Файл: Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общественном строе в период империи произошли значительные изменения во всей слоях римского общества. Дифференциация общества привела к изменению прежних и появлению новых сословий. Из прежних нобелей и богатой части всадников в период империи окончательно сформировалось сенаторское сословие. Правовой статус этого сословия не имел себе равных, так как представители его носили особые знаки отличия, право на почетные места при проведении общественных мероприятий, право судиться только в суде сенаторов и другие права. С оформлением сенаторского сословия исчезает сословие нобилей.
Сословие всадников, значительно дополнившееся за счет провинциальной знати, осталось, но изменило свой социальный состав, численность и роль в римском обществе. В это сословие могли включаться не только свободнорожденные римляне, но и вольноотпущенники, чей имущественный ценз составлял свыше 400 тыс. сестерций серебром. Поскольку запрет на занятие торговлей распространялся только на сенаторов, то всадники широко использовали торговлю, ростовщичество и финансовые операции для увеличения богатства в надежде записаться в сенаторское сословие.
Третьим довольно значимым сословием в период империи в связи с созданием чиновничье-бюрократического аппарата было сословие куриалов, к которому относились все лица, занимавшие государственные должности, т.е. сословие чиновников. Наличие данного сословия стало возможным в силу того, что в период империи главным принципом комплектования и деятельности государственного аппарата стали принципы назначения, личной преданности, совмещения должностей.
Чтобы обеспечить внутреннюю безопасность и общественный порядок, все свободные жители империи по эдикту императора Каракалы 212 г. получили право гражданства, т.е. произошло уравнение в правах и римлян, и завоеванного Римом населения, что сам по себе факт положительный. Он повлек за собой далеко идущие для общественного строя последствия: с одновременным усилением класса свободных (рабовладельцев) более интенсивно пошел процесс его социальной дифференциации. Что касается других социальных групп в классе свободных, то в это время происходит уменьшение такой социальной группы как люмпен-пролетариат, который превращается в колонов. Колоном становился свободный земледелец, который брал в аренду
участок земли под условием уплаты определенной суммы денег или части урожая. Развитие института колоната получило широкое распространение из-за недостатка рабочих рук в силу того, что рабский труд стал малоэффективным.
Как и прежде, в римском обществе противоположным и многочисленным классом продолжал оставаться класс рабов, в положении которого происходят в период империи значительные изменения. В целях повышения эффективности рабского труда рабовладельцы вынуждены были улучшать их материальное положение путем передачи в пользование определенного имущества (пекулия). Превышение спроса на рабов над предложением повысило значение такого источника рабства как рождение, что в свою очередь заставило рабовладельцев разрешить рабам иметь семьи и даже поощрять брачные отношения, т.е. несколько в целом улучшить свое обращение с рабами. Рабы получали право в случае жестокого с ними обращения искать убежище у статуи императора, а убийство раба господином было приравнено к убийству чужестранца. Но положение рабов по-прежнему было тяжелым, и восстания рабов были частым явлением в политической жизни Римской империи.
Что же касается терминов и понятий «патриции» и «плебеи», то их судьба различна. Первые вообще перестали существовать в силу глубоких изменений, происшедших в классе свободных, и как бы «растворились» в оформившихся трех сословиях, а плебеи как социальная группа и термин с измененным содержанием продолжали существовать.
Таким образом, в общественном строе Рима в период империи под воздействием целого ряда не только объективных, но и субъективных причин происходят большие изменения не только количественного, но в значительной степени качественного характера.
Изменения в государственном строе Рима в период империи
Как и в общественном строе, в государственном строе Рима в период империи произошли существенные изменения под воздействием всей совокупности ранее рассмотренных объективных и субъективных причин (внутренних и внешних, экономических, социальных и политических).
Поскольку Римская империя прошла в своем развитии два периода – принципата и домината, то и в государственном строе изменения происходили постепенно, количественно накапливаясь в период принципата и качественно проявившись в период домината.
В период принципата (27 г. до н.э. – конец II в. н.э.) многие республиканские органы продолжали функционировать, но их правовой статус, компетенция и порядок формирования изменяются. Так, продолжают действовать народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные), но они уже редко созываются и рассматривают лишь те вопросы, которые предлагают им Сенат или принцепс (император). Выборы многих должностных лиц, которые осуществлялись народными собраниями, стали назначаться Сенатом или принцепсом (с 14 г. н. э.). Народные собрания даже в период принципата играли роль формального органа, дающего согласие на принятые Сенатом или принцепсом решения. Об этом свидетельствует и тот факт, что избрание императора осуществлялось не народным собранием, а Сенатом, и даже консулы порой не избирались народным собранием, а назначались принцепсом на несколько лет вперед. Народные собрания перестают функционировать как высшие органы при императоре Тиберии, правившем с 14 по 37 гг. н.э.
Сенат в период принципата существовал более длительное время, чем народное собрание, но и он утрачивает свое былое значение, изменяя свой состав, компетенцию и даже порядок комплектования. Что же касается других республиканских магистратур (консулов, преторов, квесторов, эдилов и т.д.), то можно отметить, что нет ни одной прежней республиканской должности, в которой бы не произошли изменения. И суть этих изменений в падении роли республиканских магистратур в пользу императора и создаваемых при нем новых органов.
Принцепс («первый человек») – это первое лицо в списке сенаторов
, которому Сенат вверял верховную и полную власть. Особенностью этой должности было то, что лицо на эту должность назначалось пожизненно; что одному лицу вверялась верховная и полная власть; что именно данному лицу народ ежегодно приносил присягу на верность; что одно лицо одновременно совмещало и должность принцепса, и должность народного трибуна, и должность консула, и должность цензора, и должность верховного жреца и ряд других особенностей.
В столь многоплановой и ответственной государственной деятельности император опирался не столько на прежние республиканские органы, сколько на вновь им создаваемые. При императоре был создан Совет, куда вошли 2 консула, по одному представителю от других магистратов, 20 сенаторов по жребию и предполагаемые преемники. Фактически в Римской империи уже в период принципата действовали параллельно две системы власти и управления: республиканская (Сенат и некоторые оставшиеся прежние магистратуры) и императорская (император, Совет при императоре, канцелярия императора, военная казна и должностные лица при императоре и новые коллегиальные органы). Еще более значимые изменения в государственном строе произошли в период домината. Проявившиеся в период принципата тенденции в развитии государственного строя нашли свое завершение и правовое закрепление именно в период домината, начало которого связано с именем Диоклетиана, который находился у власти с 284 по 305 гг. Он начал свое правление с проведения целого ряда реформ (административной, финансовой, военной, религиозной и др.), в ходе которых окончательно складывается такая форма правления, как монархия со всеми присущими ей признаками. Во-первых, резко усиливается власть одного лица – императора, который именуется доминусом, что означает властитель, господин.
И если в период принципата власть императора еще сдерживалась хоть в какой-то мере народным собранием и Сенатом, то в период домината власть его становится неограниченной. Сенат превращается из самостоятельного органа в совещательный орган при императоре, а после административно-территориальной реформы Диоклетиана, когда Рим составил особую 101 провинцию империи, он вообще утратил значение общегосударственного органа, превратившись в коллегиальный орган только г. Рима. Законодательная инициатива, проекты законов исходят от императора, а его распоряжения обязательны для всех лиц и органов государства. В руках императора сосредоточиваются все основные три ветви
государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) и высшая церковная власть.
Во-вторых, создаются новые коллегиальные органы при императоре, которые помогают последнему осуществлять государственную власть. Одним из таких органов стал Государственный совет (консисториум), заменивший собой прежний Совет при принцепсе.
Вторым новым коллегиальном органом была созданная Императорская канцелярия, ведающая не только всем текущим делопроизводством, связанным с деятельностью императора, но и осуществляющая общее повседневное руководство полицией. Возглавлялась Императорская канцелярия начальником, который назначался императором из приближенных к нему и доверенных лиц. Императорская канцелярия создавалась при каждом императоре и объединила в своем составе те отраслевые комиссии, которые были созданы в период принципата.
Таким образом, период империи – это период, когда во всех сферах общественной жизни и в экономике проявляется двойственный характер переходного периода, когда прежние производственные, основанные на рабском труде отношения уже устарели, а новые феодальные отношения еще не сложились, они только зарождались. И эта двойственность происходящих процессов в экономике обострила социальные и политические процессы, совокупность которых привела к деградации общества, нестабильности государственно-политического режима и в конечном итоге к гибели Римской империи.
Право Рима в период республики
Законы ХII таблиц – это памятник права Древнего Рима. Принятые в самом начале республиканского периода (в V в. до н.э.), они продолжали действовать и в период империи. Как и любой памятник права, Законы XII таблиц были приняты под воздействием целого ряда причин (экономических, социальных и политических), но именно политические причины ускорили их разработку и принятие.
Интерес к Законам XII таблиц, научные дискуссии, которые ведутся вокруг данного памятника права, обусловлены еще и тем, что, во-первых, подлинный текст их до наших дней не дошел, а был восстановлен учеными уже в XVI–XVIII вв. на основе изучения работ (сочинений, трактатов, учебников) римских юристов, философов, историков, государственных деятелей, которые широко цитировали конкретные статьи Законов XII таблиц или ссылались на конкретную его статью, передавая ее содержание своими словами; во-вторых, текст Законов XII таблиц был выбит на 12 медных досках, которые выставлялись для всеобщего обозрения на форуме. При этом в связи с внутренней и внешней обстановкой иногда все или отдельные медные доски с текстом убирались. По структуре Законы XII таблиц состоят из 12 таблиц (частей, глав), которые имеют локальную нумерацию. Структура и содержание Законов XII таблиц не были совершенными, так как принимался данный памятник права тогда, когда римское