ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что социальное значение и сила таких раздражителей, как арест, осуждение, пребывание в колонии, ожидаемая свобода исключительно большие, значимые. Существует различие возбужденных общих состояний человека, впервые попавшего в места лишения свободы, от возбужденных состояний рецидивистов - людей, которые неоднократно побывали в местах лишения свободы. Если в первых возбужденный общее состояние вызывается прежде всего новизной и необычностью раздражителя (один из заключенных выразил это так: "Меня достаточно было бы провести по коридорам тюрьмы, чтобы я и внукам и правнукам заказал не становиться никогда на преступный путь жизни "), то в других (рецидивистов) возбужденный общее состояние вызывается не только повторной действием раздражителя, но и нежеланием тормозить свое поведение. В результате развиваются аффективные комплексы, которые нарушают саморегуляцию личности и делают ее повышен опасной для общества.
В основе оптимального психического состояния, при котором деятельность человека, как мисленнева, так и практическая, наиболее продуктивная - "нормальный, бодрое состояние" с равновесием между возбуждающим и тормозным процессами (по учению И.П. Павлова). Конечно, о нормальном, бодрое состояние человека в местах лишения свободы можно говорить только условно. Вернее было бы назвать его состоянием волевой активности и готовности добросовестным трудом и честной жизнью искупить свою вину перед обществом. Это состояние отличается некоторой повышенной возбудимостью при хорошо функционирующих тормозных процессах.
Следующий последовательный ряд переходных состояний объясняет состояние растерянности, депрессию, состояние апатии, бесперспективности и бесцельности своей жизни, а также состояния, стоящих на грани патологи психической деятельности.
Первой фазой этого ряда - уравнительной, при которой уравнивается эффект сильных и слабых раздражителей, в связи с утомлением клеток коры головного мозга, хорошо объясняется, например, наблюдаемый в заключенных депрессивное состояние, когда они вообще слабо реагируют на то, что их окружает .
При парадоксальной фазе на сильные раздражители, человек реагирует слабее, чем на менее сильные. Происходит это потому, что на данной фазе тормозное состояние углубляется, работоспособность коры мозга снижается по сравнению с уравнительной фазой, и тогда сильные раздражители оказываются сверхсильными, они вызывают, в ослабленной нервной клетке настолько сильны тормозные процессы
, кора головного мозга или совсем не реагирует на них или дает очень слабую реакцию. Слабые же раздражители продолжают вызывать обычную реакцию, которая объективно становится сильнее, чем реакция на сильный раздражитель. Кто работал с заключенными, то неоднократно мог наблюдать такую картину: на незначительное замечание воспитателя или представителя администрации заключенный реагирует бурным вспышкой, в то время как такое сильное наказание, как помещение в штрафной изолятор оставляет его, абсолютно равнодушным.
При, дальнейшему развитию тормозного состояния коры наступает ультрапарадоксального фаза, для которой характерно то, что на положительные условные раздражители возникают тормозные реакции, а на тормозные - положительные реакции. Объясняется это следующим образом. Всякий положительный раздражитель может быть для коры мозга непосильным и вызвать охранную, защитную, тормозную реакцию. Глубокое торможение, вызываемое в этом состоянии всякого позитивным сигналом, приводит к коренному изменению реакции на тормозные сигналы. Примером психического состояния, соответствующего ультрапарадоксального фазы, могут служить случаи активного негативизма.
Современные психологи признают, что не все известные психические состояния можно заключить в классификацию И. П. Павлова. При классификации состояний следует учитывать не только тонус высшей нервной деятельности, степень захвата коры возбуждением, характеризующий уровень активности или пассивности, но так же и то, какую сигнальную систему и в какой степени оно затрагивает. Исходя из этого, В.И. Ковалев выделяет: активный и пассивный залог; состояния творческого и репродуктивного; парциальное и общее состояние (состояние одной системы анализатора или сигнальной и состояние коры в целом); состояния, которые вызываются выборочным возбуждением и торможением в коре и подкорке: активность подкорки и приторможенисть коры порождает истерическое состояние и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое состояние и др.
