Файл: 7. Правосознание и правовая культура.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к практическому занятию по Теме 7. Правосознание и правовая культура

1. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

а) в структуре правосознания традиционно выделяют две составляющие – правовая идеология и правовая психология .

б) оценка правовых явлений только с позиций личного опыта и здравого смысла характерно для обыденного правосознания.

в) явление правовой культуры, для которого характерно отрицание ценности права, полное неверие в его способность быть эффективным регулятором общественных отношений – нигилизм .

г) наиболее высокий вид правосознания, для которого характерен высокий уровень теоретического осмысления права – научное правосознание.

2. Выделите основные проблемы, задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения.
Основными проблемами воспитательного процесса в Российской Федерации можно назвать:
1) Нежелание самих граждан заниматься правовым самовоспитанием (отсутствие мотивации, веры);

Для решения этой проблемы следует:

Обозначить и донести до общественности практическую значимость всего этого процесса. Необходимо продемонстрировать обществу, что ежедневно человек сталкивается с множеством правовых вопросов и проблем (пусть даже на бытовом уровне), и потому в современном мире так важна правовая осведомленность граждан, а незнание законодательства и неумение применить нормы права в реальной жизни могут выразиться в различных социальных и юридических конфликтах.

Но, к сожалению, в данной сфере существует множество пробелов, и потому государство должно направить свои силы на создание оптимальной стратегии по их устранению.
2) Искажение правовой информации в СМИ, неверное ее толкование и подача;

Необходимо повышать уровень правового информирования населения. Нередко искажение правовой информации или неверность, субъективность её подачи становятся причиной правовой безграмотности населения. Предоставление достоверной правовой информации в необходимом объёме является одним из элементов правового воспитания общества. Полагаем, что необходимо закрыть доступ к некоторым электронным ресурсам, выставляющим на всемирное обозрение заведомо ложную информацию, не имеющую правовой ценности; настоятельно рекомендовать СМИ ссылаться на официальные нормативно-правовые акты и воздержаться от дачи субъективных оценок, чтобы не создавать у граждан предвзятого и необъективного отношения к законодательству.

3) Отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное, школьное, вузовское воспитание) и программы воспитания взрослого населения.

Необходимо осуществить такие меры, как внедрение в учебные заведения всех уровней, а также в организации и учреждения учебных программ и курсов повышения квалификации по ознакомлению с основами российского законодательства, проведение конкретных мероприятий по широкой пропаганде повышения уровня правового сознания и правовой культуры населения, издание различных юридических справочников для населения и т.д. На сегодняшний день можно констатировать отсутствие должного внимания к практической составляющей обучения . Так, для повышения эффективности правового воспитания студентов юридических ВУЗов предлагается проводить практико-ориентированное (клиническое) обучение путём создания и активной деятельности юридических клиник. Клиническое обучение является образовательной технологией, которая способствует ранней профессионализации, позволяет погрузиться в практическую деятельность в рамках активной работы юридических клиник
Важной задачей правового воспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц.
3. Дайте определение понятию:

а) «правосознание»

Правосознание – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов, идей, теорий, представлений, убеждений и оценок, в которых выражается отношение индивидов, либо социальных групп, либо всего общества к существующему праву, а также к правовым явлениям и к поведению людей в правой сфере
б) «профессиональное правосознание»



Профессиональное правосознание – это суждение о праве и отражение фактического положения дел в правовой действительности юристами-профессионалами (например, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, а также лица с высшем юридическим образованием).

4. Раскройтепонятие «правовая идеология» и «правовая психология».
Правовая идеология как познавательный или когнитивный элемент правосознания включает в себя систему идей, теорий, взглядов и представлений о сущности права, его социальном предназначении, правовых способах решения социальных проблем, выраженных в форме юридических понятий и категорий. Несмотря на то, что правовая идеология создаётся и обосновывается не населением непосредственно, а отдельными социальными группами - правоведов, политологов, социологов и т.п., вместе с тем свой потенциал она черпает «снизу», из социальных потребностей и проблем. Таким образом, формирование правовой идеологии всегда связано с духовной жизнью и деятельностью всего общества и государства.

