Файл: С. О. Макаров морской офицер, кораблестроитель, полярный исследователь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Начало карьеры……………………………………………………..............5-6

2. Роль личности адмирала С. О. Макарова в истории России

2. 1 Научная деятельность С. О Макарова……………………….......7-11

2. 2 Военная деятельность С. О. Макарова……………….…..……..12-15

Заключение……………………………………………………………….. 16-17

Список информационных источников………………………………………18

Начало карьеры

Роль личности адмирала С. О. Макарова в истории России

Научная деятельность

Военная деятельность С. О. Макарова

Русско-турецкая война (1877—1878)

Список информационных источников

1. Большая советская энциклопедия Б.А. Введенский

2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19вв. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003г.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Макаров,_Степан_Осипович

4. https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Макаров,_Степан_Осипович

5. https://obrazovaka.ru/istoriya/itogi-russko-tureckoy-voyny-tablica.html

6. https://obrazovaka.ru/istoriya/itogi-russko-yaponskoy-voyny-kratko.html


МБОУ Соболевская ОШ им. А.Н.Попова
Реферат

по истории России
на тему
«С.О. Макаров: морской офицер, кораблестроитель, полярный исследователь»


Выполнила: Городецская Алина

ученица 9 класса

Руководитель: учитель истории

 Самусева О. В.

Соболево, 2022 г

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………..….3 - 4

1. Начало карьеры……………………………………………………..............5-6

2. Роль личности адмирала С. О. Макарова в истории России

2. 1 Научная деятельность С. О Макарова……………………….......7-11

2. 2 Военная деятельность С. О. Макарова……………….…..……..12-15

Заключение……………………………………………………………….. 16-17

Список информационных источников………………………………………18



Введение

Макаров Степан Осипович — известный российский учёный, талантливый флотоводец, океанограф, полярный исследователь, изобретатель, вице-адмирал, прославивший флот России. Его жизнь и деятельность связана с царствованием сразу трёх императоров — Александра II, Александра III  и Николая II. Это был сложный и важный период в истории России, идущей по капиталистическому пути развитию, период промышленного переворота, реформирования, модернизации всех сторон жизни общества.

Актуальность: Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей русского флота. Он был самым талантливым представителем Русского флота во второй половине XIX-начале XX века. Его боевая деятельность и теоретическая работа в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли. Горячий патриот, неутомимо боровшийся с косностью сановных бюрократов и их низкопоклонством перед заграницей. Сегодня заслуги Макарова С. О. перед Отечеством и наукой высоко ценятся. Россия бережно хранит память об этом замечательном моряке. Многое в его жизни и многосторонней деятельности до сих пор может служить образцом и примером. Его биография и деятельность представляет интерес и для сегодняшних путешественников и моряков, а также людей, увлекающихся историей и работающих во благо Отечества.

Цель моего реферата — сформировать представление о жизнедеятельности замечательного человека С. О. Макарова, о его неустанном труде на благо России.


Задачи:

1. Изучить литературу, Интернет-ресурсы о С.О. Макарове;

2. Проанализировать биографию С.О. Макарова;

3. Познакомить одноклассников со своим исследованием;

4. По итогам работы создать презентацию.

Предмет исследования: информационные материалы, на основе которых составим полный объективный исторический портрет. 

Объект исследования: жизнь и деятельность Степана Осиповича Макарова, военно-морского деятеля, вице-адмирала, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, автора многочисленных изобретений.


Начало карьеры


Адмирал Макаров родился в г. Николаеве Херсонской губернии 27 декабря 1848 г. в семье Осипа Фёдоровича и Елизаветы Андреевны, освященном именами великих флотоводцев - Ушакова и Лазарева, колыбели знаменитых кораблей русского флота, в семье моряка. Оба его деда были солдатами, а отец только за полгода до рождения сына получил чин прапорщика.

На детство Макарова пришлась Крымская война. В начале кампании военное счастье сопутствовало России: в Синопском сражении 8 наших кораблей под командованием адмирала Нахимова уничтожили 154 кораблей турецких и 4 береговые батареи. Но в следующем 1854 г. объединенной эскадрой английских, французских и турецких кораблей был осажден Севастополь. Черноморского флота больше не существовало - его затопили, чтобы враг не вошел в Севастополь с моря. Юношей Макаров зачитывался «Севастопольскими рассказами» Толстого, оказавшими большое влияние на формирование его патриотических убеждений, умение понимать душу русского человека, солдата, матроса. 

В 1858 г. семья переехала в г. Николаевск-на-Амуре в связи с переводом отца Макарова в Сибирскую флотилию. В том же году Макаров поступил в Николаевское морское училище, которое готовило кондукторов корпуса штурманов (чин примерно соответствующий современному званию мичмана). В 1865 г. он окончил училище первым по успеваемости, однако лишь в 1869 г. будущий флотоводец был произведен в мичманы, получив свой первый офицерский чин.

Примечательно, что до этого он успел послужить на 11 кораблях и принять участие в нескольких дальних морских походах. В 1861 г. на винтовом клипере «Стрелок» и винтовом транспорте «Манчжур» ходил из Николаевска в залив Де-Кастри и порт Дуэ. С июля 1863 г. по май 1864 г. в составе эскадры Тихого океана под флагом вице-адмирала А.А. Попова ходил к берегам Северной Америки, и в октябре 1864 г. возвратился из плавания в Морское училище в Николаевск-на-Амуре. С ноября 1866 г. по май 1867 г. на корвете «Аскольд» в составе эскадры контр-адмирала Ф.С. Керна прошел по маршруту Нагасаки - мыс Доброй Надежды - Кронштадт. 14 июля 1867 г. за выдающиеся успехи в науках произведен «не в пример прочим» вместо кондукторов корпуса штурманов в гардемарины, а в июле того же года назначен в 1-й флотский экипаж Балтийского моря.



После окончания училища он в течение четырех лет прошел трудную службу гардемарина, плавая на различных военных кораблях. И только в 1869 г., служа на фрегате «Дмитрий Донской», Макаров был произведен в мичманы — первый офицерский чин и начал службу на броненосной лодке «Русалка» в составе эскадры Г. И. Бутакова.

Роль личности адмирала С. О. Макарова в истории России

Научная деятельность


С 16 сентября 1867 г. по 28 июня 1868 г. Макаров ходил на корвете «Дмитрий Донской», и в октябре 1868 г. публикует в «Морском сборнике» свою первую научную работу - «Инструмент Адкинса для определения девиации в море». С 17 сентября 1868 г. по 25 мая 1869 г. находился в заграничном плавании на корвете «Дмитрий Донской». С 24 июня по 8 сентября 1869 г. ходил на броненосной лодке «Русалка» в составе броненосной эскадры Балтийского флота.

Первое офицерское плавание Макарова на броненосной лодке было неудачным. «Русалка» напоролась на подводный камень, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств ее удалось посадить на мель. В марте - июне 1870 г. Макаров опубликовал в «Морском сборнике» статью «Броненосная лодка «Русалка». За частным случаем молодой мичман увидел проблему всего флота - неподготовленность кораблей и экипажей к действиям при повреждении корпуса. Макаров засел за книги, провел сложные расчеты. Результатом стал труд, посвященный борьбе за непотопляемость корабля. «Тот, кто видел потопление судов своими глазами, хорошо знает, что гибель корабля не есть простая гибель имущества; ее нельзя сравнить ни с пожаром большого города, ни с какою другою материальною потерею. Корабль есть живое существо, и, видя его гибель, вы неизбежно чувствуете, как уходит в вечность этот одушевленный исполин, послушный воле своего командира. Корабль безропотно переносит все удары неприятеля, он честно исполняет свой долг и с честью гибнет, но не к чести моряков и строителей служат эти потопления, за которые они ответственны перед своей совестью. Корабль может и должен быть обеспечен от потопления».

Теория непотопляемости корабля стала одной из важнейших его разработок. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину. К январю - марту 1870 г. относится едва ли не самое известное его открытие - изобретение пластыря (шинкованного мата) для заделки пробоин судов. В морском обиходе появился новый термин «пластырь Макарова». 22-летний мичман разработал не только новые способы заделки пробоин пластырем, который во всем мире носит его имя, но и создал оригинальную водоотливную систему, и герметические крышки на палубные люки, заложив тем самым основы непотопляемости корабля. Способами заделки пробоин заинтересовались за рубежом, и Макарова командировали для демонстрации его изобретения на Всемирную выставку в Вену (17 - 21 декабря 1873 г.).


