Файл: Тема Правовые основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина «Правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС»
Тема 1.6.«Правовые основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»
Учебные вопросы:
Нормативные правовые акты, регламентирующие применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками.
Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника.
Порядок и условия применения физической силы, специальных средств огнестрельного оружия. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций.
Лекционный материал для изучения
Нормативные правовые акты, регламентирующие применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы
Во Всеобщей декларация прав человека (статья 5) говорится, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, поэтому применение оружия, физической силы и спецсредств в нашей стране строго узаконено.
Под правовым основанием применения, использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками ФСИН России принято понимать совокупность норм, регламентирующих порядок и условия их применения и использования.
Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками УИС при несении службы в составе караулов по охране учреждений и их объектов, конвоированию осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также при розыске и задержании бежавших осужденных, подозреваемых и обвиняемых допускается только на основании и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Нормативные акты, регламентирующие порядок и условия применения, использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками подразделений охраны ФСИН России весьма различны по своей юридической природе, времени, сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени их регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Однако представляется возможным их дифференцировать на ряд групп (блоков):
- международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Россией;
- нормативно-правовые акты Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления правительства РФ;
- межведомственные и ведомственные нормативные акты (приказы, наставления, инструкции, и т.п.).
Первую группу нормативно-правовых документов составляют международные правовые акты. К ним следует отнести, во-первых, основополагающие документы, принятые ООН и ратифицированные РФ; во-вторых, межгосударственные соглашения, конвенции и иные международно-правовые соглашения, конвенции и иные международно-правовые документы, также ратифицированные Россией. К первому блоку документов можно отнести декларации, принципы, пакты, правила, кодексы в области прав человека, а также содержащие правила (стандарты) по обращению с осужденными.
К документам, содержащим эти правила (стандарты), следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Указанные документы, известные под названием Хартия прав человека, имеют первостепенное значение для разрешения проблемы обращения с осужденными к лишению свободы, так как содержат в себе положения, имеющие принципиальный характер для разработки соответствующих стандартов и национального законодательства. Именно в Хартии прав человека определяется перечень основных прав человека вне зависимости от его местоположения.
К числу наиболее важных международных нормативно-правовых документов, направленных на защиту прав и свобод личности в сфере предупреждения преступности, следует отнести Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов и обращений и наказания (1984 г.).
Вторую группу в системе нормативно-правовых актов, регулирующих
деятельность ФСИН России, составляют собственно законы и подзаконные акты высших органов власти и управления Российской Федерации. В нее входят:
-
Конституция Российской Федерации; -
Федеральные конституционные законы; -
Федеральные законы; -
Указы Президента и Распоряжения Правительства Российской Федерации.
Наиболее важными в этой группе нормативных актов являются следующие: Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.
Третью группу составляют межведомственные и ведомственные нормативные акты (приказы, наставления, инструкции, и т.п.), регулирующих деятельность сотрудников подразделений охраны ФСИН России и порядок применения ими огнестрельного оружия и специальных средств.
Их составляет совокупность приказов:приказ МЮ РФ от 31.07.2019
№ 152-дсп «Об утверждении Порядка осуществления охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы», приказ МЮ РФ от 03.11.2005 № 204-дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»,приказ МЮ РФ №211 от 28.04.2006 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» и других ведомственных норм.
В соответствии с перечисленными нормативно-правовыми актами, сотрудники уголовно-исполнительной системы при выполнении служебных обязанностей имеют право применять физическую силу, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие, а также служебных собак в исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним">учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
Обеспечение законности, при применении сотрудниками УИС огнестрельного оружия и специальных средств, в деятельности пенитенциарных
учреждений предполагает надлежащее оформление как самого факта их применения, так и возможных последствий. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Оборот гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом «Об оружии».
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
-
гражданское; -
служебное; -
боевое ручное стрелковое и холодное.
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно - служебных задач.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» разрешает сотрудникам УИС «применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом» (ст. 14).
В главе V Закона регламентированы вопросы применения физической силы, специальных средств и оружия. Так в статье 28 разъяснены общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. В ней указано, что сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в ст. 28. «Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия», устанавливает эти требования.
Федеральным законом от 28.12.2016 № 503-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1, Федеральный Закон от 15.07.1995г.
№ 103. Обращаю внимание на изменения, которые коснулись в части применения физической силы, специальных средств и оружия.
Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
Ношение специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы на территориях учреждений уголовно-исполнительной системы без использования соответствующего снаряжения запрещается.
В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо иное преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.
Перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия сотрудниками УИС. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций