Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 473
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.1.15. Не допускается применять:
- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;
- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;
- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне:
- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
3.1.16. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.
3.1.17. В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.
3.1.18. Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).
3.1.19. Для картографических надписей в изданиях для 1 - 4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5 - 9 классов - не менее 9 пунктов, для 10 - 11 классов - не менее 8 пунктов.
3.1.20. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.
3.1.21. В текстовой части комбинированных изданий для 1-го класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2 - 4 классов - не менее 14 пунктов, для 5 - 11 классов кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению.
3.1.22. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
- непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
- деформация блока или переплетной крышки.
2. Гигиеническая оценка книги. Гигиеническая оценка книги проводится в следующем порядке:
2.1. Общие данные: автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого возраста предназначена. Производя оценку книги далее, помните, что гигиениче- ское исследование книги учитывает анализ издания в трех ме- стах по всем показателям – в начале, в середине и в конце.
2.2. Характеристика внешнего оформления: масса, фор- мат, объем, вид переплета, характеристика иллюстраций (выпол- нены в красках или нет и т.д.)
2.3. Оцените бумагу, из которой изготовлена книга (цвет, блеск, прозрачность, гладкость и т.д.)
2.4. Оцените шрифт основного и дополнительного текста (наличие дополнительного шрифта, размеры отдельных элементов, которые определяются по строчной букве н, гарнитура и др.)
2.5. Оцените набор (интерлиньяж, длина строки, апроши между словами и буквами, наличие и величина полей, плотность печати, заголовки и т.д.)
2.6. Оцените качество печати (интенсивность окраски, равномерность, четкость, наличие цветной печати и т.д.)
2.7. Записав произведенные исследования, для выполне- ния которых необходимо воспользоваться справочным материа- лом, а именно приложениями 16-21 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначен- ной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», сде- лайте заключение о соответствии предложенного вам экземпляра книги или учебника санитарно-гигиеническим требованиям и о возможности его дальнейшего использования.
Гигиенические требования к книгам и учебным пособиям
Бумага для изготовления книг и учебников должна быть белого цвета, возможен слегка желтоватый оттенок; не должна просвечивать текста оборотной стороны листа, а тем более подлежащей страницы. Поверхность бумаги должна быть гладкой, матовой. От качества бумаги во многом зависит качество печати.
Печать – это интенсивность, равномерность и четкость окраски каждой буквы текста и рисунков. Кроме оценки бумаги оценивается формат, масса, переплет книги, шрифт и набор. Наиболее удобны в пользовании книги небольшого объема и массы. Небольшой формат книги позволяет легко держать ее в руках. Требования к внешнему оформлению книг приобретают большое значение при обучении слабовидящих детей, для них издаются специальные учебники с крупным шрифтом.
Набор подразумевает под собой расположение букв, слов в тексте, плотность текста, длину строк, высоту страницы, плот- ность набора, обусловленную расстоянием между строками, между словами и между буквами, в среднем составляет количе- ство, не превышающее 15 знаков на 1 см2 . При использовании же шрифта (см ниже по тексту) более высоких (14 – 20 знаков при нормативе 10 – 16, в зависимости от возраста, кеглей) – 10 зна- ков. Кегль – величина, используемая в типографской практике наряду с мм для определения размера шрифта. Кегль – высота площадки литеры, выраженная в типографских пунктах (1 пункт равен 0,376 мм).
Оптимальные условия для работы глазодвигательной му- скулатуры создаются при строке длинной 106-110 мм, при чте- нии которой происходит благоприятное сочетание прерывистых движений глаза и шеи. Боковое и верхнее поле должно быть не менее 18-20 мм, нижнее – 25-30 мм.
Широкие промежутки между строками, а также словами, отражая больше света и создавая большую контрастность, об- легчают чтение, что особенно важно при обучении чтению.
Интерлиньяж – расстояние между строками должно быть в 2 раза больше высоты буквы, изменяясь соответственно характеру шрифта, но не должно быть в любом случае меньше 3 мм.
