Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следующих факторов среды:

•  климатических особенностей местности;

•  загрязнений атмосферного воздуха;

  • неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

•  низкого материального уровня жизни семей;

•  большой занятости на работе матерей;

•  посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;

•  злоупотребления алкоголем у отцов;

•  большой суммарной нагрузки школьников;

  • несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания.


У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.
Важен такой фактор, как посещение ребенком ДОУ. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года.

В возрасте 7-10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме.

Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов.
Для практических целей можно пользоваться условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма (табл. 2.21).

Таблица 2.21. Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей




  1. Глобальный характер загрязнения воды, воздуха, почвы. Особенности действия на детский организм вредных веществ в современных условиях.


Загрязнение воздуха является наиболее заметным и опаснойформой загрязнения. Это происходит из-за многих причин. Чрезмерное сжигание топлива, которое является необходимостью нашей повседневной жизни для приготовления пищи, вождение и других видов промышленной деятельности; выпускает огромное количество химических веществ в воздухе каждый день; это загрязняют воздух.

Дым из труб, заводов, транспортных средств или сжигание древесины в основном происходит из-за сжигания угля; это высвобождает диоксид серы в воздух, что делает его токсичным. Последствия загрязнения воздуха очевидны. Выпуск диоксида серы и вредных газов в воздухе вызывает глобальное потепление и кислотные дожди; которые в свою очередь к повышению температуры, неустойчивые дожди и засухи по всему миру; что делает его жестким для животных, чтобы выжить. 

Результат увеличение астмы и рака в легких.
Загрязнение воды подвергает потери всех выживших видов на земле. Почти 60% видов живут в водоемах. Это происходит из-за нескольких факторов; промышленные отходы сбрасываются в реки и другие водоемы вызвают дисбаланс в воде, ведущей к его серьезному загрязнению и гибели водных видов. 
Кроме распыления инсектицидов, пестицидов, как ДДТ на растения загрязняет систему грунтовых вод и разливы нефти в океанах нанесли непоправимый ущерб водоемов. Этерификация еще один большой источник; это происходит из-за повседневной деятельности, как стирка белья, посуды возле озер, прудов или рек; это заставляет моющие средства, попадая в воду, которая блокирует солнечный свет от проникновения, тем самым уменьшая кислород и делает его пригодным для жилья.

Загрязнение воды не только вредит водным существам, но также загрязняет всю пищевая цепь для людей. Через воду возможны заболевания, такие как холера, диарея также увеличилась во всех местах.

Загрязнение почв происходит из-за включения нежелательных химических веществ в почве из-за деятельности человека. Использование инсектицидов и пестицидов поглощает соединения азота из почвы, что делает его непригодным для растений, чтобы получить питание. Выпуск промышленных отходов, добычи и вырубки лесов также использует почву. С растения не могут расти должным образом, они не могут держать почву, и это приводит к эрозии почвы.
В процессе жизнедеятельности на человекамогут воздействовать вредные ве­щества. 

Вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызвать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами, как в процессе работы, так и в отдалённые сроки жизни на­стоящего и последующих поколений.



Вредные вещества могут проникать в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Токсическое действие веществ определяется взаимодействием их с организмом, зависит от факторов окружающей среды, физических свойств веществ, их концентра­ции, длительности поступления в организм, индивидуаль­ных особенностей человека, путей поступления и выделения вредных веществ, рас­пределения их в организме.

Различают общее и местное действия вредных веществ. При общем действии они поступают в кровь ираспространяются по всему организму, поражая в основном органы и системы, чувствительные к данному веществу.

 При местном действии преобладает повреждение тканей в месте их контакта с вредным веществом. 

Общетоксические вещества вызывают отравление всего организма или пора­жают отдельные системы, приводят к патологическим изме­не­ниям печени, почек (ароматические и хлорированные угле­водороды, ртутьорганические соединения, тетраэтилсвинец, фосфорорганические ве­щества и др). 

Раздражающие вещества вызывают воспалительную реакцию слизистых обо­лочек дыхатель­ных путей, глаз, лёгких, кожных покровов (кислоты, щёлочи, хлор-, фтор-, серо- и азотсодержащие соединения). 

Сенсибилизирующие веществапри повторном воздействии вызывают больший эффект, чем при первичном. При этом у человека могут возникать бур­ные реакции, сопровождающиеся кожными изменениями, астматически­ми явле­ниями, заболеваниями крови (бериллий и его соедине­ния, карбониты никеля, железа, кобальта, соединения ванадия, ртути, формальдегид и т. д.). 

