Файл: Развитие силы у подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3 1. СИЛА КАК ОСНОВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ПОДРОСТКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО ...................... 6 1.1. Основы подготовки к сдаче нормативов ГТО. 6 1.2. Понятие силы, ее виды и структура ................................................... 9 1.3. Физиологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей детей старшего школьного возраста ............................... 12 1.4. Анализ и методы развития силы ..................................................... 14 Выводы по первой главе ................................................................................ 17 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ............................ 19 2.1. Организация исследования и используемые методы тестирования ................................................................................ 19 2.2. Методика разработки экспериментальной программы .................. 25 2.3. Экспериментальная проверка эффективности разработанных комплексов ................................................................................................. 28 Выводы по второй главе ............................................................................... 31 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. ................ 33 3.1. Динамика показателей результатов двигательной подготовленности учащихся в процессе эксперимента ........................ 33 3.2. Оценка результатов итогового этапа исследования ....................... 36 Выводы по третьей главе ............................................................................ 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 42 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................. 48

3 ВВЕДЕНИЕ
ГТО - три буквы, значение которых знает любой житель нашей страны. Комплекс Готов к труду и обороне - это своего рода некий венец советской системы физического воспитания, ее программная и нормативная основа. Комплекс ГТО направленна то, чтобы сформировать моральный и духовный облик советских людей, гармонично и всесторонне развить их физические и нравственные качества, укрепить здоровье и повысить творческую и трудовую активность.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одним из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта является - сила, поэтому ее развитию уделяют исключительно много внимания. Силовая подготовка имеет важное значение для успешной спортивной тренировки. Подростковый возраст создает благоприятные предпосылки для развития силы и силовых способностей. В специальной литературе высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования подросткового периода для развития силы и силовых способностей, а также для сбалансированного развития физического потенциала подростка. Физическая подготовка учащихся 13-15 лет, как правило, соотносится с воспитанием основных физических качеств человека скоростных, силовых, координационных, выносливости и гибкости. В настоящее время значительно расширились и углубились наши познания о механизмах спортивной работоспособности, в основе которой лежит уровень физической подготовленности человека. Результаты исследований тренировочных и соревновательных упражнений и нагрузок заставили специалистов подойти к этой проблеме с учетом, прежде всего того, какие упражнения выполняют учащиеся, и на что они воздействуют. Однако всегда следует помнить, что существуют определенные условия, при которых отдельные физические качества совершенствуются наиболее эффективно.


4 Проблема развития мышечной силы у детей старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических, экономических и социальных условий жизни общества. К вышеперечисленным факторам также следует отнести пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой и спортом. Две трети российских детей влет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Исправить данную ситуацию власти РФ решили с помощью возрождения Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса Готов к труду и обороне. Главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Цель исследования – экспериментальным путем обосновать эффективность внедрения средств и методов развития силы у подростков в процессе подготовки к сдаче норм ГТО. Объект исследования - развитие силы и силовых способностей подростков 13-15 лет на занятиях физической культуры. Предмет исследования – методика развития силовых способностей на основе игровой рационализации комплекса ГТО. Гипотеза – предполагается, что применение предложенной методики развития силовых способностей в процессе физического воспитания подростков 13-15 лет будет способствовать повышению уровня их подготовленности при сдаче норм ГТО. Задачи исследования
 изучить состояние исследуемой проблемы поданным научно- методической литературы

5
 разработать экспериментальную методику развития силовых способностей на основе игровой рационализации комплекса ГТО для подростков 13-15 лет
 выявить эффективность предложенной методики входе проведения педагогического эксперимента.
Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики.

6
1. СИЛА КАК ОСНОВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
ПОДРОСТКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
1.1. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения. В стране функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений. Развивают физическую культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в 170 тыс. учреждений, предприятий и организаций. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более 32 млн. человек, что составляет 22,5% общей численности населения страны . Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий Вместе стем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программой Российской Федерации Развитие физической культуры и спорта доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Но. Две трети российских детей влет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в


7 развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса Готов к труду и обороне ГТО, главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением Идея возрождения Советского комплекса ГТО в современных условиях принадлежит президенту РФ Владимиру Путину. По словам Владимира Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс Готов к труду и обороне (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 долети старше) установленных нормативных требований потрем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Готов к труду и обороне (ГТО. Комплекс ГТО будет являться важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины
[50].
Готов к труду и обороне СССР (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных

8 организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи существовала с
1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В 1931 году был принят единый для всей страны государственный комплекс Готов к труду и обороне СССР, включавший 24 обязательные и общедоступные физкультурные нормы Итак, 24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне. В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс Готов к труду и обороне. В этом документе определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО
[37].
Нормативно-правовая база проекта выстраивается на основе законодательных, программных документов федерального, регионального и муниципального уровней. К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели воспитательной компоненты на федеральном уровне, относятся
 Конституция Российской Федерации.
 Конвенция оправах ребенка.
 Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО.
 Проект Постановления Правительства Российской Федерации от г. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО.
 Государственная программа Российской Федерации Развитие образования на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.


9 В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Подготовка молодежи к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно Вместе с Единой Всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической подготовки подрастающего поколения. Комплекс как социально- культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющими стимулирующим интересы всех категорий граждан
[38].
1.2. ПОНЯТИЕ СИЛЫ, ЕЕ ВИДЫ И СТРУКТУРА В теории физического воспитания понятие сила выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретной двигательной задачи. Исходя из этого, можно дать следующее определение понятию сила. Сила – это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц [14]. В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые равняются массе тела человека реакция опоры при взаимодействии с ней сопротивление окружающей среды масса отягощений предметов, спортивных снарядов силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел сопротивление партнера и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее. Сила бывает нескольких видов быстрая, взрывная, стартовая, ускоряющая, абсолютная, относительная. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со

10 значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека походу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [5]. 5 В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная силане имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия. Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды тренировка, самостоятельные занятия и др. В тоже время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа [13]. Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие сила. Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую- либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных


11 действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют
 собственно мышечные
 центрально-нервные;
 личностно- психические
 биомеханические
 биохимические. К собственно мышечным факторам относят сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон активность ферментов мышечного сокращения физиологический поперечники массу мышц качество межмышечной координации. Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции. От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [51]. Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др, биохимические гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др) факторы. Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17— 18 лета у девочек и девушек — от 11—12 до 15—
16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей

12 массе тела. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [1].
1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Правильная постановка физического воспитания в школе требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся. В возрасте 13 – 15 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками 12 –
15 лету школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше девушек и тяжелее. У девушек же, в отличие от юношей, становится более длинным туловище, более короткими ноги и руки, ниже расположен центр тяжести тела. Влету школьников заканчивается окостенение большей части скелета за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости и др, окостенение которых завершается к 25 – 26 годам. Кости становятся более широкими и прочными. В это время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка. Скелету старших школьников уже способен выдерживать значительные 8 нагрузки. В тесной связи с развитием костного