Файл: 1 оптимизация плана выпуска продукции при ограниченных ресурсах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оптимальное решение по второму критерию (ячейки B4:C4) состоит в выпуске шкафов и столов в количествах 20 и 34 ед., минимальный штраф за простой оборудования (ячейка G10) составляет wmin = 36 ден.ед., При этом прибыль (ячейка D11) равна F = 1614 ден.ед., z = 1650 ден.ед.

Полученные результаты оптимизации по двум критериям сведены в табл. 8.

Таблица 8

Критерий оптимальности

Продукция

Значения целевых функций




Вершина на рис.1

Шкаф

Стол

z, ден.ед.

w, ден.ед.

F, ден.ед

Прибыль от реализации продукции

C

38

20

2020

134,4

1885,6

Штраф за простой станков

B

20

34

1650

36

1614


На рис. 1 оптимальному плану по прибыли соответствует вершина C(38;20), а оптимальному плану по штрафу – вершина C(20;34).

2 ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА


Задание 2

Предположим, что запасы груза в пунктах отправления равны соответственно 290, 150 и 80 единиц. Потребности пунктов назначения составляют соответственно 30, 50, 100, 150, 190 единиц. Затраты на перевозку единицы груза (тарифы) содержатся в матрице



2.1 Таблица перевозок

Имеем транспортную задачу с тремя поставщиками и пятью потребителями, исходные данные которой можно представить в виде табл. 9.

Таблица 9

Пункты отправления и запасы груза

Пункты назначения и потребности











30

50

100

150

190



290




7




6




8




7




5




























150




5




6




5




8




4




























80




7




7




4




5




5




























2.2 Математическая модель

Определим сначала вид транспортной модели. Для этого вычислим суммарные запасы груза у поставщиков



и суммарные потребности



Так как , то модель является закрытой, и задача обязательно имеет оптимальное решение.

Суммарные транспортные затраты на перевозки груза от поставщиков к потребителям составляют

. (8)

Ограничения показывают, что все запасы должны быть вывезены от поставщиков

(9)

и должны быть удовлетворены потребности пунктов назначения

. (10)

Все поставки груза должны быть неотрицательными

, , . (11)

Соотношения (8) – (11) образуют математическую модель транспортной задачи.
2.3 «Равномерный» план перевозок

В среде Excel на листе 1 в блоке ячеек B2:F4 поместим тарифы на перевозки из табл. 9. Блок ячеек B7:F9 предусмотрим для записи плана перевозок. В ячейки H7:H9 запишем запасы груза у поставщиков, а в ячейки B11:F11 – потребности пунктов назначения. Суммарные затраты на перевозку будем рассчитывать в ячейке G2, в которую поместим формулу = СУММПРОИЗВ(B2:F4;B7:F9). Содержимое этой ячейки сначала равно нулю. Однако, постепенно заполняя ячейки B7:F9 числами, содержимое ячейки.

Чтобы получить «равномерный» план перевозок, запасы поставщика А1 разделим примерно поровну между потребителями (290/5=58 ден. ед.). Так у потребителя В1 потребность только в 30 д.е., то направляем 30 ден. ед., в В2 – 50 ден. ед. Тем самым потребитель В1 и В2 получит груз в нужном объеме, и тогда поставки от других поставщиков будут нулевыми. Распределяя «равномерно» запасы поставщика А
2 между оставшимися потребителями, видим, что каждому следует направить по 30 ед. груза. Однако, потребителю В3 достаточно направить лишь 6 ед., что и записывается в соответствующей клетке. Остальной груз в объеме 144 ед. распределяем так, как это показано в табл.10. В строку, соответствующую поставкам А3, поместим остаточные значения объемов груза.

Таблица 10




A

B

C

D

E

F

G

H

1




Тарифы на перевозку груза







2




7

6

8

7

5

3196




3




5

6

5

8

4







4




7

7

4

5

5







5




"Равномерный" план перевозок







6




B1

B2

B3

B4

B5




Запасы

7

A1

30

50

94

58

58




290

8

A2

0

0

6

58

86




150

9

A3

0

0

0

34

46




80

10

























11

Потребности

30

50

100

150

190









После заполнения перевозок в клетке G2 мы автоматически получим суммарные затраты, равные 3196 руб.
2.4 План перевозок, полученный методом «северо-западного» угла

Следующий план перевозок получим в Excel на листе 2. Отличие от предыдущего плана состоит только в заполнении блока ячеек B7:F9. Поэтому можно скопировать лист 1 на лист 2 и изменить только содержимое указанного блока. В ячейку B7 («северо-западная» клетка) поставим максимально допустимую перевозку, равную min(290;30) = 30. Тогда перевозки в пункт от других поставщиков должны быть равны нулю. Первый столбец оказался заполненным. Переходим к заполнению следующей «северо-западной» клетки C7, учитывая, что запас поставщика уменьшился на 30 и стал равен 260 ед. В ячейку C7 поставим перевозку, равную min(260;50) = 50. Тогда перевозки в пункт от других поставщиков должны быть равны нулю. Второй столбец оказался заполненным. Переходим к заполнению следующей «северо-западной» клетки D7, учитывая, что запас поставщика уменьшился еще на 50 и стал равен 210 ед. В ячейку D7 поставим перевозку, равную min(210;100) = 50. Тогда перевозки в пункт от других поставщиков должны быть равны нулю. Третий столбец оказался заполненным. Переходим к заполнению следующей «северо-западной» клетки Е7, учитывая, что запас поставщика уменьшился еще на 100 и стал равен 110 ед. В ячейку Е7 поставим перевозку, равную min(110;110) = 50. Тогда перевозки из пункта остальным потребителям должны быть равны нулю. Первая строка оказалась заполненной. При этом потребность пункта В4 уменьшилась на величину 110 ед. и стала равной 40 ед. Продолжая этот процесс дальше, получим план перевозок, представленный в табл. 11.

Таблица 11




A

B

C

D

E

F

G

H

1




Тарифы на перевозку груза







2




7

6

8

7

5

3240




3




5

6

5

8

4







4




7

7

4

5

5







5




План по методу "Северо-западного" угла







6




B1

B2

B3

B4

B5




Запасы

7

A1

30

50

100

110

0




290

8

A2

0

0

0

40

110




150

9

A3

0

0

0

0

80




80

10

























11

Потребности

30

50

100

150

190