Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 3 Хомяков А. М., 16. 03. 06 Мехатроника и робототехника, гр зАМб211.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-этическими значениями.
Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.
Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.
Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.
САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.
Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».
Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.
Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и
осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.
Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.
Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чистым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетическое познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.
Целью познания является получение истины. В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.
1. Классическая концепция истины применяется наиболее часто. Рассмотрим ее подробнее. В соответствии с этой концепцией, целью познания является получение истинного знания. Истина – это знание, адекватно отражающее действительность, воспроизводящее объект таким, каким он существует сам по себе, независимо от субъекта. Для обозначения такого знания – соответствующего объекту и в этом смысле не зависящего ни от человека, ни от человечества – используется понятие объективной истины.
Объективная истина конкретна. Это значит, что при оценке знаний человек должен учитывать, при каких условиях они являются истинными. (Например, утверждение «Москва – столица России» является истинным только при указании времени, о котором идет речь: при Петре I она столицей не являлась).
Истинное знание не может быть достигнуто человеком сразу, полностью, целиком. Для характеристики исторического процесса познания используются понятия относительной и абсолютной истины.
Относительная истина – это истинное, но неполное, неточное знание. Относительными истинами являются, например, современные представления о строении материи или о жизни первобытных людей: новые физические и археологические открытия ведут к уточнению, развитию таких знаний. Относительная истина – это именно истинное знание, соответствующее действительности. Заблуждения, даже если они общеприняты, не могут считаться относительной истиной. Так, представление о том, что Земля является центром мира, общепринятое в средние века, не было относительной истиной, так как не соответствовало действительности.
Абсолютная истина – это полное и абсолютно точное знание, или же знание, которое никогда не будет опровергнуто.
Основным критерием истины, позволяющим проверить знания, является практика. Если в практической деятельности человек получает результат, соответствующий ожидаемому, значит, его знания являются истинными. Критерий практики является абсолютным (то, что доказано на практике, является истиной) и вместе с тем относительным (практика не может сразу ответить на все вопросы, она сама постоянно развивается). Например, космические полеты подтвердили истинность многих утверждений К.Э. Циолковского, но во времена, когда он их выдвинул, практического подтверждения еще не существовало.
Наряду с основным критерием – практикой – в познавательной деятельности используются и дополнительные критерии истины: наглядность знаний, их ясность и четкость, логическая доказательность, непротиворечивость и др.
2. Когерентная концепция истины применяется преимущественно при анализе научного знания. В математизированном естествознании XX века нередко разрабатываются теории, не имеющие непосредственного практического подтверждения. Поэтому и было предложено считать истинным такое знание, которое не противоречит ранее сложившимся и обоснованным теориям, может быть увязано с ними в целостную систему. При таком подходе основным критерием истинности знаний становится их логическая непротиворечивость, самосогласованность.
3. Прагматическая концепция истины ориентирована в основном на практическую деятельность людей. Истинным здесь считается такое знание, которое является полезным и эффективным, то есть позволяет находить выход из конкретных ситуаций и успешно достигать поставленных целей. Именно полезность знаний оказывается основным критерием истины. (Например, критерием истинности решения, принятого бизнесменом, является экономический результат; критерием же истинности способа защиты обвиняемого, избранного адвокатом, становится решение суда).
4. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь – знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку решать личностные проблемы, выбирать нравственные ориентиры, определять цель и смысл собственной жизни. Критерием истины становится способность данного человека принимать эти знания как жизненно важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир)
6. Какие концепции свободы складываются в развитии философии?
Свобода — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода — это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Поэтому стремление к свободе — естественное состояние человека.
Проблема свободы уходит своими корнями в глубокую древность.
Термин «свобода» в античности используется в основном в юридическом контексте, так как именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других.
В то же время античность показала, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.
Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу между свободами. Но, таким образом, свобода человека определяется через ограничение или лишение человека его свободы.
И хотя термин «свобода» встречается у античных авторов (еще эпикурейцы утверждали, что человек свободен, если он может реализовать свои желания), в собственно философском плане проблема свободы более или менее четко формируется лишь в Новое время. Так Г. Лейбниц отмечал: «Термин свобода очень двусмыслен». Отрицательные определения сводятся к констатации отсутствия противодействия, а положительные – к состоянию субъекта, действующего по собственной воле.
В работах английских и французских мыслителей К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте теории общественного договора, где права человека на жизнь, свободу и ответственность раскрывались как «естественные права» человека. В философиях общественного договора свобода представлена, прежде всего, как свобода выбора естественно независимого индивида. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по «Общественному договору», каждая независимая воля потеряла «свою естественную свободу». Эта
Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.
Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.
Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.
САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.
Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».
Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.
Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и
осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.
Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.
Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чистым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетическое познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.
-
Какие существуют концепции истины?
Целью познания является получение истины. В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.
1. Классическая концепция истины применяется наиболее часто. Рассмотрим ее подробнее. В соответствии с этой концепцией, целью познания является получение истинного знания. Истина – это знание, адекватно отражающее действительность, воспроизводящее объект таким, каким он существует сам по себе, независимо от субъекта. Для обозначения такого знания – соответствующего объекту и в этом смысле не зависящего ни от человека, ни от человечества – используется понятие объективной истины.
Объективная истина конкретна. Это значит, что при оценке знаний человек должен учитывать, при каких условиях они являются истинными. (Например, утверждение «Москва – столица России» является истинным только при указании времени, о котором идет речь: при Петре I она столицей не являлась).
Истинное знание не может быть достигнуто человеком сразу, полностью, целиком. Для характеристики исторического процесса познания используются понятия относительной и абсолютной истины.
Относительная истина – это истинное, но неполное, неточное знание. Относительными истинами являются, например, современные представления о строении материи или о жизни первобытных людей: новые физические и археологические открытия ведут к уточнению, развитию таких знаний. Относительная истина – это именно истинное знание, соответствующее действительности. Заблуждения, даже если они общеприняты, не могут считаться относительной истиной. Так, представление о том, что Земля является центром мира, общепринятое в средние века, не было относительной истиной, так как не соответствовало действительности.
Абсолютная истина – это полное и абсолютно точное знание, или же знание, которое никогда не будет опровергнуто.
Основным критерием истины, позволяющим проверить знания, является практика. Если в практической деятельности человек получает результат, соответствующий ожидаемому, значит, его знания являются истинными. Критерий практики является абсолютным (то, что доказано на практике, является истиной) и вместе с тем относительным (практика не может сразу ответить на все вопросы, она сама постоянно развивается). Например, космические полеты подтвердили истинность многих утверждений К.Э. Циолковского, но во времена, когда он их выдвинул, практического подтверждения еще не существовало.
Наряду с основным критерием – практикой – в познавательной деятельности используются и дополнительные критерии истины: наглядность знаний, их ясность и четкость, логическая доказательность, непротиворечивость и др.
2. Когерентная концепция истины применяется преимущественно при анализе научного знания. В математизированном естествознании XX века нередко разрабатываются теории, не имеющие непосредственного практического подтверждения. Поэтому и было предложено считать истинным такое знание, которое не противоречит ранее сложившимся и обоснованным теориям, может быть увязано с ними в целостную систему. При таком подходе основным критерием истинности знаний становится их логическая непротиворечивость, самосогласованность.
3. Прагматическая концепция истины ориентирована в основном на практическую деятельность людей. Истинным здесь считается такое знание, которое является полезным и эффективным, то есть позволяет находить выход из конкретных ситуаций и успешно достигать поставленных целей. Именно полезность знаний оказывается основным критерием истины. (Например, критерием истинности решения, принятого бизнесменом, является экономический результат; критерием же истинности способа защиты обвиняемого, избранного адвокатом, становится решение суда).
4. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь – знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку решать личностные проблемы, выбирать нравственные ориентиры, определять цель и смысл собственной жизни. Критерием истины становится способность данного человека принимать эти знания как жизненно важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир)
6. Какие концепции свободы складываются в развитии философии?
Свобода — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода — это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Поэтому стремление к свободе — естественное состояние человека.
Проблема свободы уходит своими корнями в глубокую древность.
Термин «свобода» в античности используется в основном в юридическом контексте, так как именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других.
В то же время античность показала, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.
Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу между свободами. Но, таким образом, свобода человека определяется через ограничение или лишение человека его свободы.
И хотя термин «свобода» встречается у античных авторов (еще эпикурейцы утверждали, что человек свободен, если он может реализовать свои желания), в собственно философском плане проблема свободы более или менее четко формируется лишь в Новое время. Так Г. Лейбниц отмечал: «Термин свобода очень двусмыслен». Отрицательные определения сводятся к констатации отсутствия противодействия, а положительные – к состоянию субъекта, действующего по собственной воле.
В работах английских и французских мыслителей К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте теории общественного договора, где права человека на жизнь, свободу и ответственность раскрывались как «естественные права» человека. В философиях общественного договора свобода представлена, прежде всего, как свобода выбора естественно независимого индивида. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по «Общественному договору», каждая независимая воля потеряла «свою естественную свободу». Эта