Файл: Объект и предмет макроэкономики сущность, ключевые проблемы, связь макроэкономики с микроэкономикой и с экономической политикой.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= S2
С: Чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.
А: рост ставки процента от R1 до R2 снижает планируемые инвестиции с I(R1) до I(R2)
В: уменьшение планируемых инвестиций сокращает доход с Y1 до Y2
C: чем выше ставка процента, тем ниже уровень дохода
26. Финансы и финансовая система: понятие, функции, содержание.
Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:
Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.
27. Государственный бюджет - финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).
Гос. бюджет - экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Функции бюджета:
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы формируются за счет:
В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
28. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов - их принудительный характер.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно владельцем объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известны подоходный налог, налог на прибыль, налог на землю и др.
Косвенные налоги взимаются с конечных потребителей облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль налоговых агентов, которые перечисляют полученные ими в счет уплаты налога средства в бюджет. Косвенные налоги являются налогами на потребителей и устанавливаются через надбавку к цене. К ним относят налог на добавленную стоимость ( НДС), акцизы, таможенные пошлины.
Функции налогов:
Система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.
Принципы:
Кривая Лаффера - кривая, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.
Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговые пресс, может привести к противоположным результатам.
По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М), а затем снижаться опять до 0. Стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающего весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или "уходить в тень".
29. Бюджетно-налоговая система - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в процессе регулирования экономики.
Цели:
Инструменты:
1. Государственные расходы:
2. Налоги.
Виды фискальной политики:
Механизм фискальной политики основан на том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, величину ВНП, занятость и цены.
С: Чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.
А: рост ставки процента от R1 до R2 снижает планируемые инвестиции с I(R1) до I(R2)
В: уменьшение планируемых инвестиций сокращает доход с Y1 до Y2
C: чем выше ставка процента, тем ниже уровень дохода
26. Финансы и финансовая система: понятие, функции, содержание.
Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).
Функции финансов:
-
Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета; -
Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета; -
Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики; -
Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
-
централизованные финансы; -
децентрализованные финансы.
Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:
-
Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности) -
Финансы домашних хозяйств -
Государственные финансы -
Муниципальные финансы
Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.
27. Государственный бюджет - финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).
Гос. бюджет - экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Функции бюджета:
-
Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности). -
Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики. -
Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы формируются за счет:
-
налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; -
неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; -
доходов целевых бюджетных фондов.
В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
-
военные; -
экономические; -
на социальные нужды; -
на внешнеполитическую деятельность; -
на содержание аппарата управления.
28. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов - их принудительный характер.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно владельцем объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известны подоходный налог, налог на прибыль, налог на землю и др.
Косвенные налоги взимаются с конечных потребителей облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль налоговых агентов, которые перечисляют полученные ими в счет уплаты налога средства в бюджет. Косвенные налоги являются налогами на потребителей и устанавливаются через надбавку к цене. К ним относят налог на добавленную стоимость ( НДС), акцизы, таможенные пошлины.
Функции налогов:
-
Стимулирующая функция. Налог может стимулировать действия экономического субъекта в самых различных сферах: потреблении, сбережении, труде, инвестировании и т.д. Изменяя налоговые ставки, государство может воздействовать на объемы капиталовложений и сбережений, уровень потребления и т.д. -
Перераспределительная функция. Изымая в виде налогов доходы у одной группы населения и передавая их в виде различных социальных выплат (трансфертов) другим группам, государство в идеале стремится сгладить слишком сильное неравенство в распределении доходов, которое может сложиться под воздействием "невидимой руки" рынка. -
Фискальная функция отражается в стремлении соответствующих властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов.
Система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.
Принципы:
-
Принцип эффективности, или нейтральности, означает, что налоги должны как можно меньше искажать сложившиеся на рынке отношения, соответствующие условиям свободной конкуренции. -
Принцип гибкости связан с реакцией системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры. -
Принцип административной простоты означает, что налоговая система в целом характеризуется низкими административными издержками, ее прозрачностью и трудностью уклонения от уплаты налогов. -
Принцип приоритета личности связан с тем, что налоговая система должна быть направлена на формирование равных возможностей, а не на создание равных условий для каждого гражданина. -
Принцип политической ответственности означает, что налогоплательщики отчетливо осознают, за что именно они платят налоги. -
Принцип справедливости означает, что налоговое бремя не должно быть чрезмерно тяжелым для одних групп налогоплательщиков и весьма легким- для других.
Кривая Лаффера - кривая, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.
Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговые пресс, может привести к противоположным результатам.
По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М), а затем снижаться опять до 0. Стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающего весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или "уходить в тень".
29. Бюджетно-налоговая система - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в процессе регулирования экономики.
Цели:
-
ослабление колебаний экономического цикла; -
обеспечение устойчивого экономического роста; -
достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции
Инструменты:
1. Государственные расходы:
-
закупки ( гражданского и военного назначения); -
трансферты.
2. Налоги.
Виды фискальной политики:
-
Дискреционная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. -
Недискреционная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Механизм фискальной политики основан на том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, величину ВНП, занятость и цены.