Файл: Ответы на зачёт по экологическому праву. Понятие экологического права. Предмет и метод экологического права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы на зачёт по экологическому праву.
1. Понятие экологического права. Предмет и метод экологического права.

Предмет «Экологическое право» является одним из отраслей права в области юриспруденции. Правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды занимает одно из важнейших мест среди всех общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу и служащая юридической базой для всех отраслей права, устанавливает принципы и основные положения экологического законодательства. К ним относится то, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ).

Экологическое право – это отрасль права Российской Федерации, включающая в себя систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предмет экологического права представляет собой общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

2. Система экологического права. Источники экологического права.

Экологическое право как отрасль юридической науки представляет собой систему научных знаний:

о становлении и развитии экологического права;

о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений;

об основных институтах экологического права;

о государственном регулировании экологических отношений;

о праве собственности на природные ресурсы;

о юридической ответственности за экологические правонарушения;

о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Систему источников экологического права образуют:

Конституция Российской Федерации;

федеративные договоры;

международные договоры РФ,


общепризнанные принципы международного права;

законы (конституционные и федеральные);

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

нормативные правовые акты министерств и ведомств;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные правовые акты;

правовой обычай.

Конституция Российской Федерации как источник экологического права РФ устанавливает две группы норм:

1) нормы общего характера, важные с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности;

2) непосредственно экологические нормы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
3. Понятие и содержание форм собственности на объекты природы и природные ресурсы.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Природные объекты (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой) выполняют также роль и природных ресурсов; отдельные элементы объектов природы могут использоваться, используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства. Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке.

С учетом природного происхождения ресурсов, а также их огромного экономического значения разработаны следующие классификации природных ресурсов:

1. Природная (генетическая) классификация – классификация по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в том числе почвенные), растительные (том числе лесные), климатические ресурсы животного мира, энергии, природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие «биологические ресурсы».



2. Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости их запасов. По данному признаку выделяют ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые невозобновимые, исчерпаемые, возобновимые.

3. В зависимости от характера использования вся совокупность природных ресурсов может быть условно разделена на две основные группы: средства труда и предметы потребления.

4. В зависимости от возможности замены одних ресурсов другими, все виды природных ресурсов подразделяются на заменимые и незаменимые.

5. По техническим возможностям эксплуатации выделяют реальные природные ресурсы, которые используются при данном уровне развития производительных сил, и потенциальные (прогнозные) ресурсы.

6. По степени разведанности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории А, В, С1, С2, характеризующиеся различной степенью изученности. Категория А – это вполне изученные, разведанные и подготовленные к добыче запасы. Запасы категория В и
С1 – разведаны с относительно меньшей детальностью. Категория С2 – запасы оценены предварительно. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы выделяются в общие геологические запасы.


Собственность – основа любого общественного строя и общества. Юридическая энциклопедия дает определение собственности:

«Собственность – система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления». Таким образом, собственность – это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность.

Право собственности рассматривается как конкретное субъективное право, не случайно право собственности на природные ресурсы называют эколого-экономической категорией (признаком). Экологические и экономические признаки в институте собственности находятся во взаимосвязи. Нельзя отметить, что земля в одном месте – недвижимость, а в другом – составная часть окружающей среды. Она и то и другое и третье в одном качестве – составная часть природы.

Формы собственности на природные объекты согласно ст. 9 Конституции РФ (1993) подразделяются: на государственную, муниципальную, частную, иные. Право собственности на природные объекты и ресурсы определяют, что основных отдельных природных объектов девять: земля, почвы, недра, воды (поверхностные и подземные), леса и иная растительность, животный мир, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство. В соответствии с действующем законодательством, включая ч. 2 статьи 9 Конституции РФ, земля и другие объекты находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

4. Субъекты права собственности на объекты природы и природные ресурсы.

Субъектами экологических правоотношений признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» (2002) в качестве субъектов экологических правоотношений выступают:

государство;

государственные органы, наделенные компетенцией по регулированию природоресурсных и природоохранных отношений;

юридические лица;

физические лица: иностранцы и лица без гражданства;

иностранные и международные юридические лица и их представительства;

иностранные государства.
5. Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, право пользования.

Земли сельскохозяйственного назначения - землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами, совокупность которых составляет земельное законодательство. Наиболее важными среди них являются: федеральные законы «О мелиорации земель» ; «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Закон РФ «О плате за землю»; Указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией РФ»; «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»; Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» и др.

6. Понятие, принципы государственного управления природопользования и охраны окружающей природной среды.

Юридическое экологическое образование является самостоятельным направлением деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. В рамках этого направления решается задача не только подготовки юристов, экологов, но и более общая и существенная – экологического воспитания и формирования экологической культуры, воспитания и формирования гражданских качеств будущих юристов. Охрана природы – дело каждого.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя их фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
7. Система государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ:

федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

федеральное агентство водных ресурсов;

федеральное агентство лесного хозяйства;

федеральное агентство по недропользованию.

Министерство сельского хозяйства РФ:

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

федеральное агентство по рыболовству.

Министерство экономического развития РФ:

федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба безопасности РФ.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.