ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Это не яблоко" - картина Рене Магритта, которая вызвала интерес в философской среде. Она предлагает размышление о том, как мы доверяем нашим восприятиям и как мы определяем, что является реальностью. Идея картины связана с проблемами философии бытия, которые возникают, когда мы задаемся вопросом о том, как мы можем быть уверены в том, что то, что мы видим и чувствуем, действительно существует в реальности. Эта идея напоминает нам о том, что наши восприятия не всегда соответствуют реальности и что мы должны быть осторожны в том, как мы интерпретируем их. Данная картина помогает задуматься о проблемах философии бытия. Она показывает, что мы не можем полагаться только на наши чувства и восприятие, чтобы понять, что находится перед нами. Мир, который мы видим, может быть искажен и не соответствовать действительности. Вместо этого, мы должны использовать наш разум и рассуждения, чтобы понять истинное бытие вещей. Картина может служить напоминанием о том, что мы не можем полагаться только на поверхностные вещи, чтобы понять мир. Мы должны глубже проникать в суть вещей и их истинное бытие. Она также побуждает нас задуматься о философских проблемах бытия, которые всегда были важным вопросом для философов и обычных людей. |
2.2. Философия сознания и познания
Литература:
-
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about) -
История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf)
2.2.1. Психофизическая проблема*
Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).
См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat
|
2.2.2. Ключевые понятия *
Найдите в энциклопедии (см. литература к 2.2. – п.1) определения ключевых понятий философской гносеологии, заполните таблицу.
Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.
Понятие | Определение |
| |
2.2.2.1. Схема познания **
Составьте схему отношений 5 понятий из списка задания 2.2.2., выделенных жирным шрифтом, взяв за основу следующий рисунок.
2.2.3. Теории познания
2.2.3.1. Платон**
Изучите рисунок американского студента, найдите фрагмент диалога Платона «Государство», который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.
1) Почему то, что мы так отчётливо видим и осязаем вокруг себя, Платон называет вторичным иллюзорным бытием? | |
2) Как образами картинки можно прояснить платоновскую идею о том, что познание – это припоминание? | |
3) В нескольких предложениях опишите представления Платона об уровнях бытия. | |
4) Что по вашему мнению означает метафора солнечного света в платоновском мифе? | |
5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него] | |
2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм **
Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма, рисункам дайте пояснения.
Рационализм | Эмпиризм |
| |
Пояснения | |
| |
2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804) *
Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.
Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются 1) чистая математика и 2) математическое естествознание.
Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики априорны, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер. Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.
Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.
Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.
Последний раздел кантовской логики – трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. Это стремление – источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики (мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог) должны быть отброшены. Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.
Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, т.е. противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы.
1) Каково значение слова «априорный» у Канта? | |
2) В чём отличие эмпирических положений от априорных? | |
3) Какова функция категорий? Найдите примеры категорий. | |
4) Опишите различия функций чувственного опыта, рассудка и разума. | |
5) Что такое трансцендентальная апперцепция? | |
6) Почему, по Канту, основные идеи метафизики должны быть отброшены? | |
7) Что такое антиномии? | |
8) Найдите примеры антиномий чистого разума. | |