Файл: Объект и предмет макроэкономики сущность, ключевые проблемы, связь макроэкономики с микроэкономикой и с экономической политикой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

12 Совокупный спрос AD и факторы, его определяющие.

13 Совокупное предложение (AS) и факторы, его определяющие. Три участка совокупного предложения.

14 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD-AS и его нарушение Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве AD и AS и формировании равновесных параметров (PE,YE)Если AD>AS недопроизводство ВНП, то движение к равновесному состоянию осуществляется за счет расширения производства.Если ASИзменение равновесия со стороны совокупного спроса. Эффект «храповика» : тенденция в повышению уровня цен при возрастании совокупного спроса и сохранение их неизменными при его сокращении.Изменение равновесия со стороны совокупного предложения.в т. E1: ВНП растет, б/р падает, P падаетв т. Е2: ВНП падает, б/р растет, Р растет => стагфляция (инф + застой) 15 Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Виды циклов.Экономика развивается неравномерно – циклически, что проявляется в отклонении экономики от состояния равновесия через эк циклы.Экономический цикл – это повторение подъема и спада эк активности, к-рая отр в изм темпов эк роста, инфляции, уровня б/рЭкономический рост – увеличение совокупного производства измеряемого показателем реального ВНП.1.темп роста общего объема ВНП ВНПреал = 2. темп роста ВНП на душу населения = 7-8% высокие 4-6% нормальные 2-3% умеренные

17 Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы: активная и пассивная политика.

18 Инфляция: понятие, уровень (темп) инфляции, причины развития. Инфляция спроса и инфляция издержек

= S2

С: Чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.


А: рост ставки процента от R1 до R2 снижает планируемые инвестиции с I(R1) до I(R2)

В: уменьшение планируемых инвестиций сокращает доход с Y1 до Y2

C: чем выше ставка процента, тем ниже уровень дохода

26. Финансы и финансовая система: понятие, функции, содержание.

Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

Функции финансов:


  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

  • централизованные финансы;

  • децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

  2. Финансы домашних хозяйств

  3. Государственные финансы

  4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.




27. Государственный бюджет - финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Гос. бюджет - экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Функции бюджета:

  1. Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).

  2. Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.

  3. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода. 

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

  • доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;

  • экономические;

  • на социальные нужды;

  • на внешнеполитическую деятельность;

  • на содержание аппарата управления.


28. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов - их принудительный характер.


Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно владельцем объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известны подоходный налог, налог на прибыль, налог на землю и др.

Косвенные налоги взимаются с конечных потребителей облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль налоговых агентов, которые перечисляют полученные ими в счет уплаты налога средства в бюджет. Косвенные налоги являются налогами на потребителей и устанавливаются через надбавку к цене. К ним относят налог на добавленную стоимость ( НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Функции налогов:

  1. Стимулирующая функция. Налог может стимулировать действия экономического субъекта в самых различных сферах: потреблении, сбережении, труде, инвестировании и т.д. Изменяя налоговые ставки, государство может воздействовать на объемы капиталовложений и сбережений, уровень потребления и т.д.

  2. Перераспределительная функция. Изымая в виде налогов доходы у одной группы населения и передавая их в виде различных социальных выплат (трансфертов) другим группам, государство в идеале стремится сгладить слишком сильное неравенство в распределении доходов, которое может сложиться под воздействием "невидимой руки" рынка.

  3. Фискальная функция отражается в стремлении соответствующих властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов.

Система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Принципы:

  1. Принцип эффективности, или нейтральности, означает, что налоги должны как можно меньше искажать сложившиеся на рынке отношения, соответствующие условиям свободной конкуренции.

  2. Принцип гибкости связан с реакцией системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры.

  3. Принцип административной простоты означает, что налоговая система в целом характеризуется низкими административными издержками, ее прозрачностью и трудностью уклонения от уплаты налогов.

  4. Принцип приоритета личности связан с тем, что налоговая система должна быть направлена на формирование равных возможностей, а не на создание равных условий для каждого гражданина.

  5. Принцип политической ответственности означает, что налогоплательщики отчетливо осознают, за что именно они платят налоги.

  6. Принцип справедливости означает, что налоговое бремя не должно быть чрезмерно тяжелым для одних групп налогоплательщиков и весьма легким- для других.


Кривая Лаффера - кривая, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговые пресс, может привести к противоположным результатам.



По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М), а затем снижаться опять до 0. Стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающего весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или "уходить в тень".

29. Бюджетно-налоговая система - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в процессе регулирования экономики.

Цели:

  • ослабление колебаний экономического цикла;

  • обеспечение устойчивого экономического роста;

  • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции

Инструменты:

1. Государственные расходы:

  • закупки ( гражданского и военного назначения);

  • трансферты.

2. Налоги.
Виды фискальной политики:

  1. Дискреционная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

  2. Недискреционная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Механизм фискальной политики основан на том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, величину ВНП, занятость и цены.