И. Д. Левитов определяет психологическую классификацию - длинных психических состояний на интеллектуальные, эмоциональные и волевые - как основную. Вместе с тем он подчеркивает ее относительность, поскольку не везде "является совпадение между классификацией психических процессов и классификации состояний". Он показывает это на примере удивление, которое отнесено к познавательной деятельности: "в этом сложном психическом состоянии при всей его эмоциональной выраженности на первый план выступает познавательная функция". Поэтому он предлагает рассматривать эту классификацию, как оперативную, такую, что масс лишь рабочее значение. Он определяет еще несколько возможных оснований для классификации психических состояний:
- По аналогии с типами или чертами характера;
- В зависимости от той деятельности, которую они сопровождают: психические отношения в деятельности: игровой, учебной, трудовой, спортивной;
- Состояния личностные и ситуативные. Первые характерны для личности, во вторых выражаются особенности ситуации, которые вызывают, у человека не характерны для нее реакции;
- По степени глубины: состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть глубокое состояние, чем настроение;
- По характеру воздействия на личность: состояния, положительно или отрицательно действуют на человека. Состояния, которые отрицательно действуют на человека, нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между воспитателем и заключенным, в результате которого воспитательные меры оказываются или мало эффективными или вообще безрезультатными. В то же время психическое состояние, которое положительно влияет на психическую деятельность, способствует более успешному исправлению преступника. Глобальная озлобленность может служить примером состояния, который негативно влияет на человека, раскаяние, сознание своей вины - состояния, которые положительно влияют на личность;
- По продолжительности протекания: состояния длительные и кратковременные. Например, состояние подавленности в некоторых заключенных по прибытии в колонию может включать период от нескольких недель до 2-4 месяцев, пока они не привыкнут к новым условиям, не найдут товарищей. Состояние ожидания свободы особенно остро начинает переживаться заключенными с короткими сроками лишения свободы за 2-З месяца до увольнения, а заключенными, имеющие длительные сроки лишения свободы - за 6-8 месяцев до увольнения;
- По степени осознанности: состояния могут быть более или менее осознанными.
Практика показывает, что психические состояния осужденного претерпевают существенные изменения под влиянием самого факта лишения свободы. При этом психические состояния заключенных ,, как правило, не одинаковы. Лишения свободы по-разному воспринимается и переживается впервые осужденными и неоднократно судимыми, молодыми и пожилыми людьми, неженатыми и семейными, женщинами и мужчинами, осужденными на короткие и длительные сроки и т. Д. Но во всех случаях в психических состояниях людей, лишенных свободы, есть много общего, что дает право говорить о типичных состояния заключенных.
В динамике психических состояний осужденного к лишению свободы есть свои закономерности. Обращают на себя внимание определенные поворотные пункты (которые называют критическими), где особенно заметное изменение и проявление типичных психических состояний человека. Наиболее заметными, а следовательно, и наиболее значимыми являются такие неизбежные моменты, вызывающие изменение и проявление психических состояний: арест, предъявление обвинения, суд, оглашение приговора, решения кассационной инстанции,
отправка в колонию, прибытие в колонию, первые 3-5 месяцев пребывания в колонии (период адаптации к условиям приговора), изменение условий заключения, последние месяцы перед освобождением, увольнение, окончания периода адаптации к жизни на свободе и тому подобное. Это не означает, что психические состояния человека, лишенного свободы, не могут изменяться в промежутке между критическими периодами. Между ними могут быть "промежуточные" критические моменты, которые так же с неизбежностью вызывают изменение психических состояний. Например, как правило, ни заключенного не могут оставить равнодушным факты предоставления личного свидания, помещения в штрафной изолятор и т. д.
Наиболее типичными психическими состояниями, присущими всем лишенным свободы, независимо от времени проявления, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, тоски, скуки и апатии, фрустрации, отчаяния.
В условиях лишения свободы человек постоянно находится в состоянии ожидания отправки в колонию, ожидания условного досрочного освобождения, ожидание освобождения в связи с окончанием срока наказания и тому подобное.
