Файл: С. О. Макаров морской офицер, кораблестроитель, полярный исследователь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Начало карьеры……………………………………………………..............5-6

2. Роль личности адмирала С. О. Макарова в истории России

2. 1 Научная деятельность С. О Макарова……………………….......7-11

2. 2 Военная деятельность С. О. Макарова……………….…..……..12-15

Заключение……………………………………………………………….. 16-17

Список информационных источников………………………………………18

Начало карьеры

Роль личности адмирала С. О. Макарова в истории России

Научная деятельность

Военная деятельность С. О. Макарова

Русско-турецкая война (1877—1878)

Список информационных источников

1. Большая советская энциклопедия Б.А. Введенский

2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19вв. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003г.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Макаров,_Степан_Осипович

4. https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Макаров,_Степан_Осипович

5. https://obrazovaka.ru/istoriya/itogi-russko-tureckoy-voyny-tablica.html

6. https://obrazovaka.ru/istoriya/itogi-russko-yaponskoy-voyny-kratko.html



В 1903 в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время. Известно, что Макаров – автор свыше 50 крупных научных работ по различным отраслям военно-морского дела: тактике, кораблестроению, артиллерии, минному делу. Книга «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897) – первый капитальный труд по морской тактике первого флота. В статье «Броненосцы или безбронные суда?» (1903) он дал прогноз для развития подводного флота и боевых возможностей подводных лодок. В тесном содружестве с изобретателем радио А.С.Поповым, Макаров добился оборудования кораблей и береговых частей радиоустановки.

Таким образом, результатом научной деятельности стало значительное повышение боеспособности русского флота, оборудование его новейшими типами кораблей. Кроме того, Макаров С.О. внёс значительный вклад в дело изучения и исследования Арктики, Африки, Японии, его работы пополнили сведения российских учёных о географических особенностях этих стран. За отличие по службе и большие успехи в научно-технической деятельности, направленной на повышение боеспособности броненосного флота, С.О. Макаров в 1873 году был награжден орденом Станислава 3-й степени, а в 1876 году удостоен ордена святой Анны 3-й степени.

Военная деятельность С. О. Макарова

Русско-турецкая война (1877—1878)


С начала русско-турецкой войны 1877—1878 соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России. Нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с сильным флотом Турции. Макаров предложил использовать быстроходные пароходы, снабженные подъемными минными катерами, которые можно быстро опускать на воду в районе обнаружения противника, после чего катера, под покровом темноты, могли бы самостоятельно атаковать неприятельские корабли шестовыми или буксирными минами. После атаки катера должны были отходить к пароходу, их поднимали на палубу, и пароход быстро уходил. Был предложен и конкретный план действий против турецкого флота.

После объявления войны Макаров, добившись «высочайшего» разрешения из Петербурга, получил возможность выйти в море для осуществления своего плана. В декабре 1876 года Макаров был назначен командиром парохода Константин». Он вооружил его 4 минными катерами и разработал тактические основы применения минного оружия. В результате проведенные Макаровым в 1877 году атаки турецкого флота имели успехи: был подорван сторожевой корабль «Иджалис», выведен из строя броненосец «Ассари Шевкет», сожжено и потоплено множество торговых турецких судов. Активные действия Макарова и его катеров против боевых и торговых судов вызвали тревогу у противника. Турки уже не рисковали оставаться у русских берегов на ночь, хотя их флот и был все еще сильнее русского. Геройские действия, инициатива и энергия Макарова получили всеобщее признание. В сентябре 1877 г. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты, а через три месяца — в капитаны 2 ранга.


Таким образом, заслуги Макарова в русско-турецкой войне заключаются прежде всего во введении новых приемов морского боя. Предложенная им идея возимых на быстроходном пароходе минных катеров впервые была осуществлена в русском флоте. Пароход «Константин» явился прообразом плавучих баз торпедных катеров и малых подводных лодок. Макаров первый использовал мину как грозное наступательное оружие. Он наметил правильные пути развития минной тактики, проведения атаки в темное время несколькими катерами, повышения скорости и мореходности катеров. Впервые в мире в русском флоте была испытана в боевых условиях самодвижущаяся мина. Все это создавало предпосылки к дальнейшему развитию минных катеров, которые явились предшественниками современных торпедных катеров, а также эскадренных миноносцев.

Русско-японская война (1904-1905)

Последний этап жизни и боевой деятельности Макарова связан с русско–японской войной (1904- 1905).

С началом русско-японской войны в 1904 году он был назначен командующим флотом в Тихом океане и прибыл в Порт-Артур. Обстановка здесь была тяжёлой. Сторонник активных боевых действий, Макаров много успел сделать для усиления боеспособности русского флота. Во время одного из выходов в море двух миноносцев произошло столкновение с японскими кораблями. Русский миноносец «Стерегущий» оказался в тяжёлом положении в результате полученных пробоин и повреждений. Узнав об этом, Макаров немедленно на быстроходном крейсере «Новик» вместе с крейсером «Баян» направился на выручку «Стерегущего» и заставил японцев отступить. Смелый выход командующего флотом в море для выручки погибавшего корабля произвёл сильное впечатление на весь личный состав кораблей. При каждом появлении противника в районе Порт-Артура Макаров с эскадрой выходил в море и вынуждал японскую эскадру к отходу. На подходах к базе Степан Осипович организовал дозорную службу. В районах, посещаемых японской эскадрой, были выставлены минные заграждения, на которых подорвалось и затонуло несколько кораблей противника. Русские корабли проводили практические стрельбы; было организовано систематическое траление фарватеров и рейдов перед выходом эскадры на внешний рейд.

Большой заслугой Макарова явилась организация перекидной стрельбы с внутреннего рейда через мыс Ляотешань по японским кораблям при их приближении к крепости, а также установка дополнительных береговых батарей при входе в гавань. Макаров разработал инструкции для боя эскадры и управления огнём на ходу кораблей. Эти мероприятия дали большие практические результаты.



31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце «Петропавловск». В 9 час. 30 мин, когда эскадра возвращалась, в двух милях от маяка на Тигровом полуострове броненосец «Петропавловск» подорвался на минах, поставленных минувшей ночью японскими кораблями, и затонул. Вместе с ним и большей частью экипажа погиб и вице-адмирал Макаров.

Русский флот в лице Макарова понес тяжелую утрату. За короткое время (36 дней) командования Тихоокеанской эскадрой он сумел сделать очень многое. Прежде всего, он привел эскадру в надлежащее боевое состояние, поднял дух личного состава и подготовил флот к активным боевым действиям, организовал регулярную разведку. Макаров принял активные меры для ускорения ввода в строй поврежденных кораблей, усилил оборону крепости с моря, создал систему обороны внешнего рейда. Он лично руководил отражением атак японских миноносцев, выходами своей эскадры навстречу противнику, не допускал безнаказанного обстрела флота и крепости, заставлял японцев каждый раз уклоняться от боя с русской эскадрой. После экономического истощения обеих стран, воюющие стороны перешли к переговорам, которые было решено провести в Портсмуте под посредничеством американского президента Рузвельта. 23 августа 1905 года был подписан мирный договор между Россией и Японией. Из-за начавшейся в Петрограде, а затем и по всей России революции, японские дипломаты требовали полной капитуляции России. Однако, благодаря дипломатическим умениям С. Ю. Витте удалось заключить максимально выгодный для России мир.

Таким образом, результатом военной деятельности стало усиление мощи и боеспособности военного флота России, появление новой тактики ведения боя, командование кораблём, флотом, которая была взята и до сих пор используется в высших военных учреждениях, его книга «Рассуждения…» стала настольной книгой военных офицеров.

Заключение

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что всю свою деятельность Степан Осипович Макаров подчинял одному — повышению боеготовности отечественного флота. Вице-адмирал Макаров вошел в историю развития военно-морского флота, прежде всего как выразитель прогрессивных традиций русского флота на рубеже XIX-XX веков, как талантливый ученик тактической школы адмирала Бутакова, взявший от своего учителя наступательную тактику морского боя и развивший ее в своих военно-теоретических трудах. Его называли "дедушкой минного флота".


С. О. Макаров был не только военным, но и географом, изобретателем в артиллерии, минно-торпедном деле и кораблестроении, создателем основ теории непотопляемости кораблей. Знаменитый моряк оставил своим потомкам более пятидесяти научных трудов.

С. О. Макаров умер в возрасте 56 лет, честно выполняя свой долг по защите Родины. Друзья в России и люди далеко за ее пределами склонили головы перед светлой памятью русского флотоводца и ученого-новатора. В его честь был назван броненосный крейсер, а в Кронштадте и Николаеве были установлены памятники.

П амять таких людей не стареет. Каждый, кто посещает Кронштадт, невольно обращает внимание на памятник, украшающий главную площадь «города моряков». На высоком пьедестале, как на корабельном мостике, стоит широкоплечий адмирал. Прищуренные глаза пристально смотрят на море, ветер треплет его густую бороду и полы туго застегнутой шинели. На пьедестале — короткий и емкий лозунг, которому адмирал следовал всю жизнь – «Помни войну». Его любимый девиз ценен именно тем, что Макаров понимал его как необходимость постоянно учить личный состав тому, что потребуется на войне, настаивал на том, чтобы корабли строились и оснащались исходя из требований войны. Придавая особое значение моральному фактору на войне, Макаров всегда заботился о повышении морального духа личного состава в своих теоретических работах и, особенно в практической деятельности. Будучи строгим и требовательным, он умело сочетал это с постоянной заботой о нуждах матросов и офицеров, поощрял инициативу и хорошую службу, был нетерпим к формализму и бездеятельности.

Другие памятники установлены в Николаеве и Владивостоке, в Смоленске — бюст (автор Фишман П. А.), в селе Янракыннот Чукотского АО — обелиск. В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С. О. Макарова. Имя Степана Осиповича Макарова носят:

  • город в Сахалинской области;

  • котловина Макарова;

  • Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге;

  • Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина);

  • Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке;

  • Несколько улиц в различных городах России и Украины.

  • Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров».

  • Высшему мореходному арктическому училищу в Санкт-Петербурге присвоено имя С. О. Макарова.

Список информационных источников

1. Большая советская энциклопедия Б.А. Введенский

2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19вв. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003г.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Макаров,_Степан_Осипович

4. https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Макаров,_Степан_Осипович

5. https://obrazovaka.ru/istoriya/itogi-russko-tureckoy-voyny-tablica.html

6. https://obrazovaka.ru/istoriya/itogi-russko-yaponskoy-voyny-kratko.html