ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ:
-
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКОВ……………………………3 -
ТИПИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ИХ ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИИ………………………………………...6
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………15
В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности.
В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная его причина, которая требует компетентного анализа.
В типологии личностей преступников следует различать три градации: 1) общий тип преступника; 2) личность преступника определенной категории; 3) личность преступника определенного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.
Поскольку социальным ядром личности являются ее направленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип преступника.
Критерием типического в преступнике является мера его асоциальной, антисоциальной деформации, характер социально-ценностной деформации и дефекты психической саморегуляции. По первому критерию можно выделить три типа преступников: 1) антисоциальный (злостный); 2) асоциальный (менее злостный); 3) характеризующийся дефектами психической само регуляции (случайный).
По второму критерию можно установить три категории преступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильственную. Внутри этих групп преступлений выделяются конкретные виды преступников— воры, расхитители, спекулянты, мошенники, грабители, убийцы и т. п.
По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников.
1. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.
Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы преступников:
1) корыстно-хозяйственная (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и др.);
2) корыстно-служебная (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогание взяток);
3) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);
4) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т. п.).
2. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью — лица с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи, разбойные нападения).
3. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью — лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей.
В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:
1) хулиганы;
2) злостные хулиганы;
3) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;
4) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности — убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.
По псих регуляционному основанию мы выделяем тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической само регуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения.
Этот тип преступников с дефектами само регуляции подразделяется нами на четыре разновидности:
1) лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
2) лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности;
3) лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
4) лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.
Наряду со степенью десоциализации и дефектами ценностной направленности следует различать личность преступника- индивидуалиста и личность преступника — члена преступной группы. В последнем случае существенным криминально значимым признаком преступника являются его групповой статус, ролевая функция в преступной группе.
-
ТИПИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ИХ ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИИ
Наиболее типичными психическими состояниями, которые свойственны почти всем осужденным, являются состояния одиночества, ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, незащищенности или мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии.
Социальная изоляция усиливает потребность человека в общении, невозможность ее удовлетворить вызывает состояние одиночества. Оно вызвано нарушением непосредственных связей с близкими и родными людьми, находящимися на свободе. Состояние одиночества проявляется в виде психологического шока, сопровождается тревогой, депрессией и различными вегетативными реакциями. Для того, чтобы как-то удовлетворить потребность в общении, осужденные прибегают к тайной переписке, персонифицируют предметы и различных живых существ. Из истории известно, что осужденные одушевляли тараканов, пауков, приручали птиц, подкармливая их на зарешеченных окнах. Страдая от одиночества, осужденные силой своего воображения создавали воображаемых партнеров, с которыми начинали разговаривать вслух. Подобные реакции не являются отклонениями от нормы, являясь защитными. Острое одиночество может сопровождаться бессонницей, поздним засыпанием, ранним просыпанием, кошмарными сновидениями. Одиночество может привести к нарушениям психики: состояниям стойкой депрессии, апатии, снижению двигательных функций, неадекватной оценке действительности, потере контроля над временем, нарушению инстинкта самосохранения, покушению на самоубийство.
В местах лишения свободы осужденные постоянно находятся «на виду у других» в силу постоянной охраны и надзора, поведение осужденных постоянно контролируется персоналом мест заключения, личные вещи досматриваются, переписка не является тайной. Осужденные фактически лишены интимной жизни. Публичность вызывает тягостные внутренние переживания, возникающие при длительной групповой изоляции. Осужденные испытывают напряжение и страдание от того, что не имеют возможности побыть наедине с собой. Возникает тревожность, мнительность скрытность либо, напротив, неоправданная откровенность, раздражительность, внезапные вспышки гнева, злобы, а затем фрустрация.
