Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 3 Хомяков А. М., 16. 03. 06 Мехатроника и робототехника, гр зАМб211.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это в свою очередь порождало особенности восприятия мира не как его чувственного отражения, что характерно для современного сознания, а как его преломленного через систему субъективных образов. Мир, таким образом, оказывался фактически сконструированной реальностью. Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние, а не мир как таковой. Рядом с мифом не могло быть в сознании не-мифа, какой-то непосредственно данной реальности. Миф есть познавательное обозначение. Перечислим основные черты данной мифопоэтической модели мира.
Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса. Узловые точки пространства и времени (святые места и святые дни) задают особую причинную детерминацию всех событий, опять же связывая воедино системы природных и, например, этических норм, вырабатывая в каждой из них особую космическую меру, которой должен следовать человек.
Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел (космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные (ключевые) моменты жизни (три, семь, десять, двенадцать, тридцать три и т.п.), и неблагоприятных чисел, как образов хаоса, безблагодатности, зла (например, тринадцать)). Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.
Данная модель мира основана на собственной логике — на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, «имеющих соответственно положительное и отрицательное значение» (небо-земля, день- ночь, белый-черный, предки-потомки, чет-нечет, старший-младший, жизнь-смерть и т.п.). Таким образом, мир изначально трактуется диалектично и достичь какой-либо цели напрямую (напролом) нельзя (чтобы войти в избушку Бабы-Яги, мы не обходим дом, что было бы логично в нашей реальности, а просим сам дом развернуться «к нам передом, к лесу задом»). Диалектика противоположных начал, противостоящих действий и явлений позволяет создать целую систему классификации мира (некий аналог системе категорий), которая в мифопоэтической модели и выступает средством упорядочивания бытия, «отвоевывая новые части хаоса и космологизируя его. Внутри же космически организованного пространства все связано друг с другом (сам акт мысли о такой связи есть для первобытного сознания уже объективация этой связи: мысль — вещь); здесь господствует глобальный и интегральный детерминизм».
Все эти представления о единстве мира при определенной интерпретации переходят в философию, которая, опираясь одновременно на данные наук, создает различного рода модели единства мира.
Вещественно-субстратная модель рассматривает единство мира в единстве физико-химического субстрата и свойств. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома и обнаружение все новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т.д. Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных и гравитационных полей.
Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля — субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В раннем материализме осуществлялись поиски некоего низшего слоя реальности, первоэлемента, из которого вытекает все многообразие мира. В диалектическом материализме в качестве субстанции выступает движущаяся материя, которая способна порождать новое, основываясь на самой себе. В данной субстанциальной модели единство мира проявляется в ряде отношений. Во-первых, материя сохраняется в количественном отношении, как бы она ни изменялась, и всегда обладает универсальными атрибутивными свойствами. Во-вторых, субстанциальное единство означает обусловленность всех процессов, происходящих в мире. Предмет воздействует на другой, выступая в качестве причины изменений в нем, как бы переносит субстанцию в него.
В функциональной (или номологической) модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Так, Пифагор считал, что мир управляется божественными математическими законами гармонии и мирового порядка. Лейбниц также исходил из идеи существования единых божественных математических законов и считал, что их можно представить системой уравнений, на основе которой объяснимы любые явления. Лаплас, исходя из признания универсальных законов, видел задачу в интеграции знания, что, по его мнению, сделает возможным абсолютное познание мира. Эта концепция получила впоследствии название «лапласовский детерминизм», означающее, что если бы удалось связать в единое целое все знания о мире, все параметры тел и зафиксировать их в единых уравнениях, то можно было бы создать единую формулу, которая охватила бы все проявления и все разнообразие мира. В рамках данной модели частные законы отдельных сфер бытия распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако это противоречит научным фактам. В частности, оказывается, что универсальная связь реально ограничена скоростью распространения взаимодействий (принцип близкодействия), конечностью времени существования объектов, конечностью энергии объекта и фактором поглощения физических взаимодействий.
Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы. Это фактически серия локальных картин мира одной или нескольких наук, отрасли познания. Такая картина мира заведомо неполна и отражает лишь часть бытия. Как только такое понимание распространяется на мир в целом, становится очевидной его ограниченность.
В генетической модели единство мира утверждается, что мир есть целостность, эволюционирующая по единым законам на основе общего исходного субстрата и во вполне определенном едином направлении. Подтверждением этой модели является антропный космологический принцип, который гласит, что на определенном этапе эволюции Вселенной появляется наблюдатель. Иными словами, базовые структуры и константы мегамира таковы, что с необходимостью приводят к появлению мыслящего существа, способного осуществлять рациональную реконструкцию ее истории выступать в роли ее фундаментального сознательного эволюционного фактора.
2. Какие подходы к пониманию пространству и времени существуют в философии?
Пространство и время относятся к числу важнейших форм бытия материи. Время — всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Пространство — форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Из всеобщих свойств пространства и времени следует подчеркнуть их объективность, независимость от человеческого сознания и сознания всех других разумных существ в мире; их абсолютность как универсальных форм бытия материи, неразрывную связь друг с другом и с движением материи, количественную и качественную бесконечность, неотделимую от структурной бесконечности материи. К свойствам пространства относится протяженность, которая означает рядоположенность, сосуществование и связь различных элементов. К свойствам пространства относят также связность и непрерывность, которые проявляются как в характере перемещений тел от точки к точке, так и в распространении воздействий через различные материальные поля в виде близкодействия в передаче материи и энергии. Пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем.
Свойствами времени являются также длительность, вечность, единство прерывного и непрерывного, одномерность, необратимость, однонаправленность, неоднородность. Длительность времени относится к метрическим свойствам. Необратимость времени обусловлена законами развития, детерминизма, возрастанием энтропии.
В истории философии и науки существовали различные подходы пространства и времени — субстанциальный и реляционный.
Для некоторых ученых бесспорным было понимание пространства и времени как каких-то внешних условий, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд приводил к концепции абсолютного пространства и времени, получившей наиболее отчетливую формулировку в работе И. Ньютона «Математические начала натуральной философии». Здесь абсолютное пространство и время определялись как некоторые самодовлеющие сущности, существующие вне и независимо от каких-либо материальных процессов. И. Ньютон утверждал, что абсолютное пространство существует объективно. Пространство не связано с материей, не является ее свойством, а существует как некая самостоятельная сущность. Пространство — вместилище, наполненное материальными телами. Абсолютное время представлялось И. Ньютону равномерной, чистой длительностью, существующей независимо от материального мира, не связанной с протекающими в природе событиями. Время и пространство считались независимыми не только от механических процессов, но и относительно друг друга. Такая позиция относится к субстанциальному подходу пространства и времени. К сторонникам данного подхода можно отнести также Аристотеля, Демокрита, Эпикура.
Но не все ученые придерживались таких воззрений. Так, Г.В. Лейбниц рассматривал пространство как порядок сосуществования тел, а время — как порядок отношений и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционного подхода пространства и времени, который полагал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Сторонниками данного подхода являются Платон, И. Кант, П. Гассенди, Дж. Локк.
Материалистический реляционный подход также высказывался уже в античный период. В частности, римский философ- материалист Тит Лукреций Кар доказывал, что времени самого по себе не существует, без явлений и процессов.
Современная наука склоняется в пользу материалистического реляционного подхода. Значительным шагом в понимании природы пространства и времени стало создание выдающимся физиком А. Эйнштейном специальной теории относительности (1905) и общей теории относительности (1916), которые позволяют углубить представления о пространстве и времени.
3. В чем суть закона единства и борьбы противоположностей?
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Закон единства и борьбы противоположностей – один из основополагающих законов философии. Окончательно сформулированный в XIX веке представителями немецкой философии (Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом) он дает представление о диалектическом познании человеком окружающего мира, о сути и законах происходящих в окружающем мире событий.
Такие понятия, как «противоречия» и «противоположности», их сущность и взаимодействие друг с другом рассматривались еще в философии античности. Впервые о диалектике, то есть о разделении всех предметов, явлений и процессов, писал еще Гераклит Эфесский, а вот последователи Зенона рассматривали противоречие как один из основных способов доказательства или опровержения таких философских проблем, как многообразие и динамика. В эпоху Средневековья о противоположностях - как об одном источнике развития - не могло быть и речи, так как одной из сторон в любом процессе был абсолют. А вот в эпоху Возрождения закон единства и борьбы противоположностей (хотя такого названия еще, естественно, не существовало) вновь стал затрагиваться в работах философов. Д. Бруно, например, указывал, что противоположные на первый взгляд характеристики могут весьма продуктивно сосуществовать друг с другом. Подобных мыслей придерживался и Н. Кузанский.