Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельное обучение включает индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания.
В образовательных учреждениях разного типа используют как основную форму занятий урок физической культуры.
-
Гигиенические требования к медицинским группам для занятий физической культурой.
Принципы дозирования физических нагрузок в зависимости от состояния здоровья
Физические упражнения должны четко дозироваться в зависимости от анатомо-физиологических особенностей, функциональных возможностей, уровня здоровья и физической подготовленности.
Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья"; (2002), предварительно врачом-педиатром и в конце учебного года - подростковым врачом или терапевтом. Окончательное решение принимает врач школы после медицинского осмотра в начале учебного года.
Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение его уровня здоровья (физическое развитие, наличие заболеваний различных органов и систем, тяжесть и течение этих заболеваний), а также функционального состояния организма.
Занятия с детьми различных медицинских групп имеют свои особенности
(табл. 5.18).
Таблица 5.18. Организация занятий физической культурой школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам
Окончание табл. 5.18
Таким образом, дети, относящиеся к основной группе, занимаются физической культурой по программе, утвержденной Министерством образования, со сдачей всех нормативов и тестов.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются вместе с основной, для них интенсивность и объем нагрузки несколько снижен (интенсивный бег заменен ходьбой и легким бегом, повторяемость упражнений уменьшена, ограничено выполнение силовых упражнений). Они освобождены от сдачи нормативов и тестов, им противопоказаны длительные пешие и лыжные походы, занятия футболом, хоккеем и всеми видами силовых физических упражнений. Такие дети для улучшения своего физического развития нуждаются в дополнительных занятиях, повышении двигательной активности в режиме дня. С этими учащимися следует организовывать подвижные игры в перерыве между занятиями и подготовкой уроков, дополнительные занятия во внеучебное время в кружках и секциях общей физической подготовки. Все дети, отнесенные к подготовительной медицинской группе, должны проходить медицинский осмотр 2 раза в год, а также после всякого изменения в состоянии здоровья и в связи с длительным (месяц) заболеванием.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию, они освобождены от сдачи нормативов и тестов.
Дети, отнесенные к специальной группе Б занимаются лечебной физкультурой в специализированных учреждениях (кабинетах).
После перенесенных острых заболеваний, обострений хронических заболеваний или травм дети временно освобождаются от занятий физической культурой.
Продолжительность временного освобождения зависит от перенесенного заболевания и определяется врачом-педиатром строго индивидуально с учетом клинических особенностей течения заболевания и периода реконвалесценции, группы здоровья и морфо-функционального состояния. Преждевременное начало занятий физической культурой после заболеваний и травм может вызвать повторное заболевание или осложнения на фоне ранее перенесенного заболевания.
Неправомерно длительное освобождение от занятий физической культурой может приводить к потере двигательной памяти ранее освоенных физических упражнений на фоне состояния детре-нированности органов и систем организма в целом. На срок реабилитации после перенесенных тяжелых заболеваний и травм школьников временно переводят в специальную медицинскую группу.
Занятия с детьми, относящимися к специальной медицинской группе (СМГ). Место проведения занятий в школе - непосредственно в физкультурном зале или в специально оборудованном помещении. Число и продолжительность занятий - 2 раза в неделю по 45 мин либо 3 раза в неделю по 30 мин вне сетки расписания. Ответственность за проведение и посещение занятий возлагается на учителя или методиста по физической культуре, классного руководителя и контролируется завучем школы и медицинским персоналом.
Группы комплектуют по заключению врача и оформляют приказом директора школы по двум вариантам: по нозологическому признаку или по классам. При наличии классов для детей 6-летнего возраста их выделяют в отдельную группу.
Посещение занятий учащимися обязательно. Ответственность возлагается на преподавателя физкультуры, руководителя учреждения или медицинский персонал. Школьники, отнесенные к СМГ, находятся под постоянным наблюдением медицинского персонала школы и проходят дополнительное медицинское обследование в середине учебного года. Детей и подростков со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляют на занятия ЛФК.
Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, необходимо строить по обычной схеме:
-
вводная (3-6 мин), -
подготовительная (10-15 мин), -
основная (25-35 мин) -
и заключительная (5-10 мин) части.
При 30-минутном уроке продолжительность его частей составляет 5, 5, 15, 5 мин соответственно.
Вводная часть урока: организация учащихся, ознакомление с содержанием занятий, создание благоприятного эмоционального настроения. Дети должны делать упражнения с изменением ритма, включая ускоренную ходьбу, выполнять простейшие задания на координацию движений.
Подготовительная часть способствует постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам, например бег от 15 с до 2 мин, танцевальные шаги.
Основная часть урока способствует гармоничному общему и специальному развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, воспитанию двигательных навыков, морально-волевых качеств. В этой части целесообразно использовать упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики.
Заключительная часть урока содействует более быстрому протеканию восстановительных процессов, снижению нагрузок, снятию утомления. Применяют простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно - отдых сидя.
Эффективность уроков физической культуры для учащихся основной и подготовительной групп определяется по выполнению контрольных тестов (оценка физической подготовленности и физической работоспособности), а для детей специальной медицинской группы по течению основного заболевания, качеству выполнения функциональных проб. В случае их положительной динамики врач школы решает вопрос о переводе ребенка из специальной в подготовительную медицинскую группу.
-
Гигиенические требования к учебно-воспитательному режиму и условиям обучения в общеобразовательной школе.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности
10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.
10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
10.5. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов