Файл: Ответы на зачёт по экологическому праву. Понятие экологического права. Предмет и метод экологического права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Понятие экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относится следующее:

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

-разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных и природно- антропогенных объектов;

-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, направленной на охрану окружающей среды;

-возмещение вреда окружающей среде и др.
9. Компетенция государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охрану окружающей природной среды.

Компетенция отдельных органов государственного управления в области рационального использования и охраны природной среды определена отдельными нормативными документами.

Функции общего управления (общей компетенции) выполняют Президент РФ и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Их компетенция установлена Конституцией Российской Федерации и конституциями субъектов РФ (базовые), общими и специальными актами экологического законодательства (конкретные).


Органы предварительного следствия (следователи прокуратуры, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности) осуществляют расследование уголовных дел, отнесенных к их компетенции.

Головным законом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999). В соответствии с ним изданы иные акты законодательства Российской Федерации и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.
10. Водный фонд. Понятие, состав. Право водопользования.

Водные объекты в пределах территории РФ, включенные или подлежащие включению в водный кадастр, образуют водный фонд. По определению Воднего кодекса РФ, под водными объектами понимаются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса). К ним относятся:

поверхностные водные объекты, включая реки и водохранилища, ручьи и каналы, озера, болота и пруды, ледники и снежники, внутренние моря, территориальное море,

подземные водные объекты, включая водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения подземных вод и естественные выходы подземных вод.
11. Понятие правового режима чрезвычайной экологической ситуации.

Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
12. Понятие чрезвычайной ситуации и экологического бедствия, их различия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории.



Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
13. Особо охраняемые природные территории: понятие, состав. Право собственности на ООПТ.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
14. Экологическое нормирование: понятие, правовое регулирование, основные нормативы и их правовой режим.

Нормотворчество, нормирование и стандартизация как система управления связаны с созданием правовых предписаний, имеющих различную юридическую силу, форму, предназначенных для различных адресатов, обладающих обязательностью и вводимых в строго определенной юридической форме (инструкций, правил, ГОСТов) только уполномоченными на то субъектами экологического управления. Это сложный процесс единый по своим целям (установление требований, предписаний, показателей, регулирование поведения), осуществляемый субъектами экологического управления в интересах охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования.

15. Экологическое лицензирование: понятие, виды лицензий.

Лицензирование экологическое. разработка, оформление и контроль над рациональным природопользованием, закрепляющие юридическое право на проведение хозяйственной или иной деятельности при заданных экологических требованиях и ограничениях.
Основные виды лицензирования. Для их классификации применяются различные критерии.

1) по формальному признаку – названию документа – выделяют две большие группы: лицензии и разрешения.

2) по объекту лицензирования выделяют три группы лицензий (разрешений): на природопользование лицензии определяют права и обязанности природопользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятия его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса.

3) по цели и виду деятельности, осуществляемой на основании лицензий, их разделяют на полученные для удовлетворения личных нужд и для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа; на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии, с извлечением и использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т.п.

4) по сфере выделяют лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха, т.е. на недропользование, лесопользование и т.д.

5) по источнику права, регулирующего материальные и процессуальные нормы о лицензировании, выделяют две группы лицензий: 1) выдаваемые в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в первую очередь касающихся работ и услуг, связанных с повышенными экологическими рисками или по иным причинам подлежащих особому контролю, например в области обращения с опасными веществами, отходами и т.п.; 2) содержание и выдача которых регламентируется специальными экологическими законодательными и иными актами (Водным и Лесным кодексами РФ, постановлениями Правительства РФ и т.д.).

6) по субъектам пользования лицензии разделяют на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам.


7) по субъекту выдачи лицензий, выделяют лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом экологического управления единолично, и лицензии, которые выдаются таким органом по согласованию с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды и природопользования органами.
16. Земли спец. назначения: понятие, состав.

Состав земель Состав земель в Российской Федерации рассматриваются следующим образом. Земли в Российской Федерации по целевому назначению

подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения; землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

2) земли поселений; землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его дминистративных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местных органов самоуправления (правилами землепользования и застройки);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и др.; признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – земли промышленности и иного специального назначения). Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, права на которые возникли у участников земельных отношений. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных отношений. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, права на которые возникли у участников земельных отношений. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, права на которые возникли у участников земельных отношений;