Апрош – промежуток между словами не должен быть меньше высоты букв, т.е. должен составлять около 2 мм, для 5 класса, 3 мм для 3-4 класса, 4-11 мм – для 2-1 классов, в буква- рях этот размер должен составлять около 5 мм – минимум. Апроши между буквами должны быть около 0,5-1 мм.
Гарнитура – рисунок шрифта должен способствовать максимальной четкости каждого элемента буквы, что особенно важно при обучении детей 6-7 летнего возраста. При издании учебников рекомендуется использовать шрифты с простым чет- ким начертанием букв и четкими внутри буквенными просвета- ми. Для 1 класса рекомендуется букварная гарнитура, азбука и рубленая журнальная гарнитура прямого начертания. Для 2 клас- са – журнальная рубленная и школьная гарнитура. Для средних и старших классов можно пользоваться литературной гарнитурой. В следующей таблице представлены основные размеры шрифта, рекомендуемые для набора учебников.
ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЧЕТКОСТИ РИСУНКА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕРИФЫ – МАЛЕНЬКИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЧЕРТОЧКИ, КОТОРЫМИ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ШТРИХИ БУКВ. ЭТИ ЧЕРТОЧКИ ПРЕПЯТСТВУЮТ ИРРАДИАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО РАЗДРАЖЕНИЯ.
Курсив – наклонный шрифт, предназначенный для выде- ления чего-либо в тексте, не воспринимается в младшей школе, поэтому в этом случае рекомендуется необходимые выделения делать жирным шрифтом или разрядкой. В более старшем воз- расте наряду с курсивом применяется петит – мелкий шрифт, которым чаще набирают дополнительные тексты (примечания, указания, списки литературы и т.д.). В учебниках для старших и средних классов петитом допускается набирать дополнительные тексты, не превышающие 12 строк.
В букварный период обучения следует максимально ограничить разнообразие шрифта. Основные размеры шрифта для различных возрастов приведены в таблице (см. выше), они отражают основные требования: вертикальные штрихи букв должны быть больше толщины вертикальных штрихов. Чем меньше усвоен учащимся механизм чтения, тем больше должна быть величина каждой буквы и ее элементов. Высота букв долж- на быть около 1,5-1,6 мм. По мере овладения техникой чтения высота букв может уменьшаться. Более упрощенная схема раз- меров шрифта представлена на таблице ниже:
Набор однотипных элементов – заголовков, формул, таб- лиц, подписей к иллюстрациям – должен быть единообразным во всем издании.
Все иллюстрации в учебнике должны быть четкими. Между текстом и иллюстрациями должны быть пробелы. Мини- мальный пробел для тоновых и штриховых иллюстраций – 4,5 мм, для цветных – не менее 6,5 мм.
Для заголовков, выводов, правил и т.д. может использо- ваться цветная печать: цветной шрифт на белом фоне, а также черный шрифт на цветном фоне – «плашке» (светло-голубой, светло-зеленый, желтый, оранжевый). Возможно использование белого шрифта на красной плашке.
-
Гигиенические аспекты готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-ми летнего возраста. Медицинские и психолого-педагогические критерии готовности к школе.
ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – достижение ребенком такого уровня физического, психического и социального развития, при котором он становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ “ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ” РЕБЕНКА
1.Достижение уровня психо-эмоционального развития, позволяющего реагировать на события в школе (отметку, замечания учителя).
2.Способность регулировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями.
3.Способность к сосредоточенной работе, напряжению внимания.
4.Появление интереса к школе, связанными с ней предметами и явлениями.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:
-
интеллектуальный, -
эмоциональный -
и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Работа по определению готовности детей к школе проводится в два этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций.
1 этап. Первое углубленное обследование детей проводится в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу, в детском саду или детской поликлинике педиатром, оториноларингологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, хирургом-ортопедом, стоматологом. В те же сроки врачом детского дошкольного отделения или детской поликлиники проводится психофизиологическое обследование в соответствии с Инструкцией по психофизиологическому обследованию.