Файл: Курсовая работа по дисциплине алгоритмы решения нестандартных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Инженерно-экономический факультет

Кафедра «Экономика предприятия и инноватика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ»

студента группы ЭПРПз-20

ФИОМеркулова Д.Я.

№ зачетной книжки 20/3538

Вариант №___


ПРОВЕРИЛ:

_______________

______________

Донецк 2023

Основы ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Глава 2. ОБЗОР ТРИЗ (Владимир Петров) (vzryvmozga.ru)

2.2. Приемы творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) | Документ экобиблиотеки | Российская федерация/Сибирский ФО/Томская область | Экодело - экологические проекты и организации (ecodelo.org)

ТРИЗ – что это такое, метод развития творческого мышления (sravni.ru)

00_cover.indd (tpu.ru)

15. Методы развития творческого мышления. Теория Решения Изобретательских Задач. (studfile.net)

ТРИЗ – управляемая магия креативности | New-Retail.ru

14.pdf (gimn100.ru)

triz-itog.-rabota.docx (live.com)

Использование ТРИЗ-РТВ технологии в развитии познавательных и творческих способностей детей. Государственное учреждение образования "Ясли-сад №33 г.Лида" (schools.by)

Метод ТРИЗ: что это такое и как работают инструменты технологии (timeweb.com)

Метод ТРИЗ: что такое, суть технологии, основы - принципы и приемы использования теории решения изобретательских задач (yandex.ru)

ТРИЗ как метод развития творческого мышления | Медиа Нетологии (netology.ru)

ТРИЗ - Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций – Genvive (geniusrevive.com)

Развитие творческих способностей посредством ТРИЗ - Методическая копилка (edu-eao.ru)

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru)

Технология ТРИЗ, как фактор развития творческого потенциала личности (doc4web.ru)

"ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (infourok.ru)

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?


Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. Но не у всех детей.

Так как я работаю на логопедической группе и дети у меня с нарушением речи, я могу сказать, что у моих детей слабо развито воображение, мышление, я уже не говорю про связную речь. Они очень застенчивы, скованны. И вот чтобы преодолеть данный барьер мне пришлось изучить много литературы и свой выбор я остановила на программе «РОСТОК» ТРИЗ – РТВ под редакцией А.М. Страунинг.

Методику ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала.

Педагогическое кредо «тризовцев» – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все». И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Используя ТРИЗовские методы и приемы в работе, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта» (Г.С. Альтшуллер).

Чтобы стимулировать творческую активность детей, я использую следующие методы и приёмы:



1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • как не намокнуть под дождем;

  • как мышам достать сыр из-под носа кота;

  • как выгнать лису из зайкиной избушки;

  • как потушить пожар, если в доме нет воды;

  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

  • как оставить кусочек лета в зиму.

Самое главное правило мозгового штурма:

1.) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо ‒ плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика

Это так называемый метод аналогий или эмпатия:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— дерево в лесу у которого обламывают ветки;

— лиса которой не удалось поймать зайца;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, счастливую собаку;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;


б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, сосулька – карандаш, нож, ручка, клюв, нос и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Очень хорошо использовать небольшие стихи. Например: На свете все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз…

Огромный;

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я – на тебя;

А ты – на маму.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ или кольца Луллия

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Например, изобретаем новый стул. На одном круге отложены возможные формы, на другом– возможный материал, из которого он может быть сделан( дерев. железн. стекл. пластм.),

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер и т. д.).

4. Метод каталога.

Данный метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:


— наличие положительного и отрицательного героев;

— зло, причинённое отрицательным героем;

— борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

  • О ком сочиняем сказку?

  • Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

  • С кем он дружил?

  • Кто им мешал? Каким образом?

  • Как добрый герой боролся со злом?

  • Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

1. Жил-был…

2. И был он какой?..

3. Умел делать что?..

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

6. Она была…

7. Однажды между ними случилось…

8. Им помогла…

9. Сделала она это, чтобы… и т. д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета

5. Данетка или Да — нет

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

6. Метод фантазирования

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);