Состояние ожидания является заблаговременное настройки организма заключенного на будущие условия жизни и деятельности. Оно может быть разным по психологическим содержанием. Это прежде всего боязнь или страх перед ожидаемыми страданиями. Именно в этом проявляется один из элементов психологического механизма ужасающей действия уголовного наказания. Например, впервые осужденного пугает будущая отправка в колонию, где он должен отбывать срок уголовного наказания. Само событие при этом заключенного мало интересует поскольку результат п для него известен: приговор кассационной инстанцией оставлен в силе, изменений срока наказания не предвидится.
ЛИТЕРАТУРА
В основе оптимального психического состояния, при котором деятельность человека, как мисленнева, так и практическая, наиболее продуктивная - "нормальный, бодрое состояние" с равновесием между возбуждающим и тормозным процессами (по учению И.П. Павлова). Конечно, о нормальном, бодрое состояние человека в местах лишения свободы можно говорить только условно. Вернее было бы назвать его состоянием волевой активности и готовности добросовестным трудом и честной жизнью искупить свою вину перед обществом. Это состояние отличается некоторой повышенной возбудимостью при хорошо функционирующих тормозных процессах.
Следующий последовательный ряд переходных состояний объясняет состояние растерянности, депрессию, состояние апатии, бесперспективности и бесцельности своей жизни, а также состояния, стоящих на грани патологи психической деятельности.
Первой фазой этого ряда - уравнительной, при которой уравнивается эффект сильных и слабых раздражителей, в связи с утомлением клеток коры головного мозга, хорошо объясняется, например, наблюдаемый в заключенных депрессивное состояние, когда они вообще слабо реагируют на то, что их окружает .
При парадоксальной фазе на сильные раздражители, человек реагирует слабее, чем на менее сильные. Происходит это потому, что на данной фазе тормозное состояние углубляется, работоспособность коры мозга снижается по сравнению с уравнительной фазой, и тогда сильные раздражители оказываются сверхсильными, они вызывают, в ослабленной нервной клетке настолько сильны тормозные процессы
, кора головного мозга или совсем не реагирует на них или дает очень слабую реакцию. Слабые же раздражители продолжают вызывать обычную реакцию, которая объективно становится сильнее, чем реакция на сильный раздражитель. Кто работал с заключенными, то неоднократно мог наблюдать такую картину: на незначительное замечание воспитателя или представителя администрации заключенный реагирует бурным вспышкой, в то время как такое сильное наказание, как помещение в штрафной изолятор оставляет его, абсолютно равнодушным.
При, дальнейшему развитию тормозного состояния коры наступает ультрапарадоксального фаза, для которой характерно то, что на положительные условные раздражители возникают тормозные реакции, а на тормозные - положительные реакции. Объясняется это следующим образом. Всякий положительный раздражитель может быть для коры мозга непосильным и вызвать охранную, защитную, тормозную реакцию. Глубокое торможение, вызываемое в этом состоянии всякого позитивным сигналом, приводит к коренному изменению реакции на тормозные сигналы. Примером психического состояния, соответствующего ультрапарадоксального фазы, могут служить случаи активного негативизма.
Современные психологи признают, что не все известные психические состояния можно заключить в классификацию И. П. Павлова. При классификации состояний следует учитывать не только тонус высшей нервной деятельности, степень захвата коры возбуждением, характеризующий уровень активности или пассивности, но так же и то, какую сигнальную систему и в какой степени оно затрагивает. Исходя из этого, В.И. Ковалев выделяет: активный и пассивный залог; состояния творческого и репродуктивного; парциальное и общее состояние (состояние одной системы анализатора или сигнальной и состояние коры в целом); состояния, которые вызываются выборочным возбуждением и торможением в коре и подкорке: активность подкорки и приторможенисть коры порождает истерическое состояние и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое состояние и др.
