Файл: Ответы на зачёт по экологическому праву. Понятие экологического права. Предмет и метод экологического права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) земли особо охраняемых территорий и объектов; к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
а) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно- оздоровительных местностей и курортов;
б) природоохранного назначения;
в) рекреационного назначения;
г) историко-культурного назначения;
д) иные особо ценные земли;
5) земли лесного фонда; к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.);
6) земли водного фонда; к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов;
7) земли запаса; к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
17. Экологический аудит: понятие, виды и правовой режим.
Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.
Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия:
обязательный (принудительный);
инициативный (добровольный).
Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам.
Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно.
В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать:
внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании;
внутренний – проводится экспертами самого предприятия.
18. Экологический контроль: понятие, виды и структура.
Целью государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды является создание такой системы общественных и производственных отношений, которая бы соответствовала законодательной основе природопользования и способствовала развитию производственно-хозяйственной деятельности общества.
Экологический контроль ставит своими задачами следующее:
1) наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
2) с учетом оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду – проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
19. Экологический мониторинг: понятие, виды, правовое регулирование.
Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Виды мониторинга выделяют по следующим параметрам:
-по масштабам системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;
-уровню измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;
-объекту мониторинга – собственно экологический (воздух, вода, почва, животный мир, опасные отходы), радиационный, социально- гигиенический.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» данная система выполняет функции специально уполномоченного государственного органа по организации и осуществлению единой государственной службы наблюдения (мониторинга) за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей среды.
20. Право собственности на природные объекты и природные ресурсы.
Объекты природы – это отдельные природные ценности (заповедники, памятники природы и т.д.). Природный ресурс – это компоненты природной среды (природные, природно-антропогенные объекты), которые используются при осуществление хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и т.д. и имеют потребительскую ценность. К природным ресурсам можно отнести недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы. Все они являются частью среды обитания.
Право собственности рассматривается как конкретное субъективное право, не случайно право собственности на природные ресурсы называют эколого-экономической категорией (признаком). Экологические и экономические признаки в институте собственности находятся во взаимосвязи. Нельзя отметить, что земля в одном месте – недвижимость, а в другом – составная часть окружающей среды. Она и то и другое и третье в одном качестве – составная часть природы.
21. Правовой режим природных заповедников, заказников, национальных природных и дендрологических парков.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
22. Правовая охрана лечебно-оздоровительных и зеленых зон.
В соответствии с ФЗ №26:
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
23. Понятие и виды экологического вреда.
Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула, массовой гибелью птиц и животных на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раз; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений, уровнем деградации земель и т. д.
24. Способы и принципы возмещения за экологический вред.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
25. Виды экологических правонарушений.
С позиции состояния эколого-правового регулирования можно выделить следующие виды экологического вреда:
1) природоресурсный экологический вред, при котором ущерб аносится природным объектам, и в первую очередь экономически значимой их части. В силу этого юридически значимые признаки экологического вреда, причиненного каждому из этих объектов, предусмотрены в специальных природоресурсных законах: в кодексах (Земельном, Водном, Лесном) и иных законах (в федеральных законах «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха»);
2) гуманитарный экологический вред – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность. Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина. Например, нарушение экологического благополучия на территориях лечебно- оздоровительных местностей лишает человека его прав на отдых и полноценное восстановление сил в данной местности. Особенностью этого вида экологического вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законодательством;
3) имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т.д. Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера. Например, вытаптывание и поедание урожая сельскохозяйственных культур дикой фауны, задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями и т.д.
26. Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
27. Уголовная ответственность за экологические преступления.
Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения.