Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 12 Вопросы Метод фокусгруппы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет. Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

- получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе;

- выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений;

- диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения;

- измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

- выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

- обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

К основным характеристикам социометрической методологии и техники можно отнести:

1. Измеряемые переменные, которые являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах.

2. Для диагностики взаимоотношений в группах социометрические инструменты могут применяться в социологии, социальной психологии, антропологии, психиатрии, педагогике.

3. С помощью данного метода можно изучать, с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой – индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

4. С помощью данного метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации, улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

5. Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов
, которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д.)

Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа. Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан. Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах. Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии. «Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

2. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт; и реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

Каждая личность по Морено – ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников. Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

3. Закон социальной гравитации: сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними. Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий.

4. Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

5. Социодинамический закон: внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно. При этом большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов – это «звезды», а большинство членов группы оказываются эмоционально обездоленными – это «социометрический пролетариат». Если группа увеличивается, то еще больше увеличивается эта непропорциональность. Неравенство может уничтожить только «социометрическая революция».



Ограниченность области применения социометрического метода

С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода. Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений.

Малые группы – коллективы: бригады, небольшие участки, малые предприятия, постоянные и временные учебные коллективы, небольшие воинские подразделения и т. д.

Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности. Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей. К важным вопросам данного метода следует отнести: численность малых групп, «нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы, основания для классификации этих групп. Основными признаками малых групп выступают пол, возраст, образование, профессия, интересы, национальность и др.


Организация и этапы проведения социометрического опроса

Организация социометрического опроса начинается с составления его программы. Для нее характерны все основные компоненты программы социологического исследования.

При составлении программы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- предварительное ознакомление с группой;

- точное определение социометрических критериев,

- разработку адекватного инструментария;

- выбор форм обработки; анализ информации.

Объект социометрического опроса – малая (контактная) группа, т.е. такая группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Различают неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные) группы (коллективы).

Предметом социометрического исследования может быть, как сама социометрическая структура группы, так и социометрический статус отдельных членов группы. Особое внимание следует обратить на выбор единицы анализа и измерения, под которым понимается установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

В зависимости от направленности выбора вычленяют отношения:

1. Положительные отношения – выбор члена группы для совместной деятельности.

2. Отрицательные отношения – отклонение члена группы.

3. Нулевой выбор – опускание, отсутствие выбора или отклонения.

Поскольку член группы может выразить отношение к другим членам группы тремя способами, то для каждой пары индивидов возможно существование шести типов, зависимости (см. Таблицу 1).

Таблица 1

1.

А выбирает Б и Б выбирает А.

2.

А выбирает Б, а Б опускает А.

3.

А выбирает Б, а Б отклоняет А.

4.

А опускает Б и Б опускает А.

5.

А опускает Б, а Б отклоняет А.

6.

А опускает Б, а Б выбирает А.

7.

А отклоняет Б, а Б выбирает А.

8.

А отклоняет Б и Б отклоняет А.

9.

А отклоняет Б, а Б опускает А.



В программе проведения социометрического опроса важное значение придается определению социометрического критерия. Он формулируется в виде вопросов, ответы на которые служат снованием для установления структуры взаимоотношений между членами группы. Социометрические критерии применяются также в виде тестов. Классификация и виды критериев очень разнообразны.

Правила для выработки социометрических критериев

В социометрическом критерии должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива и должна воспроизводиться ситуация выбора. Надежность социометрического метода зависит от правильного выбора критериев социометрии.

Требования к критерию таковы, что он не должен ограничивать возможность выбора, должен описывать конкретную ситуацию, должен быть однозначно и корректно сформулирован.

Отбор критериев производится в зависимости от программы исследования и от специфики исследуемой группы.

Проверка данных:

1. Устойчивость данных – с помощью повторного опроса,

2. Обоснованность данных – наблюдая за реальными отношениями в коллективе. Очень важно при опросе соблюдать условия анонимности ответов каждого участника.

По содержанию выделяют: производственные (официальные, формальные) и непроизводственные (неофициальные, неформальные) критерии.

Производственный критерий характеризует межличностные отношения в производственной ситуации, выбор лиц для совместного выполнения работы («Кого бы Вы выбрали напарником по работе...?»).

Непроизводственный критерий характеризует межличностные отношения в значимой непроизводственной ситуации («С кем бы Вы хотели отметить свой день рождения?»).

По форме различают коммуникативные и гностические критерии.

Коммуникативный критерий – выявляются реально существующие в группе типы взаимоотношений («С кем Вы желали (или не желали) работать на данной операции в бригаде?»).

Гностический критерий – выявляют степень осознанности каждым индивидом отношений внутри группы, коллектива («Укажите тех, кто Вас выбрал бы (или не выбрал) в партнеры для выполнения данной операции?»).

Прогностический критерий призван показать структуру ожидаемых отношений членов группы («Кто, по Вашему мнению, из членов Вашего коллектива пригласит Вас на свой день рождения?»).

Социальный критерий призван осуществить выбор для совместной общественной работы («Вместе с кем Вы хотели бы проводить проверку работы студенческой столовой?»).