Вопросами непотопляемости Макаров занимался более 30 лет, с первого офицерского плавания на броненосной лодке «Русалка», которое едва не закончилось трагически. Когда же через 23 года «Русалка», выйдя из Ревеля, попала в шторм и затонула, Степан Осипович тяжело переживал гибель корабля, ради жизни которого начал свой многолетний подвижнический труд борьбы за непотопляемость. В 1880 г. Он был награжден Малой золотой медалью Русского Географического общества

В октябре 1881 г. Макаров оказался в Константинополе, куда был назначен командиром российского корабля-стационера «Тамань». Назначение было с дипломатическим подтекстом - в последней войне Макаров нанес военно-морским силам Турции существенный урон. Служебные обязанности для командира стационера были не обременительными и больше сводились к дипломатическому представительству. Не привыкший сидеть без дела Степан Осипович занялся изучением течений в проливе Босфор. В 1885 опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Результат исследований стал научной сенсацией - в проливе на различных уровнях два противоположных течения: верхнее из Черного моря, а нижнее из Мраморного. В случае новой войны его открытие позволяло провести быстрое и эффективное минирование Босфора. Признанием же чисто научной заслуги моряка стало присуждение ему Академией наук престижной премии митрополита Макария.

Как океанолог, Степан Осипович по праву считается основоположником учения о проливах Мирового океана, которые он исследовал во время своего кругосветного плавания (1886-1889) на военном корвете "Витязь", командиром которого он являлся. С. О. Макаров провел ценнейшие гидрологические наблюдения над температурой и плотностью воды, над течениями, грунтами и др. Сконструировал один из первых надёжных батометров (прибор для взятия проб воды с различных глубин), который учитывал конструктивные недостатки других существовавших к тому времени приборов. Батометр Макарова имел высоту 61 см, диаметр 15 см и был обшит снаружи войлоком и парусиной. Будущий флотоводец утверждал, что исследовательская деятельность полезна и даже обязательна для моряков военных кораблей - она не только расширяет кругозор, но и учит действовать в боевой обстановке.

После посещения портов Европы, Америки и Японии, пройдя более тридцати тысяч миль под паром и более двадцати пяти тысяч под парусами, корабль вернулся в Кронштадт. В конце плавания Макаров написал работу "Витязь» и Тихий океан". Книга получила Макарьевскую премию Академии наук и большую золотую медаль Русского географического общества. Так, Степан Осипович, благодаря своим научным трудам, стал одним из основоположников океанографии. Теперь имя корвета "Витязь" среди названий других самых замечательных кораблей исследователей Мирового океана выбито на фронтоне Океанологического музея в Монако.


В 1890 г был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота, а затем инспектором морской артиллерии. За три года, несмотря на неповоротливость флотской бюрократии, ему удалось сделать для совершенствования корабельной артиллерии очень много. Главным итогом его труда стало изобретение весной 1892 г. нового приспособления - бронебойного наконечника к снарядам, т. н. «макаровского колпачка», который, однако, был внедрен в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали пробивную силу снарядов.

В 1894 году адмирал был назначен командиром специальной экспедиции по изучению устья рек Оби и Енисея. Во время экспедиции Макаров пришел к мысли, что России необходимо построить мощные ледоколы. С их помощью можно было бы проводить пароходы по Северному морскому пути. В качестве первого опыта он предложил конструкцию судна совершенно нового типа, специально приспособленного для плавания во льдах. Поскольку в России в то время построить подобный корабль оказалось невозможным, новый ледокол «Ермак» был заложен на одной из английских верфей.

Макаров неоднократно приезжал на место строительства и по ходу работ совершенствовал конструкцию. Наконец «Ермак» был спущен на воду. Он сошел на воду 17 октября 1898 года. Уже первое плавание во льдах не только наглядно доказало его прекрасные мореходные качества, но и подтвердило своевременность этой постройки. Во время первого плавания «Ермака» из Англии в Россию Макаров узнал, что один из крупнейших русских кораблей броненосец «Генерал Апраксин» наскочил на камни и находится на грани гибели. Именно тогда «Ермак» вышел к судну и спас его. На обратном пути Макаров освободил изо льдов крейсер «Адмирал Нахимов». В этой операции принимал участие изобретатель радио А.Попов, который установил радиостанции для обеспечения связи между кораблями.

На «Ермаке» он дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в книге «Ермак» во льдах», до сих пор не потерявшей значимости. Противники идеи арктического ледокола вынесли решение, что «Ермак» по конструкции непригоден для борьбы с полярными льдами. Но С.О. Макаров в книге «Ермак» во льдах», доказывал, что после доработок конструкции ледокол способен работать в Арктике.