Файл: Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обществоримское право и правовая техника находились на ранней стадии своего развития.

Гражданское и уголовное право по Законам XII таблиц. Безусловно, по многим причинам таких терминов и понятий, как «отрасли права», «гражданское право» и других понятий, характерных для современной системы права, в V в. до н.э. в римском праве не существовало. Имела место другая терминология («квиритское право», «вещное право», «публичное право», «частное право», «цивильное право»), но несмотря на это многие институты позднее оформившихся отраслей права были уже известны законодателю и получили отражение в Законах XII таблиц. К таким институтам относятся: «собственность», «вещи», «обязательства», «ущерб», «сделки», «долг», «иск», «опека», «свидетель» и др.

Указанные институты нашли широкое отражение в квиритском (цивильном) праве, нормы которого распространялись исключительно на лиц, имеющих римское гражданство. Регулирующее все аспекты общественных отношений, вытекающих из принадлежности к римскому гражданству, квиритское право в буквальном смысле означало гражданское право, т.е. связанное с римским гражданином, римским гражданством.

Отражен в Законах XII таблиц и такой институт гражданского права, как обязательство. Различали два вида обязательств: обязательства из договоров и обязательства из деликта (правонарушения).

Обязательства из договоров возникали в результате заключения различного рода договоров, классификация которых предусматривала различные основания, например, содержание договора, способ заключения и другие основания.

Обязательства из деликта (правонарушения) возникали тогда, когда совершены неправомерные действия в отношении чужого имущества либо частного лица, этот вид обязательств отражен в таблице VIII. Так, ст.ст. 1б–5 содержали нормы, устанавливавшие ответственность (обязанности) виновного в клевете, оскорблении, нанесении телесных повреждений; ст.ст. 6–14 регулировались отношения, вытекавшие из посягательств на чужую собственность (потрава посевов, незаконная порубка деревьев, кража и др.). При этом наказание зависело от обстоятельств, характеризующих совершенное правонарушение (место, время, способ совершения, последствия, возраст виновного, наличие 
умысла и т.д.). Так, если взрослый ночью сжал урожай с обработанного плугом поля, то он по закону подвергался смертной казни, а если подобное правонарушение совершил несовершеннолетний, то «его по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению ущерба в двойном размере» (ст. 9, табл. VIII). По обязательствам из деликта, принимая их особую опасность для общества, права потерпевшего были значительно шире, чем при обязательствах из договора. Ночного вора можно было убить на месте и «пусть убийство его будет считаться правомерным» (ст. 12, табл. VIII), т.е. лишение жизни виновного в данном случае допускалось до суда. В большинстве случаев при краже потерпевший должен был предъявить иск в суд, который и решал вопрос о наказании (ст. 14).

Публичное право содержало нормы, предусматривавшие ответственность за совершение особо опасных деликтов (правонарушений, затрагивавших интересы всего римского общества в целом и представлявших угрозу для государства). К ним относились такие деяния, как лжесвидетельство (ложные показания в суде – ст. 23, табл. VIII); подстрекательство врага к нападению на Рим, выдача врагу римского гражданина (ст. 5, табл. IX); устройство «в городе ночных сборищ» (ст. 26, табл. IX), т.е. преступления против суда, против государства и общественного порядка.

Субъектами обязательственного права могли быть только свободные люди, не находящиеся под властью других. Рабы, а также женщины и сыновья, находящиеся под властью отца, не считались субъектами права. Об этом свидетельствует норма ст. 2б, табл. XII, в которой указывалось, что «преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного».

Если использовать современную правовую терминологию, то можно отметить, что в Древнем Риме по Законам XII таблиц не делалось различия между гражданским и уголовным правонарушением, что обусловило наличие норм уголовного права как в частном римском праве (кража, нанесение телесных повреждений), так и в публичном римском праве (государственные преступления, преступления против порядка 

управления и др.).

Любое правонарушение, как правило, влекло за собой наказание, среди наказаний были такие виды, как имущественные в форме штрафа, возмещения ущерба и др.; телесные в форме болезненного телесного наказания и в форме членовредительского наказания и смертная казнь в различных формах (ст.ст. 2, 23, 24б, табл. VIII и др.). Вид и форма наказаний за совершенное правонарушение суд назначал с учетом всех обстоятельств дела (состава правонарушения), исходя из целей (устрашение, возмещение ущерба, пополнение казны, общее и частное предупреждение) и принципов (неравенства свободных и рабов, неопределенности, множественности и талиона).

Брачно-семейные отношения по Законам XII таблиц. Брак мог осуществляться в двух формах: «cum manu» (кум ману) и «sine manu» (сине ману). Наиболее распространенной формой брака была «кум ману», при которой осуществлялась фиктивная покупка будущей жены и выполнялись светский ритуал и церковный обряд. В этом браке жена полностью была подчинена власти мужа или отца мужа, если последний жил вместе с отцом.

Вторая форма брака предусматривала простое сожительство брачующихся. В подобном браке за женщиной сохранялись определенные права, которые находили отражение в специально заключаемом договоре. Но этот брак «плавно перерастал» в брак «кум ману», если истекал срок давности в один год. Чтобы этого не произошло, норма ст. 4, табл. VI предписывала, «что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с ним сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею».

Процессуальное право по Законам XII таблиц. Указанной отрасли права посвящено полностью несколько таблиц (I–III) и отдельные нормы права, касающиеся процесса рассмотрения дел в суде, содержатся в ряде других таблиц (ст.ст. 2, 5, 5б, 8, табл. VIII; 2, 5, 8б, 9б, табл. VII; 15а, 15б, 16, 22, табл. VIII; 1, 4, 6, табл. IX; 2б, 3, табл. XII). А если принять во внимание общее количество статей Законов XII таблиц, восстановленное в XIX в. учеными, то примерно две пятых их (около 40 %) посвящено процессуальному праву.

Как усматривается из текста Законов XII таблиц, процесс был публичным, гласным и устным (ст. 7, табл. I). Он носил частный характер, и дело, как правило, возбуждалось по инициативе истца и рассматривалось в большинстве случаев преторами или другими магистратами (ст.ст. 8, табл. I; 5, табл. III; 5, 5б, табл. VI и др.), или третейскими посредниками, назначенными претором (ст. 2, табл. II; ст. 5, табл. VII).


По Законам XII таблиц процесс по методам и способам установления истины в суде при рассмотрении дел частного обвинения был мягким, стороны в нем играли активную роль. Это подтверждается нормой ст. 3, табл. I, которая предписывала, что истец в случае необходимости должен представить больному или старому ответчику даже «вьючное животное» для того, чтобы он мог прибыть в суд. Более того, если ответчик добровольно не являлся в суд, то истец после соблюдения некоторых формальностей имел право вести «его насильно» в суд (ст. 1, табл. I).

По характеру процесс был состязательным, так как стороны возбуждали дело в суде и представляли доказательства, имея равные почти права. Поскольку в процессуальном праве, как и в материальном праве, было много формальностей и предписывалось соблюдать строго установленные обряды (ст. 5, табл. VI), то процесс был отягощен формализмом. Он носил название легисакционного процесса, поскольку установленные законом и необходимые для соблюдения и судьей, и обеими сторонами в процессе действия и формулы назывались «легисактио».

Среди видов доказательств (собственное признание, вещественные доказательства, свидетельские показания) значительную роль играли свидетельские показания. Присутствие свидетелей на суде обеспечивалось той стороной, которой они были заявлены.

В ходе рассмотрения дела по существу мог осуществляться обыск (cт. 15а, табл. VIII), производство которого было урегулировано законом (ст. 156, табл. VIII).

Решение суда по большинству дел было окончательным и обжалованию не подлежало. Исключение составляли дела, в результате рассмотрения которых выносился приговор о смертной казни. Такие дела согласно статьям 1 и 2, табл. IX передавались на рассмотрение центуриатных комиссий, где приговор либо утверждался, либо отменялся.