ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Содержание
Основная часть ................................................................................................................................................................... 6
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) .................................................................................................................................. 6
Разумное чередование труда и отдыха ....................................................................................................................... 6
Рациональное питание ................................................................................................................................................... 7
Питание ........................................................................................................................................................................ 7
Подбор продуктов для питания ........................................................................................................................... 7
Белки ....................................................................................................................................................................... 8
Жиры ...................................................................................................................................................................... 8
Углеводы ................................................................................................................................................................ 8
Растительная клетчатка ................................................................................................................................... 8
Минеральные вещества ........................................................................................................................................ 8
Витамины ...................................................................................................................................................................... 9
Основные принципы рационального питания ........................................................................................................ 9
Рациональный питьевой режим................................................................................................................................ 10
Профилактика вредных привычек ........................................................................................................................... 10
Курение ........................................................................................................................................................................ 10
Угарный газ ................................................................................................................................................................. 10
Табачный деготь и смолистые вещества ................................................................................................................ 10
Синильная кислота, формальдегид, аммиак, сероводород, бензопирен ................................................................ 10
Радиоактивный полоний, стронций, ионы тяжелых металлов ............................................................................ 11
Алкоголь ....................................................................................................................................................................... 11
Наркомания ................................................................................................................................................................. 11
Двигательная активность ........................................................................................................................................... 12
Соблюдение правил личной гигиены ....................................................................................................................... 13
Уход за телом ............................................................................................................................................................. 13
Гигиена одежды и обуви ............................................................................................................................................ 13
3акаливание ................................................................................................................................................................... 14
Закаливание ................................................................................................................................................................. 14
Систематичность ..................................................................................................................................................... 14
Постепенное увеличение ............................................................................................................................................ 14
Разнообразие ............................................................................................................................................................... 14
Комплексность............................................................................................................................................................ 14
Самоконтроль ............................................................................................................................................................. 15
Психогигиена ................................................................................................................................................................. 15
Заключение ........................................................................................................................................................................ 17
Список использованной литературы ............................................................................................................................ 17
3
Введение
О здоровье и его значении для человека пишут и говорят много. В наш век стрессовых нагрузок и серьезных нарушений в экологии это проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие человека, но и успешность освоения им профессии, эффективность профессиональной деятельности.
Несмотря на глобальный характер проблемы здоровья, еще не выработано единой трактовки этого понятия. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней». Важным признаком здоровья является хорошая приспособляемость (адаптация) организма к разным нагрузкам и внешним условиям существования (климатические условия, вода, электромагнитные поля, животный и растительный мир, человеческое общество, условия труда и быта и т.д.).
Если обратиться к результатам конкретных исследований здоровья человека, факторов, влияющих на его состояние, то можно увидеть, что здоровье человека зависит от:
− условий и образа жизни на 50 %;
− генетических факторов на 20%;
− влияния экологических факторов на 20-25 %;
− состояния медицины – на 10 %.
Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья
Сфера
Значение для здоровья
(примерный удельный
вес)
Группы факторов риска
Условия и образ жизни
50%
Вредные условия труда, плохие материально- бытовые условия, стрессовые ситуации, гипокинезия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами.
Генетика человека
20%
Предрасположенность к наследственным заболеваниям.
Экология, климат
20-25%
Загрязнение воздуха, воды и почвы, резкая смена
4 атмосферных явлений, различные виды излучений.
Здравоохранение
10%
Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
Из таблицы видно, что здоровье не только генетически и социально обусловлено, но и в значительной степени зависит от меры ответственности за него самого человека.
Происхождение болезни имеет две причины: состояние человеческого организма, т.е. «внутреннее основание» и влияние окружающей среды. Следовательно, для предупреждения болезней – повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или устранение внешних причин, или оздоровление, укрепление организма, расширение его адаптационных возможностей для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать влияние окружающей среды. Первый способ малонадежен, так как человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние причины болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним условиям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.
Природная способность организма к самообновлению и самосовершенствованию открывает путь к сохранению здоровья на долгие годы, но для этого каждому человеку необходимо постоянно прилагать определенные усилия. Образ жизни человека зависит от его личностных особенностей, возраста, пола, профессии, условий труда, периода года, места жительства и общественного устройства, а также в немалой степени от ценностных ориентаций человека, его мировоззрения, социального и нравственного опыта, уровня его сознания и общей культуры. Каждый человек несет ответственность перед близкими людьми, коллективом, обществом, не только за свое поведение, но и за отношение к своему здоровью как социальной ценности.
В последние годы активизировалось внимание к образу жизни студентов.
Общество озабочено состоянием здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой по формированию своей личности, выработкой своего стиля жизни. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы. Студенческий возраст
(молодежным возрастом считается 19-28 лет) – это период завершения физического становления организма, который характеризуется рядом особенностей.
Медикобиологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма.
5
Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии (подвижности) грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической и умственной работоспособности. По заключению медиков только 30% студентов не имеют отклонений в состоянии здоровья. Остальные 70% можно разделить на следующие группы:
− студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;
− студенты, у которых в отсутствии экстремальных условий уже выявляются предвестники болезней, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;
− студенты с функциональными нарушениями;
− студенты со стабильными патологическими симптомами (больные).
Здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Условия жизнедеятельности студентов в современных условиях характеризуются бурным ростом информатизации, использованием новых интенсифицирующих учебную деятельность программ, трудовой занятностью параллельно с обучением. Все это требует от студентов значительных психоэмоциональных затрат, влекущих за собой и напряжение функциональных систем организма, что в свою очередь не может не отразиться на здоровье студентов. Успешность адаптации студентов к новым условиям обучения в вузе, сохранение и укрепление здоровья за время обучения настоятельно требуют установления здорового образа жизни. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.
