 |
0 |
Результаты подсчета сумм выбора действий нанесены на менеджерскую решетку, представленную на рисунке 3.
Рисунок 3. Менеджерская решетка: основные стили руководства
Как показывает размещение диапазона стиля директора ООО «Визит» на менеджерской решетке, он отличается сильным деловым и слабым контактным характером действий (7 баллов).
Остальные типы стилей выражены очень слабо. Тем не менее, менеджерская решетка показывает, что у директора ООО «Визит» есть необходимое управленческое умение по приспособлению стиля к меняющимся ситуациям.
Основной стиль заместителя директора характеризуется как сильный деловой и сильный контактный. Он наиболее подходит к среднему уровню зрелости коллектива.
Это означает, что заместитель директора более гибко использует в работе контактный стиль, воздействуя на подчиненных с помощью убеждения, просьб, советов. Вспомогательными стилями руководства заместителя директора ООО «Визит» являются сильный деловой при слабом контактном, а также сильный контактный при слабом деловом. Эти стили применяются в зависимости от ситуации.
Умение руководителя адаптироваться к ситуации в зависимости от зрелости коллектива можно оценить по той же системе тестирования, которая была приведена выше. В зависимости от тех же выбранных вариантов ответов формируются таблицы, отражающие способность руководителей адаптироваться к ситуации с учетом зрелости коллектива.
Таблица 5
Оценка способности директора ООО «Визит»
адаптироваться к ситуации с учетом зрелости своих подчиненных
Номер вопроса |
Варианты действий |
|||
a |
b |
c |
d |
|
1 |
Д |
В |
С |
А |
2 |
В |
Д |
С |
А |
3 |
С |
В |
А |
Д |
4 |
В |
Д |
А |
С |
5 |
А |
Д |
В |
С |
6 |
С |
А |
В |
Д |
7 |
А |
С |
Д |
В |
8 |
С |
В |
Д |
А |
9 |
А |
Д |
В |
С |
10 |
В |
С |
А |
Д |
11 |
А |
А |
Д |
В |
12 |
С |
С |
Д |
В |
всего выборов |
4 |
3 |
0 |
5 |
умножить на: |
-2 |
-1 |
+1 |
+2 |
результат: |
-8 |
-3 |
0 |
+10 |
Результативная сумма: -1 |
Таблица 6
Оценка способности заместителя директора ООО «Визит» адаптироваться к ситуации с учетом зрелости своих подчиненных
Номер |
Варианты действий |
|||
вопроса |
a |
B |
c |
d |
1 |
Д |
В |
С |
А |
2 |
В |
Д |
С |
А |
3 |
С |
В |
А |
Д |
4 |
В |
Д |
А |
С |
5 |
А |
Д |
В |
С |
6 |
С |
А |
В |
Д |
7 |
А |
С |
Д |
В |
8 |
С |
В |
Д |
А |
9 |
А |
Д |
В |
С |
10 |
В |
С |
А |
Д |
11 |
А |
А |
Д |
В |
12 |
С |
С |
Д |
В |
всего выборов |
1 |
4 |
3 |
4 |
умножить на: |
-2 |
-1 |
+1 |
+2 |
результат: Результативная сумма: +5 |
-2 |
-4 |
+3 |
+8 |
В идеале умение полностью использовать потенциал своих работников и обеспечить процесс самоуправления на этой основе оценивается величиной в + 24 балла.
Как показали данные оценки, приведенные в таблице 7, директор ООО «Визит» по умению адаптироваться к ситуации набрал - 1 балл. Это свидетельствует о недостаточном использовании потенциала своих работников, то есть, подтверждает ориентацию руководителя на сильный деловой и слабый контактный стиль. У заместителя директора ООО «Визит» адаптационная мобильность стиля равна +5, что характеризует его стиль, как более гибкий по сравнению с директором.
Для выявления характера взаимоотношений руководителя с подчиненными мной была проведена оценка способов воздействия, которые применяет директор ООО «Визит» в работе с подчиненными. Результаты оценки содержатся в таблице 7.
