Файл: Курсовая работа по теме Формирование ууд у младших школьников на уроках русского языка.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д.
Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся "свернутым" сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи) [10, с. 59].
В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.
В итоговых контрольных работах по русскому языку от учеников начальной школы кроме предметных знаний требуется владение УУД для выполнения упражнений повышенного уровня. В пособии "Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования" приводятся варианты текстов работ и упражнений на межпредметной основе, которые, по сути, проверяют способности обучающихся применять свои знания и опыт учебной деятельности в новых условиях, для решения новых познавательных задач. Именно эти – последние упомянутые – работы отразят эффективность реализации программы формирования УУД в школе [29, с. 44].
На основе вышесказанного мы пришли к следующим выводам:
- Стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, "ключевых" умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью "уметь учиться".
- Теоретико-методологической и научно-методической основой программы развития УУД является культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
- Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.
- Как система УУД, так и каждый из её видов характеризуется возрастной спецификой, определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и характером ведущей деятельности и общения.
- Сформированность УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребёнка от начального образования и успешности его обучения в основной школе.
- Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ.
Выводы по главе I
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Универсальные учебные действия занимают важное место в обучении учащихся, обеспечивая не только повышение эффективности обучения, но и являясь необходимым компонентом социализации ребенка младшего школьного возраста.
2. Необходимость формирования УУД в начальной школе обусловлена требованиями ФГОС НОО. В современной начальной школе разработаны и активно применяются разнообразные средства формирования УУД как на уроках русского языка(организация дискуссий, диалогов, коллективных проектов, проблемных заданий и т.д.). Одним из традиционных и высокоэффективных средств формирования УУД является организация групповой работы учащихся.
3. В начальной школе умения и навыки групповой работы находятся в стадии начального формирования. Поэтому именно от умений педагога во много зависит успешность организации и эффективность групповой работы как средства активизации познавательной сферы и формирования коммуникативных компетенций младших школьников. Организуя групповую работу на уроках, педагог должен руководствоваться как общепедагогическими, так и специфическими методическими принципами, разработанными в современной педагогике начального общего образования.