Файл: Законодательный процесс в Российской Федерации (Понятие и субъекты законодательного процесса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и субъекты законодательного процесса
1.2 Конституционно – правовые основы федерального законодательного процесса.
2.Стадии федерального закона законодательного процесса
2.1 Законодательная инициатива и предварительного рассмотрения законодательного процесса.
2.2 Рассмотрения и принятие закона палатами Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы в профильный комитет, который потом определяет соответствие законопроекта ст. 104 Конституция Российской Федерации и ст. 105 Регламента Думы. Законопроекты о федеральном бюджете, который связанный с ними проектами федеральных законов и затем направляться в комитет в комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Если в материалах к зарегистрированному законопроекту отсутствие заключения Правительства Российской федерации, соответствие законопроекта требования Конституции и Регламента платы комитет определяет с учетом мнения парового управления Государственной Думы.[13]
При наличии положительного мнения комитета о соответствии законопроекта требованиям ст. 104 Конституции Российской Федерации и ст. 105 Регламента палаты Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимают следующие решения: назначить одного из Государственной думы ответственным по законопроекту; так же если требуется также комитет соисполнитель; направить законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
И так же касается бюджетных законопроектов, при большом наличии положительного мнения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам решение Совета Государственной Думы назначаются данный Комитет ответственным по этим законопроектам, и также профильные комитеты по указанным законопроектам для подготовки их к рассмотрению палатой. Законопроекты направляются всем перечисленным выше субъектам, и также в счетную палату Российской Федерации на заключение.
По предложению профильного комитета Совет Государственной Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений, и также срок подготовки законопроекта и рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Если у профильного комитета сложилось мнение, что подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект не согласоваться требованиям ст. 104 Конституции Российской Федерации[14] и ст. 105 Регламента, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимают решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательного предложения что бы выполнить указанные требования. Такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу. После выполнения указанных требований субъект права законодательного предложения вправе еще направить законопроект на имя председателя Государственной Думы.
Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции Российской Федерации, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные органы субъектов Российской Федерации для подготовки и представлении в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления отзывов в ответственный комитет.
Если в Государственную Думу после принятия законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект палатой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательного предложения по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении. Если же альтернативные законопроекты внесены до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении[15] законопроекта, внесенного ранее, устанавливает срок рассмотрении альтернативных законопроектов и поручает ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Думу ранее.
Подготовка законопроекта к первому чтению осуществляется ответственным комитетом Государственной Думы. Для работы над законопроектом комитета может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы для членов данного комитета. В рабочие группы могут поступать депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, представители органов государственной власти, других организаций, специалисты.
По решению ответственного комитета законопроект с эскортным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы, и другие организации для отзывов, предложений и замечаний, а еще для операции научной экспертизы. В случае чего ответственный комитет вносит проект Государственной Думы к Общественной палате о проведении экспертизы законопроекта и проекта постановления Государственной Думы для, принятии указанного обращения.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Думы или ответственного комитета в установленный им срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению, провести лингвистическую экспертизу законопроекта. Правовое управление на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение.
Отзыв, предложения и замечания депутатов Государственной Думы и других субъектов права законодательной инициативы по законопроекту, и также заключение Общественной палаты рассматриваются на заседании ответственного комитета. Для участия в заседании могут быть приглашены работники Правового управления, осуществлявшие правовую экспертизу.
До принятия законопроекта[16] в первом чтении субъект права законодательного предложения, внесший законопроект, имеет право: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; отозвать законопроект на основании письменного заявления.
Законопроект, который подготовили к рассмотрению Государственной Думой в первом рассмотрении, и материалы нему сразу направляются в Совет Государственной Думы для вынесения на рассмотрения Думы. Так же к материалам, внесенным субъектом права законодательного предложения, комитет представляет: проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом рассмотрении; заключение важного комитета, мотивированного обоснованием необходимости принятием или отклонением данного законопроекта; заключение правового управление Аппарата Государственной Думы; заключение общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта; проект решения Совета Государственной Думы с показанием даты рассмотрение законопроекта на заседании Думы. Законопроект направляется сразу в Совет Государственной Думы, не позднее чем за 14[17] дней до рассмотрения Думы.
2.2 Рассмотрения и принятие закона палатами Федерального Собрания
Порядок рассмотрения, принятие и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с временного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федеральных законов в силу его официального опубликования.[18]
После того как вынесения законопроекта в Государственной думе ее Совет формирует специальный комитет по поступившего законопроекта, который направит этот документ компетентными органами для получение хороших отзывов, предложений и так же замечаний по нему и проводит собственно свою подготовительный порядок рассмотрения законопроекта в первом рассмотрении. В так же рассмотрения подготовительного законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации проходит в течение 14 дней со дня его заявления.
Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, при чем по окончании третьего чтения законопроект естественно должен быть принят или отклонен.
Первое чтение законопроекта заключается в следующем: делаться мнением о будущем закона, дают оценку его основных положений Конституции Российской Федерации, его важность и практической значение. В конечном итоге обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума внесет одно из следующих решений:
1) Принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечания в виде поправок;
2) Отклонить законопроект;
3) Принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).
Второе чтение законопроекта пройдет именно в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект естественно должен быть представлен вместе с таблицей поправок, принявший специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включающихся в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, который рекомендует ответственный комитет к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате, когда делаться мнением во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:
1) Возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
2) Принять законопроект во втором чтении;
3) Отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
4) Вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
5) Принять Федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).
После принятия во втором чтении законопроект отправляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.[19]
В третьем чтении уже не позволено внесения в законопроект поправок, его рассматривают уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана должна либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и отправить на одобрение в Совет Федерации, либо окончательно отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.
Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания устанавливает решения Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».
Большая юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в Российской Федерации связывает их официальным опубликованием, т.е. применять могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов не зависят от их формы по окончанию 10 дней со дня из официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь опубликованные проекты федеральных конституционных законов, но и все те, которые внесенные в них изменения или дополнения, так же при этом весь измененный нормативный акт может быть второй раз официально опубликован в полном объеме.[20]
Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания это их первая публикация в редакции федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в некоторых печатных изданиях, информирование закона-исполнитель посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также информировать людей по телевидению и радио, которые направили их государственными органами, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного вида .
Именно в день официального опубликования становиться днем принятия федеральных законов и актов Федерального Собрания. Датой принятия Федерального конституционного закона этот день получается одобрения палатами Федерального Собрания. Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров Российской Федерации.
- Абсолютно все законы подвергаться обязательному официальному опубликованию в течении 7 дней со дня их подписания Президента РФ, именно он направляет Федеральные Конструкционные законы и Федеральные законы.[21]
- А акты Федерального Собрания публикуются чуть больше в течении 10 дней после дня их принятия, направляются они для официального опубликования.
- А так, же международные договоры, утверждают Федеральным собранием, одновременно публикуются с Федеральными законами.[22]
Законы и акты, принятой Федеральным Собранием Российской Федерации. Допускается палат Федерального Собрания вступают в силу по истечению 10 дней со дня их опубликования в печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, а так, же если самими законами или актами пaлaт не установлен другой порядок вступления в силу их в силу закона или акта с момента опубликования, a так же при этом наступлении определённых событий.