ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определение | Функции | Физиологические основы | Виды | Свойства | Индивидуальные особенности |
1. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость, при одновременном отключении всего остального | 1.Отбор значимых раздражителей 2.Удержание важных раздражителей 3.Контроль и регуляция | Совместная деятельность коры головного мозга и подкорки (выполняет функцию фильтра и генератора) | 1.Непроизвольное 2.Пропроизвольное 3.Послепроизвольное | Свойства внимания: 1.Произвольное • Устойчивость • Распределение • Переключение • Объем • Интенсивность • Активность • Направленность 2.Непроизвольное • Отвлечение • Колебание | Индивидуальные особенности внимания обусловлены особенностями нервной системы: Сильный тип нервной системы – высокая концентрация и устойчивость внимания; слабый тип – низкая концентрация и устойчивость; Подвижный тип нервной системы – высокая переключаемость внимания; инертный тип — низкая переключаемость. Одним из индивидуальных особенностей внимания является рассеянность. |
2. Ощущение – простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств | сигнальная – дают организму информацию об окружающем мире; отражательная – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем; регулятивная – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения | деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма | 1. По рецепторам- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный. По воздействию-а)дистантные б) контактные 2.По Шерингтону А) Экстерорецептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды. • Зрительные • Слуховые • Обонятельные • Вкусовые • Температурные и тактильные Б) Проприоцептивные- это ощущения отражения движений нашего тела. • Мышечно-двигательные В) Интерорецептивные – отражают состояния внутренних органов. Доходят до подкорки в состоянии бодрствования • Болевые • Равновесия • Ускорения |
| 1.Пороги: • Нижний абсолютный(точка min ощущения) • Верхний абсолютный(точка max ощущения • Разностный(min разница в интенсивности двух разрдажителей. 2.Адаптация - привыкание воздействия раздражителя в течении длительного времени 3.Контраст- под влиянием предшествующего анализитора раздражителя изменяется чувствительность анализатора. 4.Сенсибилизация-- повышение, обострение чувствительности в результате взаимодействия рецепторов, когда чувствительность одних органов чувств повышается путем действия на др. органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них раздражителями 5.Синестезия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для др. анализатора |
3. Восприятие - это целостное отражение предметов или явлений при из непосредственном воздействии на органы чувств | познавательная (отображение новых предметов и явлений, их сущности, связей между ними и т.п.); -контроля практической деятельности (во время создания новых объектов); -регулирующая (регуляции поведения и деятельности в процессе взаимодействия с предметами и явлениями) | условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализа-торного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность, предметность отражаемых явлений | В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие разделяют на непроизвольно и произвольное. В зависимости от преобладающей роли того или иного органов чувств (анализаторов) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Различают также сложные виды восприятия: восприятие времени и пространства | Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы. Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта. Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека. Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием). | • Конкретность — абстрактность Аналитичность — синтетичность Аналитичные проявляют тенденцию к восприятию отдельных частей, испытывая трудности при вычленении целостной структуры, и ориентируются на различие, синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями; • Объективность — субъективность Объективисты обладают точным восприятием, в большой мере соответствующим объективной реальности; субъективисты дают субъективную интерпретацию воспринимаемого, в значительной мере искажающую реальность, привносят многое от себя; • Описательность — объяснительность Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаясь объяснить суть воспринимаемого; лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стараются объяснить увиденное или услышанное; • Цветоориентированность — формоориентированность |
4.Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации | обеспечивает фиксацию (рецепцию, импрегнацию), сохранение (ретенцию) и воспроизведение (репродукцию) различных впечатлений, дает возможность копить информацию и пользоваться прежним опытом. | Физиологческой основой памяти является образование и закрепление нервных связей в коре головного мозга с их последующим оживлением при воздействии различных раздражителей | По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная. По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая. По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная. По организации запоминания: декларативная и процедурная. По наличию цели: произвольная и непроизвольная. | К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания | Индивидуальные особенности памяти проявляются в объеме и скорости запоминания, готовности к извлечению сведений из памяти, точности воспроизведения. Люди обладают различной памятью в зависимости от типа воспроизводимой информации, т.е от того, что они лучше всего запоминают (цифры, даты, фамилии, лица и др.). В большей степени это зависит от профессиональной деятельности человека. |
5. Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений) | понимание – осознание сущности объектов, их атрибутов, а также взаимосвязей и взаимозависимостей между ними целеполагание – порождение новых целей, программ поведения и деятельности целевыполнение – решение проблем, задач для достижения поставленных целей рефлексия – осознание субъектом своих внутренних действий, осмысление полученных результатов | Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений) | наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление | Быстрота — способность решать поставленные задачи с высокой скоростью. Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания. Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики. Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач. Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику. Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения. Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме. Широта охвата — интеграция информации из различных сфер. Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели. Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления. | широта – способность охватить множество аспектов познаваемых явлений, не упуская частностей; глубина – способность проникнуть в сущность познаваемых феноменов; самостоятельность – способность самостоятельно формулировать цели и задачи, решать их собственными силами; оперативность – индивидуальный темп реализации мыслительных операций; гибкость – свобода от сковывающего влияния закрепленных прошлым опытом способов и приемов решения познавательных задач; критичность – умение объективно оценивать, осмысливать познаваемые объекты, подвергать проверке выдвигаемые положения, гипотезы, выводы. |
6. Речь - это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств посредством языковых конструкций | информационная (передача информации) контактная (организация взаимодействия между людьми) функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению) функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием) функция контроля (контроль организации собственной деятельности) сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо) | Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь) | по характеру речевой деятельности: монологическая (высказывание одного лица) / диалогическая (разговор двух или нескольких лиц) по форме использования языка: устная / письменная по условиям и задачам общения: разговорная (разговорный стиль) / книжная (научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль) | Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово. Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»). Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей. Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств. | • состояние: взволнован или спокоен • голос: громкий или тихий, низкий или высокий • темп речи: быстрый или медленный • произношение: отчетливое или искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом • манера речи: развязная, с издевкой, нецензурными выражениями |
7. Воображение - высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации, путем переработки имеющихся у человека представлений | представлять действительность в образах; регулировать эмоциональное состояние; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности | Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. | По предмету– эмоциональное, образное, словесно-логическое. По содержанию труда– художественное, техническое. По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. По характеру образов– абстрактное и конкретное. По результатам– воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время) | Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность. Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей. Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни. Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт. | Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. • Степень развития воображения характеризуется: 1) яркостью образов, 2) глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, 3) новизной и осмысленностью результатов этой переработки. • По типу образов выделяют индивидуальные различия в: 1) преобладании зрительных, слуховых или двигательных образов, 2) механизмах образования образов — доминирование механизмов агглютинации, схематизации, гиперболизации, акцентировки, изменения размеров и др. |
8. Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. | К основным функциям представления относятся сигнальная, регулирующая и настроечная. С помощью сигнальной происходит отображение в каждом случае образа предмета и краткой информации о нем. Функция, называющаяся регулирующей, отвечает за отбор информации о предмете, который ранее оказывал воздействие на органы чувств индивида. С помощью настроечной функции контролируется ориентация деятельности индивида при условии воздействия окружающего мира. | Физиологической основой представлений являются следы, остающиеся в коре больших полушарий мозга после действия раздражителей. Образование следов есть результат взаимодействия первой и второй сигнальных систем | зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные, органические. | Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить. Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью. Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени. | Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо вида представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объектов. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для взаимопонимания делового партнера и др. |