Канцерогенные вещества вызывают развитие злокачественных новообразований (хром, никель, полицикличе­ские ароматические углеводороды, которые могут входить в состав сырой нефти, мазута, гудрона, битума, сажи, и др.). 

Мутагенные вещества приводят к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (формальдегид, свинец, марганец и др.). К веществам, влияющим на репродуктивную функцию (функцию воспроизведе­ния потомства), относят бензол, свинец, сурьму, мар­ганец, никотин, соединения ртути.
Часто человек подвергается одновременному воздействию ряда вредных ве­ществ. При этом различают следующие его виды: 
аддитивное (суммарный эффект ра­вен сумме эффектов отдельных воздействий), независимое (преобладает эффект наи­более токсичного вещества), антагонистическое (одно вещество ослабляет действие другого) и синергетическое (одно вещество усиливает негативное действие другого).


  1. Климат, микроклимат, их определение. Характеристика и классификация. Влияние климатических факторов на здоровье и развитие детей и подростков.

Климат - статистический многолетний режим погоды, характерный для конкретной местности в силу ее географического положения.

По данным среднегодовых температур на земле различают 7 климатических поясов: 

  • тропический (0?13? географической широты; среднегодовая температура = +20...+24 ?С);

  • жаркий (13-26? северной и южной широты и +16...+30 ?С); 

  • теплый (26-39? широты и +12...+16 ?С); 

  • умеренный (39-52? широты и +8...+12 ?С); 

  • холодный (52-65? широты и +4...+8 ?С); 

  • суровый (65-78? широты и 0.. -4 ?С); 

  • полярный (69-90? широты и -4 ?С и ниже).

В соответствии с упрощенной классификацией на территории России с учетом средних температур января и июля выделены 4 климатических района: 

  • 1-й - холодный с температурой января от -28 до -14 ?С и июля от 4 до 10 ?С,

  • 2-й - умеренный с температурой января от -14 до -4 ?С и июля от 10 до 22 ?С,

  • 3-й - теплый с температурой января от -4 до 0 ?С и июля от 22 до 28 ?С,

  • 4-й - жаркий с температурой января выше -4 ?С и июля от 28 до 34 ?С.

Кроме того, выделяются местные разновидности климата:

  • морской,

  • континентальный,

  • степной,

  • горный и другие.


В медицинской практике используется деление климата на 

  • щадящий и 

  • раздражающий. 

Щадящий климат характеризуется незначительными колебаниями метеорологических факторов и минималь-ными требованиями к адаптационным физиологическим механизмам организма человека (Примером щадящего являются лесной климат средней полосы России, климат Южного берега Крыма), 


раздражающий климат отличается значительными колебаниями метеорологических факторов, требующих большего напряжения адаптационного механизма организма. (Раздражающим является холодный климат Севера, высокогорный климат (выше 2000 м), жаркий климат степей и пустынь).
Микроклимат представляет собой комплекс физических свойств воздуха, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на его тепловое состояние в ограниченном пространстве (в отдельных помещениях, городе, лесном массиве и т.п.) и определяющих его самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда.
Показателями микроклимата являются

  • температура и

  • влажность воздуха,

  • скорость движения воздуха и

  • тепловое излучение окружающих предметов и людей.


Санитарно-гигиеническое заключение о микроклимате помещения основывается на сопоставлении результатов измерения микроклиматических параметров с их гигиеническими нормативами, а также с субъективными и объективными показателями терморегуляции присутствующих в помещении людей.
Микроклимат может быть оценен как

  • оптимальный (комфортный);

  • допустимый и

  • дискомфортный.


Комфортными (оптимальными) условиями называют физическое состояние воздушной среды, которое обусловливает оптимальное тепловое и функциональное состояние человека, обеспечивает общее и локальное ощущение теплового комфорта (для производственных помещений – в течение 8-часовой рабочей смены) при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывает отклонений в состоянии здоровья, создает предпосылки для высокого уровня работоспособности.
Допустимые микроклиматические условия устанавливаются по критериям допустимого теплового и функционального состояния человека на период 8-часовой рабочей смены. Они не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности. При превышении допустимых значений микроклиматических параметров человек испытывает сильный дискомфорт, возникает перегрев или переохлаждение организма. Условия, при которых нормальное тепловое состояние человека нарушается, называются дискомфортными.