Таблица 7
Частота применения различных способов воздействия руководителей ООО «Визит» на подчиненных в 2017 году
Способы воздействия |
Частота применения |
1.Упрек подчиненному за сравнительно небольшие недостатки |
Часто |
2.Угроза более важным, чем упрек наказанием |
Не очень часто |
3.Перевод на менее оплачиваемую работу |
Изредка |
4. Лишение премии |
Часто |
5.Выговор, предупреждение |
Не очень часто |
б.Неформальная, личная похвала |
Не очень часто |
7.Разовая премия |
Изредка |
8.Публичная похвала работника |
Изредка |
9.Освобождение от работы |
Не очень часто |
10. Помощь и совет подчиненному в трудовых и личных делах |
Изредка |
11.Повышение зарплаты на основании трудовых заслуг |
Изредка |
12.Совместное с подчиненными принятие решений |
Изредка |
13.Указание на обязательность выполнения работы в срок |
Часто |
14.Показ полезности работы подчиненного для коллектива |
Не очень часто |
15.Определение ответственности для подчиненных |
Часто |
16.Привлечение подчиненных к выполнению поручений |
Изредка |
17.Контроль за работой подчиненных |
Часто |
18.Оценка результатов работы подчиненных |
Часто |
19.Обеспечение состязательности в работе подчиненных |
Иногда |
20.Обучение подчиненных |
Не очень часто |
Из анализа характера взаимодействия директора ООО «Визит». С подчиненными можно видеть, что наиболее часто во взаимодействии с подчиненными используются методы принуждения. Слабее используются методы побуждения и формирования интереса к труду. Отчасти это объясняется недостаточным уровнем зрелости рядовых работников и применением, преимущественно, авторитарного подхода к руководству.
Проведенная оценка стилей руководства у директора и его заместителя в ООО «Визит» показала, что стили обоих руководителей дополняют друг друга. У обоих они нацелены на сильное деловое руководство, но контактность с подчиненными лучше реализуется у заместителя директора. Это говорит о том, что особенности стилей руководителей должны учитываться при распределении между ними видов управленческих действий. Кроме того, целесообразно предусмотреть программу дальнейшего совершенствования некоторых личных качеств и стиля работы обоим руководителям.
2.3. Рекомендации по улучшению стиля руководства
Оценка стиля руководителей ООО «Визит» показала, что применяемый стиль и директора, и его заместителя ориентирован преимущественно на деловое руководство.
В условиях совершенствования деловых качеств руководителей и повышения уровня зрелости трудового коллектива стиль руководства необходимо целенаправленно формировать. При формировании и развитии стиля руководства можно придерживаться следующего алгоритма.
Таблица 8
Этапы алгоритма формирования стиля руководства в ООО «Визит»
Этап |
Название этапа |
Участники реализации этапа |
1 |
Определение текущей стадии жизненного цикла развития предприятия |
Руководящий актив |
2 |
Определение целей деятельности предприятия на программируемый период жизненного цикла. |
Руководящий актив |
3 |
Определение целей решения задач ближайшего периода |
Лично руководитель |
4 |
Исследование сложности предстоящих задач и условий их выполнения |
Творческая группа из числа специалистов и руководителей |
5 |
Исследование уровня зрелости работников и их способности успешно выполнить задачи |
Зам. директора по организации |
6 |
Исследование мотивационного поведения работников при выполнении задач |
Зав. отделами, зам. директора по организации |
7 |
Выработка наилучших способов выполнения задач |
Руководящий актив |
8 |
Разработка заданий работникам в разрезе задач. |
Зав. отделами |
9 |
Разработка системы мотивации персонала при выполнении задач и заданий |
Зам. директора, зав. отделами |
10 |
Анализ промежуточных результатов выполнения задач и заданий и выявление отклонений |
Зав. отделами |
11 |
Корректировка поведения подчиненных в ходе выполнения задач |
Зав. отделами |
2 |
Анализ и проработка идей, выявленных в процессе |
Творческая группа |
выполнения задач |
специалистов |
|
13 |
Анализ результатов достижения предпринимательских |
Зам директора, |
целей на основе выполнения задач |
специалисты |
|
14 |
Корректировка стиля руководства в зависимости от результатов достижения целей и выполнения задач |
Лично руководитель |
15 |
Оценка эффективности стиля управления |
Специалисты |