Остроту переживания феномена публичности усиливает скученность осужденных, недостаточная информированность о своем положении, родственниках. Довольно часто осужденные говорят о том, что «все надоело», «надоели одни и те же рожи», «всех ненавижу», «хочу домой» и пр. Порой переживание феномена публичности приводит к побегу или самоубийству. Ф. М. Достоевский писал: «Впоследствии я понял, что кроме лишения свободы, кроме вынужденного труда в каторжной жизни есть еще одна мука, чуть не сильнейшая, чем все другие, это вынужденное общее сожительство». Например, свидания с родными в колонии особого режима проходят в присутствии сотрудников и невозможно поговорить о чем-нибудь интимном.
Большинство осужденных страдают от своеобразного чувства неполноценности. На свободе каждый из них был кем-то, занимал определенное, иногда высокое социальное положение, однако наказание и связанное с ним лишение свободы резко снижает статус осужденного. В местах отбытия наказания человек начинает чувствовать, что он никто, страдает чувство собственного достоинства, которое он стремится компенсировать различными способами.
Психические состояния осужденных обычно проявляются в виде синдрома. Основной из них - синдром ожидания возможного наступления важного события: следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержания, освобождения. У человека в состоянии ожидания возникает повышенная напряженность, обострение психических реакций. Если ожидается хорошее событие (амнистия, освобождение, приезд на свидание родственников и т. д.), то осужденный испытывает нетерпение и стремится приблизить это событие, подсчитывает оставшееся время. Если ожидается неприятное событие, то осужденный испытывает страх и как бы пытается отодвинуть это событие. Если неизвестен исход события, то испытывает тревогу, подавленность. Тревожный фон усугубляется и может перерасти в депрессию. Депрессивные состояния сопровождаются бессонницей, раздражительностью, растерянностью, озлобленностью, агрессивностью, которые накапливаются, требуя определенной «разрядки» в виде драк, побегов, притеснения слабых, членовредительства.
Особым состоянием лишенного свободы является надежда на лучшее будущее. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода - это надежда на изменение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда - мощный стимул в исправлении личности. Безнадежность и обреченность - тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии. Особенно это присуще осужденным к большим срокам наказания, а также страдающим неизлечимыми болезнями.
Лишенным свободы свойственно и такое состояние как незащищенность. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным перед органами правосудия. Ему кажется, что они имеют лишь одну цель - сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так возникает состояние незащищенности. Такой человек пытается защититься. Одна из мер - объединение осужденных в группы.
Согласно М. Н. Гернету, «краеугольным камнем, фундаментом тюремной жизни в пенитенциарных учреждениях царской России» было состояние тоски27. Тоска по дому, свободе, родным, друзьям действует на человека с особой силой, вырабатывая специфическую тюремную походку, своеобразную мимику, вызывает повышенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун праздников, семейных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.
От тоски следует отличать скуку - состояние, при котором понижается внимание и интерес к окружающей действительности. Скука вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интересов, ограниченностью кругозора). Скука - неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни усилием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (познавательной, трудовой, общественной и т. д.), другие ищут развлечений, нередко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.
К типическим психическим состояниям осужденных относится апатия - состояние равнодушия, которое вызывает пассивность, парализует волю и интеллект. Осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться, трудиться и участвовать в коллективной жизни колонии.
В современной психологической литературе существует несколько подходов к классификации психических состояний личности. Можно объяснить определенные виды состояний человека на основе классификации основных состояний высшей нервной деятельности, которую определил И. П. Павлов. Но существует и чисто психологическая классификация психических состояний.
Как же, опираясь на классификацию И.П. Павлова, объяснять психические состояния человека? Возьмем возбужденный общее состояние, правомерно рассматривать как аффективное, такой, что затрудняет или делает невозможным тормозной процесс. При таком состоянии нередко человек теряет над собой контроль, нарушается ее деятельность. Особенно опасно, если возбужденное состояние переходит в крайнюю степень - в аффект. Во многих заключенных общий возбужденное состояние резче бросается в глаза в первые дни ареста, после объявления приговора или прибытия в колонию. Нередко возбужденный общее состояние наблюдается и перед увольнением. Помощь возбужденном состояния заключенного находим в том