Файл: 1. Социальный контроль 1 Понятие термина социальный контроль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Социальный контроль

1.1 Понятие термина «социальный контроль»

Социальный контроль – явление всеобъемлющее, распространяющееся на всю социальную систему. Его легко проследить во всех социальных институтах, начиная от института семьи и заканчивая институтом образования.

На сегодняшний день в науке до сих пор нет четкого представления о том, кто ввел в научный язык само понятие «социальный контроль». Одни считают, что первенство принадлежит представителю чикагской школы социологии Э. Россу, который «первым понял и… выразил подлинное содержание теории «социального контроля» в целом», другие говорят о том, что «инициатива концептуального использования данного понятия принадлежит французскому социокриминологу Г.Тарду» [1, с. 293].

В современной социальной теории социальный контроль определяется как особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.

С точки зрения Ж. Гурвича, «социальный контроль может быть определен как совокупность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватывают, рассматривают и используют, и посредством которых каждое глобальное общество, каждая частная группа, каждая форма социабельности и каждый индивид преодолевают антиномии, напряжения и конфликты, которые им свойственны, путем временного и нестабильного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилий, направленных на коллективное творчество (созидание)» [1, с. 293].

Другой отечественный исследователь – В.К. Лапенков – определяет социальный контроль более узко, нежели Ж. Гурвич. Социальный контроль, по мнению ученого, это реализация потребности общества в социальной регламентации посредством действия существующих запретов или разрешений [6].

Если попытаться найти более универсальную трактовку понятия «социальный контроль», то можно предложить определение, данное В.А. Климовым [3, с.87]: «Социальный контроль представляет собой совокупность общественных процессов, имеющих целью наблюдение за функционированием социальных объектов (социальных общностей, социальных институтов, индивидов), проверку и оценку результатов их деятельности в соответствии с социальными нормами, управленческими решениями, а также
применение к объектам определенных мер воздействия, с целью ликвидации негативных явлений (социальных отклонений) и всестороннего развития позитивных явлений и тенденций».

Несмотря на то, что социализация человека считается индивидуальным процессом, она протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих индивида людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется целым коллективом – семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем [8].

1.2 Формы и функции социального контроля

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

• регулируют общий ход социализации;

• интегрируют личность в социальное окружение;

• служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

• контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции — это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

• формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т.д.);



• неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т.е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т.д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т.п.);

• формальные негативные санкции — это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

• неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т.д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных — силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В этом — один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).

1.3 Способы реализации социального контроля

Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть – это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживает поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан.


Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание

социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и другие социальные институты: образование, мораль, культура, религия, семья и т.п.

Способы реализации социального контроля в группе, общности, обществе следующие: - социальный контроль через социализацию осуществляется таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно в силу своих обычаев, привычек, предпочтений и желаний;

- социальный контроль через групповое давление, когда человек не может участвовать в реальном жизненном процессе, основываясь только на внутреннем контроле (самоконтроле), т.к. на поведение индивида накладывает отпечаток включенность его в социокультурную среду, систему отношений институциональных норм группы или общности.

Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит прежде всего от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские возможности в группе, применяются различные способы группового воздействия или давления.

2. Девиантное поведение

2.1 Понятие «девиантное поведение» и его виды

Девиантным считается поведение, при котором личность ведет себя отличительно от общепринятых правил и социальных норм. Под нормами подразумеваются:

  • законодательные правила;

  • мораль, принятая в обществе;

  • этика поведения;

  • существующие порядки в образовательном, трудовом или досуговом коллективе.

К девиантному относится любое отклонение от привычных человечеству норм: от отказа здороваться при встрече до вызывающего внешнего вида или откровенного хулиганства. Необходимо понимать, что один и тот же поступок будет каким-то коллективом воспринят нормально, а в другом посчитается отклонением. Поэтому расстройством поведения можно считать действия, которые:

  • противоречат правилам, принятым и почитаемым в конкретном социуме;

  • причиняют вред самому человеку или его окружению;

  • тормозят развитие и снижают качество жизни личности;

  • вызывают порицание у большинства;

  • систематически повторяются.

Не обращать внимание на отклоняющееся поведение невозможно, поскольку оно может быть опасным, нарушать стабильность взаимоотношений в обществе,
стать угрозой семье, коллективу, прохожим на улице.

Девиантное поведение способно нести в себе и положительный окрас. К примеру, благодаря нестандартному поведению революционных умов и людей, стремящихся к переменам, общество может избавиться от устаревших правил, развиться и продвинуться вперед.

Отклоняющееся поведение классифицируется по следующим типам:

  1. делинквентное, при котором поступки могут причинить вред окружающим, а действия относятся к преступным и насильственным (кража, драка, преступление, разбой);

  2. аддиктивное, которое подразумевает уход от реальной жизни при эмоциональном поведении (увлечение алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами, вызывающими состояние транса, а также компьютерными и азартными играми);

  3. асоциальное, которое проявляется в нарушении моральных норм (бродяжничество, проституция, агрессия, уход из дома);

  4. суицидальное, включающее все формы поведения для преднамеренного ухода из жизни (размышление, попытка, построение планов, конкретные действия); в свою очередь может быть как истинным (явным), так и театрально-демонстративным (на публику) или совершаемым в состоянии аффекта.

2.2 Истоки, причины и симптоматика девиантного поведения

Социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи – находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее умственными дефектами, предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

Наиболее аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации.

Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.