Анализ же фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о неупорядоченности и хаотичной ее организации. Это несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, курение. К сожалению, в студенческом возрасте человек не замечает, насколько отрицательно сказывается на его здоровье беспорядочный режим дня, т.к. в молодом организме еще велики компенсаторные возможности. Однако систематическое нарушение режима может стать причиной различных серьезных заболеваний.
Поддержать, укрепить или восстановить здоровье можно, прежде всего, посредством активного поведения, связанного с научно обоснованными рекомендациями. Так, академик Ю. Молин отмечает, что игнорирование физической культуры человеком умственного труда попросту не позволяет правильно сбалансировать свою жизнь.
6
Основная часть
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленное на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены.
К составляющим ЗОЖ относятся:
− разумное чередование труда и отдыха;
− рациональное питание;
− профилактика вредных привычек;
− двигательная активность;
− соблюдение правил личной гигиены;
− закаливание;
− психогигиена.
Здоровое поведение человека включает в себя и некоторые другие составляющие, например, культуру сексуального поведения межличностного общения и др.
Разумное чередование труда и отдыха
Чередование труда и отдыха – важное условие сохранения высокой умственной и физической работоспособности на долгие годы.
Ритмичное протекание физиологических процессов – свойство живого организма.
Правильно составленный распорядок дня, распределение работы таким образом, чтобы наибольшая нагрузка соответствовала периодам наибольших возможностей организма, одна из важнейших задач сохранения здоровья и трудоспособности. Все в организме – каждая клетка, орган, системы органов и их функции – имеет свой собственный биоритм.
Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов в живых организмах.
Биоритмы отдельных органов и систем человеческого организма взаимодействуют друг с другом, образуя упорядоченную систему ритмических процессов, организующих деятельность организма во времени. Для сохранения высокого уровня работоспособности организма необходимо строго выполнять режим каждого дня, установленный по закономерностям биологических ритмов, с учетом биологических часов. Чем точнее совпадает начало труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Например, установлено, что самый высокий подъем работоспособности у человека в течение суток наблюдается с 6 до 12 часов и с 17 до 20 часов. В эти часы активизируется работа всех функций организма.
Значительно снижается работоспособность ночью от 2 до 4 часов и днем от 13 до 16 часов.
Особое значение в режиме дня отводиться сну – основному и ничем не заменимому виду отдыха. Сон наступает в результате процесса торможения в коре головного мозга.
Торможение защищает нервные клетки от переутомления. Сон – важнейшее средство психической защиты, во время сна нейроны отдыхают, восстанавливается их активность.
Сон оказывает влияние и на деятельность различных органов и систем. Во время сна снижается артериальное давление, мышечный тонус, расширяются сосуды кожи и др.
Задача отдыха – ежедневного, еженедельного и ежегодного – восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов. Принято различать два вида
7 отдыха: пассивный отдых, представляющий собой относительный покой, и активный отдых, связанный с выполнением малоинтенсивной физической работы. Русский ученый
М.И. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не при пассивном отдыхе, а когда выполняются специально организованные движения другими не утомленными частями тела.
На этот факт опираются рекомендации по широкому применению средств физической культуры для поддержания и восстановления физической работоспособности.
Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности. Соответствующим образом организуемые движения до, в процессе и после окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности, способствуют более быстрому восстановлению.
Например, физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурные занятия в обеденный перерыв и в послерабочее время – все это формы активного отдыха при умственном. Важен также активный отдых в период каникул, отпуска.
Активный отдых наиболее эффективен после привычной нагрузки. После нагрузки, вызвавшей общую мышечную закрепощенность и высокую степень утомления, эффект снижен.
Средством регулирования состояния организма может служить переключение на другой вид деятельности. Например, во время умственного труда при начальных признаках утомления (частые отвлечения, повороты головы, потягивания, ослабление внимания и интереса к работе) отдыхом может явиться не только выключение на время всякой мыслительной деятельности, но и чередование занятий – переход от чтения специальных научных книг к художественной литературе, от вычислительных операций к черчению или к рисованию. Но при большой степени утомления (отсутствие интереса, апатия, сонливость, перевозбуждение) необходимы покой и спокойный сон.
Правильное сочетание работы с разнообразным по содержанию отдыхом
(посещение театра, музея, всевозможные хобби, общение с животными, прослушивание музыки, просмотр кинофильмов, занятия физическими упражнениями, прогулки и др.) – залог успеха в работе. Средства, способствующие повышению работоспособности, в отдельности не будет столь эффективны, когда используются совместно.
Рациональное питание
Питание – один из важных факторов, влияющих на сохранение здоровья и трудоспособность человека. Рациональное питание – прием полноценный пищи с учетом физиологической потребности организма.
Подбор продуктов для питания. В организм человека с пищей ежедневно должно поступать достаточное количество разнообразных веществ:
− белки животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молочные продукты и др.) и растительного (картофель, фасоль, крупяные изделия, орехи, и др.);
− жиры животного происхождения (сливочное масло, сливки, сметана, молоко, сыр, мясо) и растительного (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло и др.);
− углеводы простые (сахар, мед, варенье, фрукты, изюм, мармелад, шоколад и т.п.); сложные (картофель, хлеб, крупы, макароны, зерновые и бобовые продукты);