И. Д. Левитов определяет психологическую классификацию - длинных психических состояний на интеллектуальные, эмоциональные и волевые - как основную. Вместе с тем он подчеркивает ее относительность, поскольку не везде "является совпадение между классификацией психических процессов и классификации состояний". Он показывает это на примере удивление, которое отнесено к познавательной деятельности: "в этом сложном психическом состоянии при всей его эмоциональной выраженности на первый план выступает познавательная функция". Поэтому он предлагает рассматривать эту классификацию, как оперативную, такую, что масс лишь рабочее значение. Он определяет еще несколько возможных оснований для классификации психических состояний:
- По аналогии с типами или чертами характера;
- В зависимости от той деятельности, которую они сопровождают: психические отношения в деятельности: игровой, учебной, трудовой, спортивной;
- Состояния личностные и ситуативные. Первые характерны для личности, во вторых выражаются особенности ситуации, которые вызывают, у человека не характерны для нее реакции;
- По степени глубины: состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть глубокое состояние, чем настроение;
- По характеру воздействия на личность: состояния, положительно или отрицательно действуют на человека. Состояния, которые отрицательно действуют на человека, нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между воспитателем и заключенным, в результате которого воспитательные меры оказываются или мало эффективными или вообще безрезультатными. В то же время психическое состояние, которое положительно влияет на психическую деятельность, способствует более успешному исправлению преступника. Глобальная озлобленность может служить примером состояния, который негативно влияет на человека, раскаяние, сознание своей вины - состояния, которые положительно влияют на личность;
- По продолжительности протекания: состояния длительные и кратковременные. Например, состояние подавленности в некоторых заключенных по прибытии в колонию может включать период от нескольких недель до 2-4 месяцев, пока они не привыкнут к новым условиям, не найдут товарищей. Состояние ожидания свободы особенно остро начинает переживаться заключенными с короткими сроками лишения свободы за 2-З месяца до увольнения, а заключенными, имеющие длительные сроки лишения свободы - за 6-8 месяцев до увольнения;
- По степени осознанности: состояния могут быть более или менее осознанными.
Практика показывает, что психические состояния осужденного претерпевают существенные изменения под влиянием самого факта лишения свободы. При этом психические состояния заключенных ,, как правило, не одинаковы. Лишения свободы по-разному воспринимается и переживается впервые осужденными и неоднократно судимыми, молодыми и пожилыми людьми, неженатыми и семейными, женщинами и мужчинами, осужденными на короткие и длительные сроки и т. Д. Но во всех случаях в психических состояниях людей, лишенных свободы, есть много общего, что дает право говорить о типичных состояния заключенных.
В динамике психических состояний осужденного к лишению свободы есть свои закономерности. Обращают на себя внимание определенные поворотные пункты (которые называют критическими), где особенно заметное изменение и проявление типичных психических состояний человека. Наиболее заметными, а следовательно, и наиболее значимыми являются такие неизбежные моменты, вызывающие изменение и проявление психических состояний: арест, предъявление обвинения, суд, оглашение приговора, решения кассационной инстанции,
отправка в колонию, прибытие в колонию, первые 3-5 месяцев пребывания в колонии (период адаптации к условиям приговора), изменение условий заключения, последние месяцы перед освобождением, увольнение, окончания периода адаптации к жизни на свободе и тому подобное. Это не означает, что психические состояния человека, лишенного свободы, не могут изменяться в промежутке между критическими периодами. Между ними могут быть "промежуточные" критические моменты, которые так же с неизбежностью вызывают изменение психических состояний. Например, как правило, ни заключенного не могут оставить равнодушным факты предоставления личного свидания, помещения в штрафной изолятор и т. д.
Наиболее типичными психическими состояниями, присущими всем лишенным свободы, независимо от времени проявления, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, тоски, скуки и апатии, фрустрации, отчаяния.
В условиях лишения свободы человек постоянно находится в состоянии ожидания отправки в колонию, ожидания условного досрочного освобождения, ожидание освобождения в связи с окончанием срока наказания и тому подобное.
Состояние ожидания является заблаговременное настройки организма заключенного на будущие условия жизни и деятельности. Оно может быть разным по психологическим содержанием. Это прежде всего боязнь или страх перед ожидаемыми страданиями. Именно в этом проявляется один из элементов психологического механизма ужасающей действия уголовного наказания. Например, впервые осужденного пугает будущая отправка в колонию, где он должен отбывать срок уголовного наказания. Само событие при этом заключенного мало интересует поскольку результат п для него известен: приговор кассационной инстанцией оставлен в силе, изменений срока наказания не предвидится.
ЛИТЕРАТУРА
-
https://studbooks.net/ -
https://studref.com/ -
https://psy.wikireading.ru/ -
https://poisk-ru.ru/