Правовая идеология выполняет функцию идейного «маяка» для профессионального правосознания и правовой культуры законодателей и правоприменителей, направляя и организовывая их деятельность. Вместе с тем правовая идеология открывает для обычных граждан основные направления развития государства и знакомит с социальными ценностями, защищаемыми с помощью правовых средств.

Правовая идеология способствует формированию направленности оценочных суждений по поводу реального состояния правовой системы и правовых явлений, а также построению представлений о должном устройстве правовой сферы общества и идеальном правовом порядке.
Правовая психология как эмоционально-волевой элемента в структуре правосознания, выражается в правовых чувствах, правовых эмоциях, переживаниях, правовых привычках и навыках, демонстрирует внешнюю реакцию субъектов права на правовые явления, идеи и принципы.

В отличие от правовой идеологии, правовую психологию образуют в основном иррациональные феномены, такие как правовая ментальность, правовые обычаи и традиции народа, то есть всё то, что формально не регламентировано, но входит в понятие «живое право». В недрах правовой психологии лежат интуитивные правовые догадки
, чувства, прозрения, «откровения», которые помогают законодателю правильно понимать сущность правовых феноменов, оценить их значимость в тот или иной исторический период и находить соответствующие этим представлениям правовые формы. Руководствуясь правовой психологией, индивиды оценивают правовые явления на предмет их соответствия справедливости. И поскольку именно справедливость является критерием истинности действий государственной власти, ее правовых преобразований, то все явления, нормы, идеи, нашедшие положительную оценку и согласие с позиции правовой психологии, принимаются общественным сознанием как правильные и адекватные социальным потребностям.

Правовая психология тесно связана с национальной психологией, поэтому она медленно трансформируется под влиянием социокультурных изменений и с трудом корректируется усилиями государства и его институтов. То есть формирование правовой психологии происходит под влиянием религии, культурных традиций и обычаев, в процессе реальной жизнедеятельности.
5. Раскройте роль правосознания в процессе реализации права.
Социальная обусловленность объектов общественных отношений отражается на всех сферах жизни общества, в том числе в правовой — посредством правового сознания, которое не только обеспечивает акцентированность человеческого поведения на достижении социально значимых, духовно-нравственных ценностей, но и влияет на существующую правовую реальность (также во многом социально обусловленную).
Таким образом, социальная обусловленность объектов отношений, целей человеческой деятельности отражается и на оценке субъектами возможностей права по достижению этих целей, и на восприятии норм права и даже на процессах их создания. Норма предстает не просто, как правило поведения, а как инструмент реализации интересов и потребностей, соответственно, содержание и смысл права могут преломляться под влиянием социально обусловленных целей и интересов. В итоге процессы претворения права в жизнь в рамках правового взаимодействия субъектов осуществляются через посредство сознания, особое место в котором при осуществлении юридически значимой деятельности уделяется правовому сознанию.


Правосознание дает возможность как адекватно воспринимать нормы права, так и приводит к преломлению норм права через правовые инструменты и механизмы социальных ценностей и интересов, к достижению которых стремится каждая личность.
6. Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения правового нигилизма в РФ и пути его преодоления?
Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1. деспотичный характер государственной власти;

2. особенность исторического развития государства;

3. использование репрессивного законодательства;

4. пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5. наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6. отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7. переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8. несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Процесс преодоления правового нигилизма длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны как государства, так и общества в целом.
Путями его преодоления являются:

1. формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;

2. утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3. воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4. совершенствование законодательства;

5. повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6. повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7. подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов;

8. улучшение правоприменительной практики.

В заключение можно сказать, что все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса – социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла

7. Определите виды правосознания:

а) по субъекту носителю;

1) индивидуальное;

2) групповое