Файл: Отчет по Lesson study Участники Тлеубергенов Е. Б. учитель Дизайна и itgs.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Назарбаев Интеллектуальная Школа города Нур-Султан
Lesson study
Рефлексивный отчёт
Сарсенбаев И. Р.
2-14-2022
Рефлексивный отчет по Lesson study
Участники:
1. Тлеубергенов Е.Б. – учитель Дизайна и ITGS
2. Сарсенбаев И.Р. – учитель Computer Science и ТОК
3. Муканов С.Т. – учитель Дизайна и Computer Science
Исследуемый класс: 9 “F”
“Как ученик учится - не может быть запланировано, это можно только
наблюдать!”- Тоши Чичибу (семинар “Lesson Study Focus”, 2018).
Учитель XXI века - это активная, творческая, мыслящая личность, чья педагогическая практика строится на основе рефлексии, как собственной практики, так и процесса обучения учащихся. Lesson study один из эффективных и продуктивных инструментов для профессионального развития и формирования продуктивного сообщества педагогов. Lesson Study — это японская модель исследования под руководством учителя, в котором триада учителей работает вместе, чтобы определить определенную область для развития в обучении своих учеников. Используя существующие данные,
участники совместно исследуют, планируют, преподают и наблюдают за серией уроков, используя постоянные обсуждения, размышления и экспертный вклад для отслеживания и уточнения своих вмешательств.
Данное исследование отвечает на вопросы:
•
ПОЧЕМУ
мы должны изучить наши подходы в преподавании?
•
КАК
мы будем это делать?
•
ЧТО
мы должны делать в классе?
Оно состоит из следующих этапов: ПЛАНИРОВАНИЕ – НАБЛЮДЕНИЕ – АНАЛИЗ.
В процессе исследования нами были пройдены следующие шаги:
•
Формирование команды
•
Разработка цели обучения
•
Планирование урока
•
План исследования
•
Проведение урока
•
Наблюдение урока
•
Обсуждение результатов наблюдения
•
Внесение улучшений
•
Документирование и распространение.
Общей проблемой для всех творческих групп является «Слабые навыки саморегуляции у обучающихся, низкий уровень самостоятельности».
Была создана фокус-группа в составе творчески работающих учителей. В которую вошли
Тлеубергенов Е.Б. – учитель Дизайна и ITGS, Сарсенбаев И.Р. – учитель Computer Science и ТОК,
Муканов С.Т. – учитель Дизайна и Computer Science. Провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установили основные правила.
Тема исследования нашей группы – «Развитие способности строить информационные модели различных объектов через использование средств визуализации учащихся 9-11 классов»
Проблема исследования (фокус):
Какие методы и приёмы способствуют повышению способности строить информационные модели различных объектов при выполнении заданий на уроках
ITGS и Design.
Цель исследования:
Выявить какие методы и приёмы способствуют развитию способности строить информационные модели различных объектов при выполнении заданий на уроках Design
Ожидаемые результаты:
Для учителя:
- рост профессионального мастерства учителей, повышение эффективности урока через применение приёмов активных методов обучения
- активизация учебного процесса
- совершенствование школьной практики
-привлечение учащихся к работе по активизации учебной деятельности
- создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности.
Для учеников:
-применение Mindmeister.Com, работа в группах, через подход Lesson Study с целью повышения строить информационные модели;
-создание комфортной среды и позитивного настроения учащихся,
в перспективе - повышение качества обучения и образования
Первая профессиональная беседа началась с ознакомления со структурой процесса, основными задачами и правилами организационной работы. Исследуемым объектом был определён 9 "F" класс.
Выбрали вопрос исследования: Как развить способности строить информационные модели
различных объектов через использование средств визуализации. Определили наблюдаемый класс
9F, Почему наш выбор остановился на этом классе? Во-первых, ученики в этом классе часто путают концептуальные особенности информационных систем (реляционные базы данных, информационные модели поисковых систем, графический дизайн и тд.), Во-вторых, дальнейшие переход учащихся в 10-й класс требует хорешего фундаментального понимания как работают информационные системы. И
поэтому мы решили, что с помощью наблюдения научим учеников оценивать свои знания объективно и строить эффективные информационные модели, сможем увидеть ошибки учащихся и учителей, найдем выход как их избежать и повысить качество преподавания и обучения.
Выбрали 3 исследуемых ученика: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень мотиваций к обучению. Составили ожидаемые результаты для наблюдаемых учащихся.
Ученик А
Ученик В
Ученик С
-примет активное участие на уроке
-творчески подойдет к выполнению заданий
-открыто выскажет свое мнение по теме
-выполнит роль координатора в группе
-даст оценку работе группы и своей работе
-примет участие в работе группы
-сможет рассуждать по теме
-предложит свою точку зрения по теме
-самостоятельно выполнит задания
-сможет взять инициативу на себя
-оценит свою работу
-вместе с группой выполнит задания
-примет участие в обсуждении
-сможет оценить свою работу
-работа в сотрудничестве даст ему мотивацию к учению
Через составление анализа класса были выявлены сильные и слабые стороны общего характера данного классного коллектива, определены проблемные аспекты и намечены направления возможного
изменения эффективности работы класса в учебном процессе, в частности самостоятельной работы обучающихся.
Сильные
стороны данного класса:
* имеют навыки сотрудничества (большинство)
* используют дополнительные источники для получения информации (некоторые)
* стремятся к высокому уровню учебных достижений(некоторые)
* понимают вопросы высокого порядка (некоторые)
* сформированы навыки выделения смысловой информации при работе с текстом (некоторые)
Слабые стороны
данного класса:
* низкая мотивация к обучению математики
* низкий уровень самостоятельности в работе с заданиями
* испытывают затруднения при формулировании вопросов высокого порядка (большинство)
* низкий уровень речевой культуры при ответах на вопросы высокого порядка
* большая часть учащихся имеет низкий уровень обучения
Нам интересно было пронаблюдать, как ученики будут работать в разном соотношении по степени уровня знаний. Как сложатся взаимоотношения в разных группах, как проявят себя ученики групп АВС.
Каждым учителем для учащихся АВС сформулированы критерии успешности.
Ученик А
– ученик с высокой успеваемостью по всем предметам. Имеет устойчивые познавательные способности, высокий уровень учебных интересов.
Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества
Ученик В
имеет хорошую успеваемость по всем предметам, но чаще всего старается сам выполнить задание. Проявляет средний уровень развития общих интеллектуальных способностей.
Критерии успешности: научить не только самому проявлять активность, когда спрашивает
учитель, но и проявлять коммуникативные навыки
Ученик С
имеет средние учебные способности, уровень познавательных интересов средний, не проявляет особого интереса к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы.
Критерии успешности: вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем.
Установили день заседания и запланировали план работы на учебный год: (план работы творческой группы 2021-2022 учебный год)
REFLECTION #1 – AFTER THE FIRST WATCHING FORM
DATE:
GROUP/GRADE:
SUBJECT:
Teacher’s name:
Professional Development Aim(s):
STAGE OF THE
LESSON
TEACHER
STUDENT A
STUDENT B
STUDENT C
1 CHALLENGE
2 ACTIVATION
3 REFLECTION
GENERAL REFLECTION ABOUT ALL OF THE STUDENTS:
Сильные
стороны данного класса:
* имеют навыки сотрудничества (большинство)
* используют дополнительные источники для получения информации (некоторые)
* стремятся к высокому уровню учебных достижений(некоторые)
* понимают вопросы высокого порядка (некоторые)
* сформированы навыки выделения смысловой информации при работе с текстом (некоторые)
Слабые стороны
данного класса:
* низкая мотивация к обучению математики
* низкий уровень самостоятельности в работе с заданиями
* испытывают затруднения при формулировании вопросов высокого порядка (большинство)
* низкий уровень речевой культуры при ответах на вопросы высокого порядка
* большая часть учащихся имеет низкий уровень обучения
Нам интересно было пронаблюдать, как ученики будут работать в разном соотношении по степени уровня знаний. Как сложатся взаимоотношения в разных группах, как проявят себя ученики групп АВС.
Каждым учителем для учащихся АВС сформулированы критерии успешности.
Ученик А
– ученик с высокой успеваемостью по всем предметам. Имеет устойчивые познавательные способности, высокий уровень учебных интересов.
Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества
Ученик В
имеет хорошую успеваемость по всем предметам, но чаще всего старается сам выполнить задание. Проявляет средний уровень развития общих интеллектуальных способностей.
Критерии успешности: научить не только самому проявлять активность, когда спрашивает
учитель, но и проявлять коммуникативные навыки
Ученик С
имеет средние учебные способности, уровень познавательных интересов средний, не проявляет особого интереса к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы.
Критерии успешности: вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем.
Установили день заседания и запланировали план работы на учебный год: (план работы творческой группы 2021-2022 учебный год)
REFLECTION #1 – AFTER THE FIRST WATCHING FORM
DATE:
GROUP/GRADE:
SUBJECT:
Teacher’s name:
Professional Development Aim(s):
STAGE OF THE
LESSON
TEACHER
STUDENT A
STUDENT B
STUDENT C
1 CHALLENGE
2 ACTIVATION
3 REFLECTION
GENERAL REFLECTION ABOUT ALL OF THE STUDENTS:
GENERAL REFLECTION ABOUT TEACHER’S WORK:
STEPS TO IMPROVE SITUATION AFTER THE FIRST WATCHING:
Выбрали два предмета и разбили их по четвертям: (график проведения уроков наблюдения)
Темы уроков
наблюдения
Дата проведения Урок Используемые
методы
Учитель
предмет
кабинет
1- четверть
Радости жизни.
Свободное время.
18.10.2021 4 урок
Новые подходы в преподавании и обучении;
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Муратова
Айгуль
Жараспаевна
(английский язык)
кабинет № 22
Мое увлечение – Музыка
20.10.2021 5 урок
Мое увлечение – спорт
25.10.2021 4 урок
2- четверть
Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда
28.11.2021 6 урок
Оценивание для обучения и оценивание обучения;
Управление и лидерство в обучении
Аллахвердиева
Индира
Казимовна
(география)
кабинет № 22
Химический комплекс
02.12.2021 2 урок
Лесная, деревообрабатывающая, строительная промышленность
05.12.2021 6 урок
3- четверть
Тригонометрические функции и их свойства
03.02.2022 5 урок
Обучение критическому мышлению;
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Жалгасов
Жандос
Нурдаулетович
(математика)
кабинет № 11
Основные тригонометрические тождества
06.02.2022 1 урок
Основные тригонометрические тождества
09.02.2022 4 урок
4- четверть
Қазақ елінің спорт тарихы (Қажымұқан
Мұңайтпасов)
19.04.2022 2 урок
Новые подходы в преподавании и обучении;
Ибраева
Гульжаухар
Бахитовна
Шахмат қалай пайда
22.04.2022 5
болды?
урок
Обучение талантливых и одаренных учеников.
(казахский язык)
кабинет № 12
Қазақстан мерейін
өсірген спортшылар
24.04.2022 2 урок
Первыми тремя последовательными уроками были уроки английского языка. На первых двух заседаниях разработали всей командой три последовательных урока с учетом, что центром нашего внимания во время наблюдения на уроке исследования должны быть ученики и сам урок. Для эффективности исследования разработали лист наблюдения, где прописывались все этапы урока и ожидаемый результат от каждого наблюдаемого ученика.
СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ УРОКА
Предмет: ______________________________________________________
Приоритет обучения: ____________________________________________
Учитель/наблюдатель: ___________________________________________
Какова цель обучения на данном Lesson Study
Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study?
Совершенствование
Текущие достижения и критерии успеха
Исследуемый ученик А
____________________
Критерии успеха для данной фокусной группы
Исследуемый ученик В
______________________
Критерии успеха для данной фокусной группы
Исследуемый ученик С
___________________
Критерии успеха для данной фокусной группы
Этап серии уроков
Каким ожидаем ответ ученика
Как отвечает в результате наблюдени я
Каким ожидаем ответ ученика
Как отвечает в результате наблюдения
Каким ожидаем ответ ученика
Как отвечает в результате наблюдени я
Этап: опрос д/з
Защита презентации
(10 минут)
творчески подойдет к выполнени ю задания, сможет свободно говорить по теме не опираясь на презентаци ю
Ученик А не предостави л возможнос ть показать и защитить презентаци ю
сможет рассуждать, говорить по теме опираясь на презентацию
В результате наблюдения ученик В смог достичь ожидаемого результата вместе в паре или в группе защитит презентаци ю
Ученик С не был готов к защите презентаци и
Этап: Новая тема примет активное
Ученик А принимал примет участие в
Ученик В активно примет участие в
Ученик С принимал
урок
Обучение талантливых и одаренных учеников.
(казахский язык)
кабинет № 12
Қазақстан мерейін
өсірген спортшылар
24.04.2022 2 урок
Первыми тремя последовательными уроками были уроки английского языка. На первых двух заседаниях разработали всей командой три последовательных урока с учетом, что центром нашего внимания во время наблюдения на уроке исследования должны быть ученики и сам урок. Для эффективности исследования разработали лист наблюдения, где прописывались все этапы урока и ожидаемый результат от каждого наблюдаемого ученика.
СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ УРОКА
Предмет: ______________________________________________________
Приоритет обучения: ____________________________________________
Учитель/наблюдатель: ___________________________________________
Какова цель обучения на данном Lesson Study
Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study?
Совершенствование
Текущие достижения и критерии успеха
Исследуемый ученик А
____________________
Критерии успеха для данной фокусной группы
Исследуемый ученик В
______________________
Критерии успеха для данной фокусной группы
Исследуемый ученик С
___________________
Критерии успеха для данной фокусной группы
Этап серии уроков
Каким ожидаем ответ ученика
Как отвечает в результате наблюдени я
Каким ожидаем ответ ученика
Как отвечает в результате наблюдения
Каким ожидаем ответ ученика
Как отвечает в результате наблюдени я
Этап: опрос д/з
Защита презентации
(10 минут)
творчески подойдет к выполнени ю задания, сможет свободно говорить по теме не опираясь на презентаци ю
Ученик А не предостави л возможнос ть показать и защитить презентаци ю
сможет рассуждать, говорить по теме опираясь на презентацию
В результате наблюдения ученик В смог достичь ожидаемого результата вместе в паре или в группе защитит презентаци ю
Ученик С не был готов к защите презентаци и
Этап: Новая тема примет активное
Ученик А принимал примет участие в
Ученик В активно примет участие в
Ученик С принимал
(10 минут)
участие на уроке,
выполнит роль координато ра в группе активное участие в групповой работе, но роль лидера не проявлял работе группы, будет стараться выполнять все задания,
самостоятельн о выполнит задания работал на уроке, смог проявить себя в качестве координато ра группы обсуждени и новой темы опираясь на учебник участие в обсуждени и новой темы опираясь на учебник и отвечал в том случае,
если учитель конкретно направлял вопрос к нему.
Заключительны й этап: Защита постера, составление вопросов, перевод текста
(20 минут)
сможет защитить постер, открыто выскажет свое мнение по теме,
даст оценку работе группы и своей работе с группой составлял и защищал постер, открыто смог высказыват ь свое мнение по теме
Сможет составить вопросы, отвечать на них, предложит свою точку зрения по теме,
оценит свою работу составлял и отвечал на все вопросы, дополнял ответы своей группы, задавал вопросы другим группам сможет перевести текст опираясь на словарь
Вместе с группой переводил текст
Что учащиеся смогли сделать?
Какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения
?
Предварительн ые идеи сможет занять позицию лидера в группе
Работа в сильной группе показала, что ему трудно занять позицию лидера сможет взять инициативу на себя,
смог в группе взять инициативу на себя оценить свою работу смог оценить свои возможнос ти
После первого урока собрались для анализа и доработки по улучшению планирования последующих уроков. По результатам наблюдения мы выявили недоработки с учениками высокого и низкого уровня обучения. Составленные задания были направлены на ученика со средним уровням обучения. Мы решили пересмотреть и дополнить разработки следующих уроков, учитывая мышление и взаимодействие учеников.
Отталкиваясь от результатов наблюдения, на втором совещании были предложены уровневые задания, самостоятельная работа учащихся, обобщение изученного координаторами групп, а также разделение групп по уровням мотивации обучения. После внесенных коррекций в план работы урока, поставленный нами ожидаемый результат, практически стал выполняться. На третьем уроке высокий и низкий уровень работали на много активнее, чем средний уровень. На последнем заседании группы по результатам первой четверти мы обсуждали пассивность среднего уровня и выявили, что ученику В можно усилить