Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее часто оценка стиля основывается на использовании «менеджерской решетки», показывающей различное соотношение деловой и контактной ориентации руководителя.

Деловое руководство определяется способностью руководителя организовать выполнение задач, т.е. поставить перед каждым работником или группами работников конкретные задачи и объяснить, где и каким образом эти задачи должны быть выполнены, а также организовать систему взаимосвязей при выполнении задач и определить наилучшие способы их выполнения.

Руководство людьми определяется способностью руководителя наладить личный контакт с людьми, а также степенью социально­эмоциональную и психологическую поддержки, которую руководитель может обеспечить членам группы, степенью его вовлеченности во взаимоотношения между членами группы и способностью создать атмосферу комфортности в группе.

Наиболее современной является менеджерская решетка Поля Херси и Кеннета Бланшара. Она сочетает 2 главных, по мнению этих исследователей, фактора управления: заботу о производственных результатах и заботу о людях. Методика включает вопросник, состоящий из 12 вопросов и 4-х вариантов ответов на каждый из них, и две аналитические таблицы, в которые заносятся выбранные варианты ответов. Одна аналитическая таблица характеризует диапазон стиля (вариант действий руководителя), вторая - способность его адаптировать свой стиль к конкретной ситуации.

По этой методике мной была проведена оценка стиля работы директора ООО «Визит» и ее заместителя. Им было предложено ответить на 12 вопросов теста. На основе обработки выбранных им вариантов ответов были составлены таблицы, характеризующие диапазон стиля руководства и их способность адаптироваться к ситуации в работе с персоналом

Таблица 3

Диапазон стиля руководства директора торгового предприятия ООО «Визит»

Номер

вопроса

Выбор действий по секторам решетки

1

2

3

4

1

А

С

В

Д

2

Д

А

С

В

3

С

А

Д

В

4

В

Д

А

С

5

С

В

Д

А

6

В

Д

А

С

7

А

С

В

Д

8

С

В

Д

А

9

С

В

Д

А

10

В

Д

А

С

11

А

С

В

Д

12

С

А

Д

В

Сумма выборов

7

3

2

0


Таблица 4

Диапазон стиля руководства заместителя директора торгового предприятия ООО «Визит»

Номер

вопроса

Выбор действий по секторам решетки

1

2

3

4

1

А

С

В

Д

2

Д

А

С

В

3

С

А

Д

В

4

В

Д

А

С

5

С

В

Д

А

6

В

Д

А

С

7

А

С

В

Д

8

С

В

Д

А

9

С

В

Д

А

10

В

Д

А

С

11

А

С

В

Д

12

С

А

Д

В

Сумма выборов

3

6

3

0

Результаты подсчета сумм выбора действий нанесены на менеджерскую решетку, представленную на рисунке 3.

Рисунок 3. Менеджерская решетка: основные стили руководства

Как показывает размещение диапазона стиля директора ООО «Визит» на менеджерской решетке, он отличается сильным деловым и слабым контактным характером действий (7 баллов).

Остальные типы стилей выражены очень слабо. Тем не менее, менеджерская решетка показывает, что у директора ООО «Визит» есть необходимое управленческое умение по приспособлению стиля к ме­няющимся ситуациям.

Основной стиль заместителя директора характеризуется как сильный деловой и сильный контактный. Он наиболее подходит к среднему уровню зрелости коллектива.

Это означает, что заместитель директора более гибко использует в работе контактный стиль, воздействуя на подчиненных с помощью убеждения, просьб, советов. Вспомогательными стилями руководства заместителя директора ООО «Визит» являются сильный деловой при слабом контактном, а также сильный контактный при слабом деловом. Эти стили применяются в зависимости от ситуации.

Умение руководителя адаптироваться к ситуации в зависимости от зрелости коллектива можно оценить по той же системе тестирования, которая была приведена выше. В зависимости от тех же выбранных вариантов ответов формируются таблицы, отражающие способность руководителей адаптироваться к ситуации с учетом зрелости коллектива.


Таблица 5

Оценка способности директора ООО «Визит»

адаптироваться к ситуации с учетом зрелости своих подчиненных

Номер

вопроса

Варианты действий

a

b

c

d

1

Д

В

С

А

2

В

Д

С

А

3

С

В

А

Д

4

В

Д

А

С

5

А

Д

В

С

6

С

А

В

Д

7

А

С

Д

В

8

С

В

Д

А

9

А

Д

В

С

10

В

С

А

Д

11

А

А

Д

В

12

С

С

Д

В

всего выборов

4

3

0

5

умножить на:

-2

-1

+1

+2

результат:

-8

-3

0

+10

Результативная сумма:

-1

Таблица 6

Оценка способности заместителя директора ООО «Визит» адаптироваться к ситуации с учетом зрелости своих подчиненных

Номер

Варианты действий

вопроса

a

B

c

d

1

Д

В

С

А

2

В

Д

С

А

3

С

В

А

Д

4

В

Д

А

С

5

А

Д

В

С

6

С

А

В

Д

7

А

С

Д

В

8

С

В

Д

А

9

А

Д

В

С

10

В

С

А

Д

11

А

А

Д

В

12

С

С

Д

В

всего выборов

1

4

3

4

умножить на:

-2

-1

+1

+2

результат:

Результативная сумма: +5

-2

-4

+3

+8


В идеале умение полностью использовать потенциал своих работников и обеспечить процесс самоуправления на этой основе оценивается величиной в + 24 балла.

Как показали данные оценки, приведенные в таблице 7, директор ООО «Визит» по умению адаптироваться к ситуации набрал - 1 балл. Это свидетельствует о недостаточном использовании потенциала своих работников, то есть, подтверждает ориентацию руководителя на сильный деловой и слабый контактный стиль. У заместителя директора ООО «Визит» адаптационная мобильность стиля равна +5, что характеризует его стиль, как более гибкий по сравнению с директором.

Для выявления характера взаимоотношений руководителя с подчиненными мной была проведена оценка способов воздействия, которые применяет директор ООО «Визит» в работе с подчиненными. Результаты оценки содержатся в таблице 7.

Таблица 7

Частота применения различных способов воздействия руководителей ООО «Визит» на подчиненных в 2017 году

Способы воздействия

Частота применения

1.Упрек подчиненному за сравнительно небольшие недостатки

Часто

2.Угроза более важным, чем упрек наказанием

Не очень часто

3.Перевод на менее оплачиваемую работу

Изредка

4. Лишение премии

Часто

5.Выговор, предупреждение

Не очень часто

б.Неформальная, личная похвала

Не очень часто

7.Разовая премия

Изредка

8.Публичная похвала работника

Изредка

9.Освобождение от работы

Не очень часто

10. Помощь и совет подчиненному в трудовых и личных делах

Изредка

11.Повышение зарплаты на основании трудовых заслуг

Изредка

12.Совместное с подчиненными принятие решений

Изредка

13.Указание на обязательность выполнения работы в срок

Часто

14.Показ полезности работы подчиненного для коллектива

Не очень часто

15.Определение ответственности для подчиненных

Часто

16.Привлечение подчиненных к выполнению поручений

Изредка

17.Контроль за работой подчиненных

Часто

18.Оценка результатов работы подчиненных

Часто

19.Обеспечение состязательности в работе подчиненных

Иногда

20.Обучение подчиненных

Не очень часто


Из анализа характера взаимодействия директора ООО «Визит». С подчиненными можно видеть, что наиболее часто во взаимодействии с подчиненными используются методы принуждения. Слабее используются методы побуждения и формирования интереса к труду. Отчасти это объясняется недостаточным уровнем зрелости рядовых работников и применением, преимущественно, авторитарного подхода к руководству.

Проведенная оценка стилей руководства у директора и его заместителя в ООО «Визит» показала, что стили обоих руководителей дополняют друг друга. У обоих они нацелены на сильное деловое руководство, но контактность с подчиненными лучше реализуется у заместителя директора. Это говорит о том, что особенности стилей руководителей должны учитываться при распределении между ними видов управленческих действий. Кроме того, целесообразно предусмотреть программу дальнейшего совершенствования некоторых личных качеств и стиля работы обоим руководителям.

2.3. Рекомендации по улучшению стиля руководства

Оценка стиля руководителей ООО «Визит» показала, что применяемый стиль и директора, и его заместителя ориентирован преимущественно на деловое руководство.

В условиях совершенствования деловых качеств руководителей и повышения уровня зрелости трудового коллектива стиль руководства необходимо целенаправленно формировать. При формировании и развитии стиля руководства можно придерживаться следующего алгоритма.

Таблица 8

Этапы алгоритма формирования стиля руководства в ООО «Визит»

Этап

Название этапа

Участники реализации этапа

1

Определение текущей стадии жизненного цикла развития предприятия

Руководящий актив

2

Определение целей деятельности предприятия на программируемый период жизненного цикла.

Руководящий актив

3

Определение целей решения задач ближайшего периода

Лично руководитель

4

Исследование сложности предстоящих задач и условий их выполнения

Творческая группа из числа специалистов и руководителей

5

Исследование уровня зрелости работников и их способности успешно выполнить задачи

Зам. директора по организации

6

Исследование мотивационного поведения работников при выполнении задач

Зав. отделами, зам. директора по организации

7

Выработка наилучших способов выполнения задач

Руководящий актив

8

Разработка заданий работникам в разрезе задач.

Зав. отделами

9

Разработка системы мотивации персонала при выполнении задач и заданий

Зам. директора, зав. отделами

10

Анализ промежуточных результатов выполнения задач и заданий и выявление отклонений

Зав. отделами

11

Корректировка поведения подчиненных в ходе выполнения задач

Зав. отделами

2

Анализ и проработка идей, выявленных в процессе

Творческая группа

выполнения задач

специалистов

13

Анализ результатов достижения предпринимательских

Зам директора,

целей на основе выполнения задач

специалисты

14

Корректировка стиля руководства в зависимости от результатов достижения целей и выполнения задач

Лично руководитель

15

Оценка эффективности стиля управления

Специалисты